ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 19 ноября 2024
Минск-Уручье +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
05 мая 2024, 14:05
Маргарита Чернышева

"Уметь вести за собой". Педагог об учительском труде и любви к профессии

Маргарита Чернышева
Маргарита Чернышева
Учитель искусства столичной гимназии №1
Учительский труд - один из самых важных, сложных и благородных на Земле. Учитель - это человек, не просто освоивший педагогику - науку об обучении, - он еще и психолог, воспитатель, наставник, методолог, советчик, а в последние годы - партнер и просто друг. Профессия педагога закладывает основу всех других профессий. Поэтому от подготовки и личных качеств учителя зависит не только то, какого уровня специалисты будут работать во всех сферах жизни страны, но и их мировоззрение, патриотизм и гражданская позиция. О труде педагога корреспондент БЕЛТА поговорила с учителем искусства (отечественной и мировой художественной культуры) столичной гимназии №1, классным руководителем 10-го класса, финалисткой городского конкурса профмастерства "Столичный учитель - столичному образованию" Маргаритой Чернышевой.

- Маргарита Петровна, как вы попали в профессию?

- Я пришла в профессию из мира музыки. Я закончила музыкальный колледж, но поступать в консерваторию мне не хотелось. Меня интересовала культурология, искусство, - все, что относится к этому. И я нашла для себя музыкально-педагогический факультет педуниверситета, там было все, что я любила. Так я стала учителем искусства и музыки. Мне никогда не хотелось работать в музыкальной школе, потому что там учитель имеет дело с одним ребенком - это, как правило, индивидуальные занятия. А во время учебной практики, еще будучи студенткой, я узнала, что такое энергетика от класса, когда ты чувствуешь, что можешь вести за собой детей, что можешь их увлечь. Это удивительное чувство, знаете, такой одной волны. И вот тогда я поняла, что это мое. С тех пор я работаю в педагогике, и уже больше 20 лет - в гимназии №1 Минска. Это мое первое и единственное место работы, если не считать совместительство - в университете немного преподавала. А сейчас здесь учится мой ребенок.

- А вы помните тот момент, когда вы впервые пришли в школу?

- Это было как раз во время практики. Мне все сразу понравилось, мне нравились дети, мне нравилось, что они пытливые, что они такие озорные, задорные. Я до сих пор не понимаю, что значит "послушный ребенок". Собака может быть послушной, а ребенок не должен быть послушным, он должен быть в определенном возрасте противоречивым, потому что я уверена, что там, где нет проблем, там нет и развития. Ребенок должен испытывать различные кризисы, а задача взрослого - научить его в этом ориентироваться и, преодолевая трудности, идти дальше. Но это все можно делать, только проживая этот этап жизни вместе с детьми.
- Учительский труд - что это для вас?

- Учительский труд - это, наверное, миссия, образ жизни, который мы выбираем, когда ты идешь на работу не просто для того, чтобы давать часы, отвести свои предметы, и все. Это образ жизни, которым живет и семья учителя, потому что мы работаем не только находясь в гимназии или в школе: мы, придя домой, все равно остаемся учителями, и какие-то идеи вынашиваем дома, даже советуемся с близкими. Мне в этом смысле повезло - моя семья принимает абсолютно все, что связано с моей профессией. Учительство - это способность вести за собой детей, учитель не только дает определенное количество знаний и навыков, безусловно, он должен дать что-то большее. Я буду говорить о себе, я музыкант и отношусь к искусству, я стараюсь научить детей любить искусство, в частности театр. Мы очень часто ходим в театр с моим 10-м классом, например, на прошлой неделе мы были там дважды: во вторник - в Большом театре, в воскресенье - в Республиканском театре белорусской драматургии. Дети, как правило, выходят оттуда с широко распахнутыми глазами, и я испытываю от этого колоссальное удовольствие. Я хорошо понимаю, что если бы не я, то, возможно, в их жизни этого похода в театр не состоялось. Ведь далеко не каждая семья находит на это время. А я говорю: "Пойдем, это интересно". Дети соглашаются, потом я вижу, как то, что происходит на сцене, их увлекает. После мы каждый раз обсуждаем спектакли, дети общаются. Все это у них это рождает потребность чего-то еще в жизни, кроме обычных повседневных схем поведения, в которых мы существуем. Дети понимают, что человек живет еще ради чего-то. А это уже открывает немного другие горизонты и перспективы. И жизнь им начинает казаться иной. Это называется воспитание. И театр, например, какие-то концерты, выставки - это только один аспект.

Еще очень важный аспект - это вовлечение детей в социально значимые, важные проекты. Я со своим классом занимаюсь этим уже несколько лет. Мы снимаем видеоролики, связанные с праздником города, например. В прошлом году мы сняли очень качественный видеоролик, в котором поздравляли Минск с Днем рождения. Два года назад мы сняли ролик "И все о той весне", посвященный 9 Мая, в финале которого дети с портретами воевавших родственников пели современную песню о войне, стоя на ступеньках гимназии. Нас было порядка 140 человек. Это то, что по-настоящему воспитывает. Нельзя сказать ребенку: "Люби Родину!" С детьми вообще нельзя говорить императивами, потому что они не слышат указаний. Разве можно сказать: "Люби искусство"? Ребенок любит, когда он делает для этого что-то, когда он это каким-то образом соизмеряет со своим жизненным опытом, когда он переживает что-то ценностное, важное здесь и сейчас, например, когда готовит портрет воевавшего предка. Он ищет о родственнике информацию, видит его наградные листы. Для подростка это становится частью его личности, истории его семьи. Иногда мы видим абсолютное портретное сходство ребенка и его воевавшего родственника, это не может не трогать до глубины души. Все это и называется настоящим патриотическим воспитанием - не лозунгами, а настоящими делами. Поэтому, мне кажется, что по-настоящему воспитывать можно только через вовлечение. Есть такое, может быть, не совсем педагогическое слово, но мне оно очень нравится - "движ". Когда ребенок находится во время учебы в школе в правильной активности и движе, то тогда и происходит воспитание.
- Получается, что в большей степени этот момент зависит от личности педагога?

- Да, с этим я абсолютно согласна. Ко мне в этом году в 10-й класс пришел мальчик - очень хороший ученик, всегда был отличником. Я не думала, что он в старшем классе включится в нашу активную жизнь, что он захочет этого, а он включился просто потрясающе. Он теперь иногда говорит, что жалеет, что предыдущие пять лет его жизни прошли без всего этого. Дети начинают ценить, когда начинают чувствовать вкус активности и понимают, чему научились, что для себя приобрели. А все приобретенные качества и умения пригодятся им абсолютно в любой профессии. Интересно наблюдать за детьми, когда они совершают первые шаги в творческих делах, когда они пытаются со сцены произнести первые слова, а через время ты видишь, как они уже в этом уверены. В этот момент испытываешь колоссальное удовольствие от своего труда. Я часто ловлю себя на мысли, что работаю там, где должна, потому что испытываю огромное удовольствие от того, что я делаю. Конечно, это трудно с точки зрения каких-то эмоциональных или временных затрат, это правда непросто, но это работа, которая дает колоссальную отдачу.

- Сейчас говорят, что молодежь какая-то не такая, что чрезмерно занята гаджетами, ничем не интересуется. Так ли это?

- Мне нравится наша молодежь. У меня две трети класса включены в процесс активной общественной жизни. Гаджеты удобны, чтобы быстро передать какую-то информацию или ее получить. Но я не могу сказать, что у нас прям беда с гаджетами, когда мы чем-то занимаемся. Когда есть свободное время, да, они действительно норовят включиться в свои телефоны, но мне кажется, когда мы делаем какое-то важное, общее дело, и они этим увлечены, как-то гаджеты не первичны точно. Да, устройства выступают средствами помощи, в этом они незаменимы. И в этом вопросе опять важна личность педагога - человека, способного заинтересовать детей, переключить их, предложить им что-то более привлекательное, чем у них в гаджетах.

Каждый из нас помнит определенных учителей, у каждого из нас есть такой учитель. А за что мы помним их? За то, что этот педагог был небезразличным к своему делу. Я вспоминаю свою учительницу математики. Папа у меня был военным, я училась в школе в группе советских войск в Германии. Учительница математики приходила за 15 минут до первого урока, хотя математика у нас могла быть каким угодно уроком. Она сразу собирала наши тетради по математике, чтобы мы не списывали домашнее задание друг у друга. Она же это делала не потому, что хотела нам навредить, она хотела нас научить, показать, что каждый должен работать на совесть. И мы быстро поняли, что если ты дома ничего не сделаешь и не решишь, то сдавать будет нечего. Люди, которые добросовестно относятся к своему делу, с душой, которые не жалеют на это время, помнятся всегда. Мне повезло, у меня такие учителя были. Может быть, поэтому я стала учителем.

- А сейчас такие учителя есть?

- Да, у нас великолепный коллектив. Я езжу каждый день 17 км до гимназии и столько же назад - вожу своего ребенка. Рядом с нами есть много школ, прямо возле моего дома строится школа, скоро будет сдана, но у меня нет и мысли о том, чтобы уходить, потому что я считаю, что в нашей гимназии работает уникальный коллектив профессионалов. Если бы вы слышали, о чем мы вечером говорим с коллегами по телефону! Мы делимся содержанием очередного произведения, недавно обсуждали "Людей на болоте". Коллега-филолог периодически рассказывает о том, что она готовит детям для урока в 5-м классе. Люди живут этим. У нас таких в гимназии очень много.
- Современные школы помогают в организации хорошего образовательного и воспитательного процесса? Я сейчас в том числе спрашиваю и о материально-технической базе, и об остальных условиях.

- Я вижу не только нашу гимназию. Когда мы бываем на методических объединениях в других школах, я вижу, что сегодня, например, мультиборды стали абсолютно доступной реальностью, которой можно пользоваться ежедневно. У меня в кабинете стоит мультиборд, потому что на искусстве без визуализации невозможно. Мне кажется, что в целом сегодня это все очень хорошо организовано. Существуют и другие демонстративные методы и способы, есть очень много программ, которые работают с телефоном. И если позволяют рамки урока, то на несколько минут детям можно дать телефоны для того, чтобы работать с какими-то образовательными платформами. Но никогда и ничто не заменит учителя. Я искренне считаю, что никакие технологии, никакие тестирования, никакие выполнения шаблонных заданий не заменят учителя. Это все может существовать как фрагмент урока, но не как система. Профессия будущего - это учитель, более того, учитель, стоящий у доски с мелом. Вот прям даже так. Учитель, стоящий с мелом у доски, объясняющий, прослеживающий какие-то причинно-следственные связи, мне кажется, это основное. При всем умении учителей владеть технологиями все равно мел - это то, что нужно на уроке. Это касается всех предметов, особенно математики, русского языка, вообще всех языков. Учитель - это профессия прошлого, настоящего и будущего.
 
- По вашему мнению, какой человек может прийти в профессию учителя? Как выпускнику понять, сможет он работать в ней или нет?

- Прежде всего молодой человек должен хотеть общаться с людьми. Ведь есть люди, которые очень комфортно себя чувствуют, сидя подолгу за компьютером. Это точно не наш случай. Поступающим на педспециальности должно быть хорошо, когда они находятся в диалоге. Это должны быть люди, которые обладают организаторскими способностями, это должны быть креативные люди, которые могут придумывать что-то, на ходу изменять что-то, перестраивать, они должны быть довольно адаптивны, потому что в каждый новый класс ты входишь с каким-то материалом, и в каждом классе образовательный процесс проходит по-разному. От педагога еще требуется стрессоустойчивость, потому что и в нашей профессии есть профессиональное выгорание.

- Вы сталкивались с этим в своей жизни?

- Может быть, лет десять назад что-то подобное я ощущала. Но есть отпуск. Я понимаю, что, если бы у нас был отпуск продолжительностью три недели, то мы бы не успели восстанавливаться за это время, а у учителей отпуск длится два месяца, он позволяет нам, что называется, выдохнуть и прийти 1 сентября с новыми силами. Выгорания не стоит бояться, оно может произойти с каждым в определенный период жизни. Главное - чтобы этот период не затянулся, для этого надо правильно из него выйти. Чтобы минимизировать вероятность такого периода, у каждого учителя помимо тетрадок, школы должно быть что-то еще, что-то, что греет его внутри. Для меня это искусство, театр, так я немного переключаюсь. Для кого-то это вышивание крестиком, я знаю таких коллег, они великолепно вышивают иконы крестиком и находят в этом умиротворение.

Я больше 20 лет в профессии, я не чувствую какой-то усталости, нет такого, что мне нечего сказать и нечего дать. Всякий раз ты приходишь к тому, что находишь что-то новое, ты откуда-то черпаешь ресурсы, и тебе хочется этим делиться. Да, наша профессия затратная, но силы восстанавливаются, они откуда-то приходят, когда ты этим живешь. Дети - это огромная позитивная энергия. Дети же хотят узнавать что-то новое, они в тебе видят источник этого. И ты от них что-то узнаешь. Это такой обмен энергиями, знаниями - очень благодарная профессия.

- Вы работаете в одной из лучших гимназий страны, но не все же дети приходят белые и пушистые. У вас бывают такие моменты? Как вы их решаете как профессионал?

- Конечно, общаясь с родителями, общаясь коллегиально, пытаемся доносить до детей. Делаем это сами, делаем это на советах профилактики, делаем это, разговаривая с администрацией. Согласно моему жизненному опыту, если все делать вовремя, то нет неразрешимых проблем. Если классный руководитель в профессиональном плане знаком с семьей, если правильно реагируют родители на какие-то замечания, если ребенку в правильной форме доносят информацию и школа, и родители, то все решается. Важно, когда взрослые вовремя видят проблемы и стараются их устранять, делают это поэтапно. Тогда на выходе мы получаем очень хороший результат.

Я веду своих детей с 5-го класса. У меня сейчас из 28 человек 10 отличников. Это притом, что две трети класса активно включены во все творческие мероприятия. А их у нас большое количество.

- Как вы потом прощаетесь с очередным выпуском?

- Вы знаете, я недавно поймала себя на мысли, что я, наверное, буду рыдать в следующем году, когда будет этот выпуск. Все-таки я веду их с 5-й по 11-й класс. Они настолько близкие мне дети, что когда летом я пересматриваю наши кадры, то возникает ощущение, что они мои родные. Происходит это потому, что проживаешь с ним огромный кусок жизни. Поэтому, я думаю, что для меня это будет непросто в следующем году - выпускать этих детей.

- А что будет потом?

- Потом будет новый 5-й класс, будут новые цели, задачи. Будет новый виток жизненной спирали. Следующему поколению молодых людей мы будем показывать, что учитель - это наставник, это партнер, это помощник. Нельзя сказать, что сегодня учителя ни во что не ставят, это не так. Когда учитель входит в класс, то дети изначально готовы его принимать, готовы его слушать, готовы учиться. Мы отвечаем за детей. От нас все-таки во многом зависит, какими они вырастут. Дети очень интересные, они очень часто многозначны, быстро умеют добывать информацию (зачастую быстрее, чем мы), они очень хорошо умеют ориентироваться в чем-то новом. Но если нужно анализировать что-то глубоко, то тут уже, конечно, мы - взрослые - ведем, направляем, подсказываем. В этом и заключается наш труд.

Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси