Ашот Джазоян
Режиссер-документалист, секретарь Союза журналистов России
Белорусская деревня Тургеневка в Иркутской области России - открытие для многих белорусов. Потому и привлекает. Белорусский дух там во всем. Даже хаты - белорусские. Национальную принадлежность в них выдают деревянные срубы и резные наличники на окнах. Указатель на въезде - и тот с орнаментом. Киноисторию об удивительных людях, сохранивших традиции предков вдалеке от родины, рассказал известный режиссер-документалист, секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян. Документальный фильм "Тургеневские белорусы" показали в дни XXX Минского международного кинофестиваля "Лiстапад". Корреспондент БЕЛТА встретилась с автором, чтобы узнать его личные впечатления о белорусах Забайкалья.
- Ашот Егишеевич, почему именно Тургеневка стала объектом вашего внимания?
- Тургеневка - удивительное название деревни. Мы случайно на нее наткнулись. Узнав о том, что телеканал "БелРос" организовал грант на создание фильма о белорусской диаспоре, я вспомнил об одной газетной публикации. В ней говорилось о далекой деревне Тургеневка, где проходит чемпионат по картохингу. Связался с этой деревней. А потом подал небольшую заявку, нам подтвердили - и мы получили небольшой грант. Эти средства не позволяли привлечь большое количество людей. Тем не менее 7-8 человек - мы выехали в эту деревню.
Честно говоря, открыли для себя удивительную историю людей, прародители которых в 1909 году по реформе Столыпина переселились в Сибирь. Каждый герой, с которым говорили, - потомок реальных белорусов, которые в те годы переехали создавать эту деревню - Тургеневку. На мой вопрос, почему именно такое название она получила, никто не находил ответа. По одной из версий, человек, который занимался наделами земли, любил русскую литературу.
И живет деревня сегодня, что удивительно, самодостаточно. Не могу сказать, что очень богато. Но это не пьющая деревня. Конечно, жители позволяют себе застолье, но это не пьющая деревня. Она какая-то крепкая, красивая, чистая, уютная. Две улицы, 150 домов.
А муж все время поддакивал - ну красавчик!
Жители этой деревни стали для меня откровением. Там я почувствовал белорусский дух. Самодостаточность, доброжелательность - спокойная, неспешная. Чистота вокруг и внутри себя. Еще - достоинство светлое.
У нас были разные герои, в том числе старожилы. Например, одной женщине 96 лет - она старейшая жительница деревни. Любимцы нашей съемочной группы - семья Быцко: муж и жена живут вместе 50 лет. Во время разговора была активна в основном жена, а муж все время поддакивал - ну красавчик! Потом они накормили нас груздями, грибами. В общем, хорошо принимали.
Думал, что во время съемок буду жить в Иркутске в гостинице. Расстояние от деревни - около 150 км. Но жители оказались настолько гостеприимными, что всю нашу группу расселили у себя. Вы представляете, семь дней жили среди них! Вся эта история за семь дней была снята.
- Съемочная группа, значит, полностью окунулась в быт местных жителей?
- Да, семь дней мы снимали их быт. Как живут, как доят коров, как выгоняют стада в 6 часов утра - мы вставали вместе с ними. Снимали, как ночью пекут хлеб. А пекут тот, который выращивают прямо у себя на полях. Снимали, как местный фермер убирает хлебные нивы. Он говорил, что готов накормить всю Россию. Выращивает хлеб, кстати, без пестицидов - только на органике. Мы ели этот хлеб, и, знаете, он реально другой. Фермер рассказывал, что у него семеро детей. И добавлял, что он счастливый человек: все дети при нем. Только одна дочь уехала в Беларусь и вышла замуж.
А его сын занимается удивительной историей. Он кожевенных дел мастер. Создает ремни, ремешки и продает очень удачно. Свои изделия нахваливает: ремни надежные, не портятся, не ломаются. Понимаете? Вот эта надежность, работа на качество, уверенность в себе - это ощущалось. И в целом там живут какие-то светлые, уверенные в себе люди. Нам это понравилось.
Они строят хоккейную площадку - для них это важно. Председатель сельсовета живет этой задумкой. Обещал, что к зиме построят. У них замечательная библиотека белорусской и русской литературы - туда детки ходят. Они поют замечательные белорусские песни. Они даже поставили памятник Тургеневу. Странный, своеобразный, но удивительный памятник. Всей деревней скинулись и сделали этот памятник. Мне очень понравилось их такое отношение.
Когда деревья сажают старики, они в землю роняют будущее
Жители Тургеневки хотят создать в деревне сквер. И мы поучаствовали: сажали ели, кедры. Когда деревья сажают старики, это значит, они в землю роняют будущее. На видео, которое мы поставили в финал фильма, старики сажают деревья со своими внуками. Как будто наказ дают, что дерево должно расти. Внуки - продолжение. Понимаете? Вот такая история.
Мы даже снимали семью, в которой 12 детей. Если в деревенской семье рождается 12 детей, значит, у этой деревни есть будущее. Вот такая удивительная история с нами произошла.
Эти удивительные люди живут своей самодостаточной жизнью. У всех скотина, а это нелегкий труд. В деревне своя пекарня, свой поселковый магазин. Съемки пришлись на то время, когда у них были выборы в сельсовет. Мы даже сняли два заседания, на одном из них рассматривались проблемы. Да, у них есть проблемы с мусором - все это мы показали в фильме.
Несмотря на то, что у жителей свои проблемы и горести (зарплата небольшая - в общем, все как всегда), они живут радостно, счастливо. И знаете, они очень довольны своей деревней. Этой радостью поделились и с нами. Их простые истории, мне кажется, достойны того, чтобы о них рассказали.
- Как белорусский зритель принял фильм? Вы были на показе.
- Показ проходил в минском кинотеатре "Пионер". В зрительном зале сидели и стар и млад. Молодые режиссеры и просто минчане. Честно говоря, я волновался. Фильм армянина из Москвы про белорусов из Сибири смотрят белорусы. Но как тепло приняли! Аплодисментами! Потом ко мне подходили молодые ребята, обнимали. Женщины, расплакавшись, подходили. И мне стало так тепло на душе. Если так приняли, значит, у нас все хорошо.
Вообще в последние годы у меня складывается впечатление, что кино надо делать для радости. Иначе зачем вообще делать кино? История может быть грустной. Но все равно ее нужно делать для радости. А еще кино делается для того, чтобы после просмотра зритель стал немного другим. Как минимум понял, кто такие белорусы. А когда ты понимаешь, немножко меняешься. Это еще один месседж, который я вынес во время съемок этого фильма.
- Как человек, который довольно часто бывает в Беларуси, что можете сказать: удалось ли тургеневским белорусам сохранить духовную связь с белорусами?
- Они сохраняют свою идентичность. Они говорят и поют по-белорусски. Фильм начинается и завершается белорусской песней, кстати. Для меня это важно. Мы же белорусскую историю рассказываем. Белорусскость чувствуется уже на въезде в деревню. На указателе - белорусский орнамент. В каждом наличнике живет белорусский дух. Мы просто покорены этой деревней и ее жителями.
У меня даже идея родилась: почему бы не сделать этот картохинг международным днем? Постараться, чтобы на фестиваль поехали и жители Беларуси, особенно из агрогородка Мотоль Ивановского района, который побратим Тургеневки. Вот где человеческая история, вот где настоящая радость. Я бы и сам с удовольствием принял участие в этом картохинге. Сейчас в нем участвуют жители соседних деревень, даже из Москвы приезжают. Это действительно интересно: кто быстрее откопает картофель, кто дальше кинет, кто быстрее очистит, кто лучше пожарит и кто вкуснее приготовит драники. Настоящий праздник дружбы!
А еще хочу сделать показ этого фильма в Минске в День единения народов Беларуси и России, который отмечается 2 апреля. Кстати, во время показа в "Пионере" из зрительного зала прозвучало предложение показать фильм большему количеству людей. Я готов.
В этой истории важно и вот что. Такие человеческие истории - это и есть метафизика между русскими и белорусами. Мы попытались об этом рассказать. Мне кажется, чем больше таких историй мы сделаем, тем больше Союзное государство будет внутри каждого из нас. Каждый будет жить Союзным государством. Этой метафизики должно быть больше. Она должна доминировать в медиапространстве двух стран, стать частью нашей жизни. Мне кажется, фильм "Тургеневские белорусы" как раз об этом.
БЕЛТА.-0-
- Ашот Егишеевич, почему именно Тургеневка стала объектом вашего внимания?
- Тургеневка - удивительное название деревни. Мы случайно на нее наткнулись. Узнав о том, что телеканал "БелРос" организовал грант на создание фильма о белорусской диаспоре, я вспомнил об одной газетной публикации. В ней говорилось о далекой деревне Тургеневка, где проходит чемпионат по картохингу. Связался с этой деревней. А потом подал небольшую заявку, нам подтвердили - и мы получили небольшой грант. Эти средства не позволяли привлечь большое количество людей. Тем не менее 7-8 человек - мы выехали в эту деревню.
Честно говоря, открыли для себя удивительную историю людей, прародители которых в 1909 году по реформе Столыпина переселились в Сибирь. Каждый герой, с которым говорили, - потомок реальных белорусов, которые в те годы переехали создавать эту деревню - Тургеневку. На мой вопрос, почему именно такое название она получила, никто не находил ответа. По одной из версий, человек, который занимался наделами земли, любил русскую литературу.
И живет деревня сегодня, что удивительно, самодостаточно. Не могу сказать, что очень богато. Но это не пьющая деревня. Конечно, жители позволяют себе застолье, но это не пьющая деревня. Она какая-то крепкая, красивая, чистая, уютная. Две улицы, 150 домов.
А муж все время поддакивал - ну красавчик!
Жители этой деревни стали для меня откровением. Там я почувствовал белорусский дух. Самодостаточность, доброжелательность - спокойная, неспешная. Чистота вокруг и внутри себя. Еще - достоинство светлое.
У нас были разные герои, в том числе старожилы. Например, одной женщине 96 лет - она старейшая жительница деревни. Любимцы нашей съемочной группы - семья Быцко: муж и жена живут вместе 50 лет. Во время разговора была активна в основном жена, а муж все время поддакивал - ну красавчик! Потом они накормили нас груздями, грибами. В общем, хорошо принимали.
Думал, что во время съемок буду жить в Иркутске в гостинице. Расстояние от деревни - около 150 км. Но жители оказались настолько гостеприимными, что всю нашу группу расселили у себя. Вы представляете, семь дней жили среди них! Вся эта история за семь дней была снята.
- Съемочная группа, значит, полностью окунулась в быт местных жителей?
- Да, семь дней мы снимали их быт. Как живут, как доят коров, как выгоняют стада в 6 часов утра - мы вставали вместе с ними. Снимали, как ночью пекут хлеб. А пекут тот, который выращивают прямо у себя на полях. Снимали, как местный фермер убирает хлебные нивы. Он говорил, что готов накормить всю Россию. Выращивает хлеб, кстати, без пестицидов - только на органике. Мы ели этот хлеб, и, знаете, он реально другой. Фермер рассказывал, что у него семеро детей. И добавлял, что он счастливый человек: все дети при нем. Только одна дочь уехала в Беларусь и вышла замуж.
А его сын занимается удивительной историей. Он кожевенных дел мастер. Создает ремни, ремешки и продает очень удачно. Свои изделия нахваливает: ремни надежные, не портятся, не ломаются. Понимаете? Вот эта надежность, работа на качество, уверенность в себе - это ощущалось. И в целом там живут какие-то светлые, уверенные в себе люди. Нам это понравилось.
Они строят хоккейную площадку - для них это важно. Председатель сельсовета живет этой задумкой. Обещал, что к зиме построят. У них замечательная библиотека белорусской и русской литературы - туда детки ходят. Они поют замечательные белорусские песни. Они даже поставили памятник Тургеневу. Странный, своеобразный, но удивительный памятник. Всей деревней скинулись и сделали этот памятник. Мне очень понравилось их такое отношение.
Когда деревья сажают старики, они в землю роняют будущее
Жители Тургеневки хотят создать в деревне сквер. И мы поучаствовали: сажали ели, кедры. Когда деревья сажают старики, это значит, они в землю роняют будущее. На видео, которое мы поставили в финал фильма, старики сажают деревья со своими внуками. Как будто наказ дают, что дерево должно расти. Внуки - продолжение. Понимаете? Вот такая история.
Мы даже снимали семью, в которой 12 детей. Если в деревенской семье рождается 12 детей, значит, у этой деревни есть будущее. Вот такая удивительная история с нами произошла.
Эти удивительные люди живут своей самодостаточной жизнью. У всех скотина, а это нелегкий труд. В деревне своя пекарня, свой поселковый магазин. Съемки пришлись на то время, когда у них были выборы в сельсовет. Мы даже сняли два заседания, на одном из них рассматривались проблемы. Да, у них есть проблемы с мусором - все это мы показали в фильме.
Несмотря на то, что у жителей свои проблемы и горести (зарплата небольшая - в общем, все как всегда), они живут радостно, счастливо. И знаете, они очень довольны своей деревней. Этой радостью поделились и с нами. Их простые истории, мне кажется, достойны того, чтобы о них рассказали.
- Как белорусский зритель принял фильм? Вы были на показе.
- Показ проходил в минском кинотеатре "Пионер". В зрительном зале сидели и стар и млад. Молодые режиссеры и просто минчане. Честно говоря, я волновался. Фильм армянина из Москвы про белорусов из Сибири смотрят белорусы. Но как тепло приняли! Аплодисментами! Потом ко мне подходили молодые ребята, обнимали. Женщины, расплакавшись, подходили. И мне стало так тепло на душе. Если так приняли, значит, у нас все хорошо.
Вообще в последние годы у меня складывается впечатление, что кино надо делать для радости. Иначе зачем вообще делать кино? История может быть грустной. Но все равно ее нужно делать для радости. А еще кино делается для того, чтобы после просмотра зритель стал немного другим. Как минимум понял, кто такие белорусы. А когда ты понимаешь, немножко меняешься. Это еще один месседж, который я вынес во время съемок этого фильма.
- Как человек, который довольно часто бывает в Беларуси, что можете сказать: удалось ли тургеневским белорусам сохранить духовную связь с белорусами?
- Они сохраняют свою идентичность. Они говорят и поют по-белорусски. Фильм начинается и завершается белорусской песней, кстати. Для меня это важно. Мы же белорусскую историю рассказываем. Белорусскость чувствуется уже на въезде в деревню. На указателе - белорусский орнамент. В каждом наличнике живет белорусский дух. Мы просто покорены этой деревней и ее жителями.
У меня даже идея родилась: почему бы не сделать этот картохинг международным днем? Постараться, чтобы на фестиваль поехали и жители Беларуси, особенно из агрогородка Мотоль Ивановского района, который побратим Тургеневки. Вот где человеческая история, вот где настоящая радость. Я бы и сам с удовольствием принял участие в этом картохинге. Сейчас в нем участвуют жители соседних деревень, даже из Москвы приезжают. Это действительно интересно: кто быстрее откопает картофель, кто дальше кинет, кто быстрее очистит, кто лучше пожарит и кто вкуснее приготовит драники. Настоящий праздник дружбы!
А еще хочу сделать показ этого фильма в Минске в День единения народов Беларуси и России, который отмечается 2 апреля. Кстати, во время показа в "Пионере" из зрительного зала прозвучало предложение показать фильм большему количеству людей. Я готов.
В этой истории важно и вот что. Такие человеческие истории - это и есть метафизика между русскими и белорусами. Мы попытались об этом рассказать. Мне кажется, чем больше таких историй мы сделаем, тем больше Союзное государство будет внутри каждого из нас. Каждый будет жить Союзным государством. Этой метафизики должно быть больше. Она должна доминировать в медиапространстве двух стран, стать частью нашей жизни. Мне кажется, фильм "Тургеневские белорусы" как раз об этом.
БЕЛТА.-0-