ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 25 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
01 сентября 2018, 20:37
Дарья Жук

В реальность выдвижения на "Оскар" своего фильма "Хрусталь" поверила не сразу

Дарья Жук
Дарья Жук
Режиссер

Фильм "Хрусталь", успешно начав фестивальную жизнь, уже получает массу приглашений на международные форумы. Режиссер Дарья Жук только в ноябре планирует побывать на семи фестивалях в разных странах. А год назад, монтируя отснятый материал, о подобном развитии событий и не помышляла. Как призналась Дарья в интервью корреспонденту БЕЛТА, делая фильм о молодежи 90-х, не думала, что картина вызовет интерес столь широкой зрительской аудитории.

- Свой дебютный полнометражный фильм изначально планировала показать в Беларуси, ведь он о периоде нашей истории, практически обойденном кинематографистами. В 90-е годы в основном снимали рекламу или социальные заказы. "Брат" и "Брат-2" - это картины совсем другого свойства, на специфичную тему. Мне же хотелось сделать фильм, который близок каждому, в котором каждый увидит что-то, что ему знакомо. Мне кажется, получился зрительский фильм, и он намного больше понравится публике, чем критике.

Приятно, что фестивальная жизнь ленты началась с теплого приема на форумах в Карловых Варах, Одессе, Выборге. А потом покатилось: картина приглашена на более чем 20 международных фестивалей в странах Восточной Европы. Очевидно, что рассказанная история оказалась близка многим. А 14 октября будет английская премьера "Хрусталя" на престижном фестивале в Лондоне, и это потрясающе! Случилась даже смешная история: два немецких фестиваля поссорились как конкурирующие площадки для премьеры. Факт организации премьеры в масштабах страны для них очень важен, и в этом случае два разных мероприятия договорились показать "Хрусталь" в один день. Картину увидят и в Египте.

Что касается проката, то "Хрусталь" уже вышел на экраны в Беларуси, он будет в прокате в России, Украине, Китае. Очень надеюсь, что в Америке, Германии и Франции, где идут переговоры.

- Вы сказали, что фильм больше понравится зрителям, чем критикам. Первые рецензии уже опубликованы. Как вам?

- Для меня чтение рецензий - болезненный процесс. Я переживаю, что кто-то что-то не понял, дал неверное определение, а это все расходится и формирует мнение. Порой критики обращают внимание на отдельные детали, которые не так уж важны. А фильм многослойный, смысловой. В нем мне хотелось воплотить конфликт, драму, отразить дух времени. Некоторые рецензии мне понравились. Например, в Карловых Варах было много американских журналистов. Они видят в фильме какие-то другие вещи, нежели европейские журналисты, и критика у них интересная, драматургическая. Да и не должен фильм всем нравиться, я считаю, это невозможно. Хотя много случаев, когда люди признаются, что, намереваясь посмотреть минут 10, не смогли оторваться до конца, потому как не все равно, что происходит на экране.

А на экране харизматичная героиня. У нее много отрицательных качеств, и нужна была актриса с сильной энергетикой, чтобы держать кадр. Такую пришлось искать долго, практически до момента начала съемок. Очень хотелось, чтобы сыграла девушка из Минска. К сожалению, многие артисты уезжают в Москву, Питер, даже в Нью-Йорке я встречалась с талантливыми белорусскими актрисами. Но, увидев Алину Насибулину, сразу поняла - это она. Алина потрясающая в этой роли. Может быть, сейчас она и не сыграла бы так, ведь вместе с ролями актеры меняются. Мне удалось уловить тот момент, когда эта роль была актуальна для ее личного роста.

Дарья Жук
Дарья Жук

- Дарья, вам нужно было передать атмосферу 90-х годов. Но современный Минск - уже другой город.

- Порой было непросто. Например, пришлось оконные рамы при монтаже в картине "состаривать" - ведь сегодня они практически везде новые, пластиковые. Мы всю картину снимали на натуре. Для фильма была построена только одна декорация - помещение почтового отделения. Во всей Беларуси не нашлось старого, без ремонта. Мы снимали в провинциальной квартире. Я вообще противник искусственных декораций, потому что в кадре это очень четко видно. Жаль, бюджет не позволил снимать в Березовке, где находится хрустальный завод "Неман". Реквизит искали по друзьям, по Фейсбуку, на "Беларусьфильме". Очень тяжело собиралось, но нашли все, даже журнал "Птюч", который должен быть в кадре. Старались в картине передать дух того времени.

- Того времени, когда случались подобные истории…

- Такая произошла с моей подругой: ей вправду пришлось какое-то время жить где-то в глубинке в ожидании звонка из американского консульства, чтобы получить визу. Как все сложилось у нее, я не знаю, в нашем фильме рассказ придуманный. Над сценарием работала опытный автор Хельга Ландауэр, она родилась и выросла в Москве, училась во ВГИКе, много путешествовала по бывшему Советскому Союзу. Со мной вообще работала замечательная международная команда. Оператор Каролина Коста из Бразилии, которая живет в Мексике и постоянно снимает в Лос-Анджелесе. Актеры заняты белорусские и российские. Монтажеры из Беларуси и Польши, звук делали в Германии, но при постоянном контакте с белорусским звукоинженером.

Вообще фильм сделан с большой любовью. Бюджет его, поверьте, далеко не такой большой, как может представляться. У нас были огромные ограничения, вплоть до того, куда камеру поставить - такая клаустрофобичная ситуация. Когда мы презентовали еще незаконченный материал на рынке в Германии, рядом предлагали подобные картины с бюджетов в 8 раз больше нашего. Я теперь точно знаю, что с большой любовью можно сделать многое, тем более в Минске. Людям не хватало зарплаты, не хватало времени, но вся команда работала с такой самоотдачей, за что я бесконечно благодарна.

- Но без денег все равно ничего не сдвинуть, вы же пытались запуститься в 2016 году, а получилось только через год. Найти деньги на фильм легко?

- Вообще невозможно, особенно на первый. Это самое ужасное, что происходит с режиссерами, которые пытаются сделать полнометражный фильм. Эти постоянные питчинги, стресс, ты все время рвешь на себе рубашку, убеждаешь, что сможешь сделать. Естественно, опыта у тебя нет, на слово никто не верит, и все говорят "нет" много лет. У меня на поиски ушло четыре года, я стала скучнейшим человеком в то время, и все, о чем говорила с друзьями, сводилось к теме ожидания денег на картину. Но очень важно знать людей, которые могут убедить в успешности будущего проекта. Мне теперь даже некоторые, к кому я обращалась за поддержкой и получила отказ, названивают и интересуются, как дела. Был момент в моей жизни, когда меня уволили из коммерческого проекта в Москве, что стало для меня огромным потрясением. Думаю, у каждого режиссера бывает такое, потому что падения в этой профессии неизбежны. И сейчас, когда они позвонили с предложением, для меня это была победа. Я думала, что это произойдет когда-то, и теперь могу поставить точку.

- Сейчас, наверняка, вы востребованный режиссер и получаете много предложений.

- Я пока переживаю "Хрусталь". Впереди еще так много работы - побывать на множестве фестивалей, организовать показ в Лос-Анджелесе для киноакадемиков. Предложения есть, все время читаю сценарии. Все ищут хороший материал, и я его тоже ищу. Уже знаю, когда такой есть, найдутся люди, которые тебя поддержат. Если появится хороший материал, то и команда подтянется, запустить тогда картину несложно.

Звали снимать в Москву, но нужно было бы на восемь месяцев все бросить и уехать, а это сейчас невозможно. Из Нью-Йорка, Лос-Анджелеса буквально две недели назад пришло предложение сделать комедию. Но очень сложно, когда не твой сценарий, - хочется переписать. На днях прочитала мелодраму, которая была так плоха, что этим даже хороша. История про любовь написана так смешно, что в этом ужасе клише есть даже некая своя прелесть, это почти пародия.

- Вы сами пишете сценарии?

- Я всегда мучаюсь, работая над сценарием. У меня много своих идей в разработке, и я сотрудничаю с несколькими авторами, один из них - мой муж. Он журналист и писатель, пишет об искусстве и технологиях. Мы вместе генерируем скелет, структуру. У нас вообще такая забава - набросать идеи, а потом сказать, что все это очень плохо.

Хочу снять эпический, исторический фильм на рок-н-рольную тему. Там присутствует звезда российской эстрады. Я уже искала встречи с ней, ведь необходимы договоренности, согласования. Задействовала всех друзей, всем сообщила, что мне надо срочно с ней познакомиться.

Есть у меня и сценарий про первый год жизни в Америке, это во многом личная история.

- Вопрос на эту тему: как вы вообще решились 16-летней девочкой уехать за тридевять земель из дома?

- Мне просто очень хотелось посмотреть мир и покорять новые просторы. Я училась в спецшколе и хорошо знала английский, поехала по обмену на год в США. Это было в 90-х, к слову. Там мне посоветовали продолжить обучение, и я смогла поступить в женский колледж на полную стипендию. Но все равно мне пришлось очень туго, я многое не понимала и по ночам читала американскую литературу. Сильно скучала, тем более что тогда не было интернета, скайпа, звонила родителям раз в месяц. Это было потрясение, шок. Но женский колледж после двух лет напряженной учебы я закончила на "отлично", а после поступила в Гарвардский университет также на полную стипендию. У меня диплом Гарварда по экономике с отличием, хотя я в то время гораздо больше была увлечена кино и с огромным рвением занималась на различных дополнительных курсах по искусству, их можно было выбирать помимо обязательной программы. Да и в Гарварде экономическое образование намного более гуманитарное, не такое специализированное, как у нас. Я с удовольствием изучала дисциплины "История идей", "История экономики", "Философия", нежели экономику и статистику. И когда оказалась на работе в банке, поняла, что о финансах я практически ничего не знаю. После двух месяцев жестких тренингов сдала тест и стала финансистом.

- И все же высокооплачиваемую работу в банке на Уолл-стрит вы променяли на творческую?

- В банк я пошла работать от безысходности, ведь жила одна в чужой стране, нужно было себя обеспечивать, а еще таким образом могла получить иммигрантскую рабочую визу. Работая в течение двух лет по 12 часов, я поняла, что это совершенно не мое, и решила попробовать соединить свои знания в области финансов и кино. У меня получилось: я попала на работу в корпорацию НВО, ту самую, что известна сериалами "Секс в большом городе" и "Игра престолов". Шесть лет работы в менеджменте компании и столько же лет терзаний, потому что я уже тогда занималась кино, получила режиссерское образование в Колумбийском университете. Но в конце концов я выстрадала решение оставить вполне комфортную, стабильную работу, где можно было бы продолжать еще и шесть лет, и 26. Просто поняла в какой-то момент, что других вариантов у меня нет, и если этого не сделаю, то всю жизнь буду жалеть. В кино я влюбилась с 19 лет, просто все думала, что это как болезнь, это скоро пройдет. Но оно все не проходило.

Мне пришлось долго искать свое место в киносреде, я занималась продюсированием, снимала короткометражки, и расцвела, когда полностью посвятила себя любимому делу. У всех свой путь, очень хорошо быть режиссером, когда ты чуть-чуть постарше, потому что у тебя есть опыт.

- Дарья, вы уже 20 лет живете в США. Заметно изменился родной Минск за это время?

- У меня никогда не было ощущения, что я уехала. Может, в начале только, пока училась. А в последние 10 лет было много работы в Москве, и я часто приезжала в Минск.

Мне нравится, как меняется город. В молодости не хватало таких уютных мест, кафешек, где можно было бы пообщаться с друзьями за чашкой кофе, обсудить проекты и планы. Сейчас более свободная обстановка. Меня поразила Зыбицкая, которая как-то вдруг появилась.

- Наверняка, вопрос о том, каким режиссером - белорусским или американским - вы себя ощущаете, уже набил оскомину.

- Белорусским. Несмотря на 20 прожитых в США лет, я не знаю ту действительность настолько, чтобы не ошибиться, не показать ее как-то карикатурно. В своей короткометражке "Настоящая американка", мне кажется, не смогла полноценно показать персонажей, потому что не до конца их понимаю. Есть какая-то дистанция между мной и тем миром. Я же хочу снимать о том, что знаю.

- Как вы отреагировали на предложение выдвинуть "Хрусталь" на премию "Оскар"?

- Это была идея американских продюсеров. Это опытные люди, широкого взгляда. Сценарий им понравился, и они предложили попробовать. Я тогда еще не садилась за монтаж и думала, что это сказано так, пыль в глаза, ведь сначала нужно хотя бы фильм сделать. Но все завертелось...

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси