Игорь Груцо
Начальник управления координации поставок товаров на внутренний рынок и внешнеторговой деятельности концерна "Белгоспищепром"
В Беларуси ведется работа по увеличению доли продаж отечественных
товаров. Для этого важно учесть все факторы, в том числе то, как
продукция размещается в магазине. Для покупателей наиболее заметной
является прикассовая зона. Важно, чтобы отечественные товары находилась в
зоне доступа - были расположены на уровне глаз и вытянутой руки. О том,
насколько эффективна такая работа, в беседе с корреспондентом БЕЛТА
анализировал начальник управления координации поставок товаров на
внутренний рынок и внешнеторговой деятельности концерна "Белгоспищепром"
Игорь Груцо.
- Игорь Юрьевич, почему прикассовая зона относится к "золотому треугольнику" торгового объекта?
- По законам мерчандайзинга, посетители магазина проходят три ключевые точки: вход, зона продажи товаров первой необходимости, касса. Прикассовая зона - наиболее выгодное место в торговом объекте для выкладки товара. Это всем известный факт, не требующий доказательств. Именно здесь совершаются импульсные покупки. Каждый второй посетитель магазина, стоя в очереди, чтобы расплатиться за товары, с большой вероятностью захочет купить тот товар, который присутствует на полке. Отсюда вывод: хотите увеличить продажи - разместите продукцию в прикассовой зоне.
- Насколько я знаю, изначально предприятия концерна "Белгоспищепром" столкнулись с рядом трудностей при размещении товаров в прикассовой зоне?
- Верно. Во-первых, это невозможность размещения продукции в прикассовых зонах на приоритетных местах. Основную долю полки занимает импорт, при этом на товары отечественного производства приходится минимальный процент выкладки. Белорусская продукция расположена на "холодной" стороне и нижних полках.
Во-вторых, наблюдается следующая тенденция: при расширении матрицы в прикассовой зоне количество единиц товара на каждой полке не увеличивается. В результате позиции чередуются, так как выделенная доля не позволяет разместить в прикассовой зоне весь согласованный для выкладки ассортимент.
Следует отметить, что сегодня уже есть и положительные результаты: представленность отечественной кондитерской продукции в прикассовой зоне все же увеличивается, как и количество товаров, включенных в планограммы торговых сетей.
Наши кондитеры предлагают для прикассовой зоны ассортимент из 100 наименований. В основном это мелкоштучная продукция - шоколад, батончики, вафли, халва. На данный момент ОАО "Красный пищевик" уже представлено в сетях 10-15 наименованиями из 40 предназначенных для размещения в прикассовой зоне; СП ОАО "Спартак" - 15-25 из 32 предлагаемых наименований; ОАО "Коммунарка" - 10-12 из 15; ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч" - 2-4 из 10; ОАО "Красный Мозырянин" - 1-2 из 3 наименований.
- Какие планы у концерна по увеличению представленности продукции отечественных производителей в сетевом ретейле?
- Концерн принимает активное участие во всех рабочих встречах по вопросам поэтапного замещения иностранных товаров в прикассовых зонах торговых объектов продукцией отечественной кондитерской промышленности.
На первое полугодие 2024 года мы ставим перед собой цель увеличить представленность кондитерских изделий отечественного производства в прикассовой зоне до не менее 50% по номенклатуре товаров, выпускаемых на предприятиях концерна, без учета жевательной резинки, средств гигиены и т.д. Кроме того, хотелось бы добиться равных с импортными поставщиками условий при размещении кондитерских изделий в прикассовых зонах торговых объектов: выкладка на "горячей" стороне на уровне глаз.
- Будет ли расширен ассортимент товаров подведомственных организаций для выкладки в прикассовой зоне?
- Да, производители кондитерских изделий непрерывно работают над совершенствованием ассортимента продукции, в том числе предназначенной для выкладки в прикассовой зоне. В 2024 году ОАО "Красный пищевик" представит халву с новым вкусом, жевательный мармелад, а также жевательный зефир в новом формате 100 г. СП ОАО "Спартак" планирует к выпуску шоколад с начинкой и вафельные батончики без сахара, а также печенье 50 г. СОАО "Коммунарка" в ближайшее время предложит покупателям батончики с кокосом и миндалем, шоколад весом 50 г в ассортименте, батончики со сбивной начинкой.
- Если брать в целом по организациям торговли, то какой удельный вес продукции белорусских кондитеров в общем объеме выкладки в прикассовой зоне?
- На сегодняшний день в рознице нет единого подхода к выкладке продукции: в ряду торговых сетей товары отечественного производства составляют практически 50% прикассовой зоны, а где-то - менее 25%. Нам есть куда расти и есть к чему стремиться.
БЕЛТА.-0-
- Игорь Юрьевич, почему прикассовая зона относится к "золотому треугольнику" торгового объекта?
- По законам мерчандайзинга, посетители магазина проходят три ключевые точки: вход, зона продажи товаров первой необходимости, касса. Прикассовая зона - наиболее выгодное место в торговом объекте для выкладки товара. Это всем известный факт, не требующий доказательств. Именно здесь совершаются импульсные покупки. Каждый второй посетитель магазина, стоя в очереди, чтобы расплатиться за товары, с большой вероятностью захочет купить тот товар, который присутствует на полке. Отсюда вывод: хотите увеличить продажи - разместите продукцию в прикассовой зоне.
- Насколько я знаю, изначально предприятия концерна "Белгоспищепром" столкнулись с рядом трудностей при размещении товаров в прикассовой зоне?
- Верно. Во-первых, это невозможность размещения продукции в прикассовых зонах на приоритетных местах. Основную долю полки занимает импорт, при этом на товары отечественного производства приходится минимальный процент выкладки. Белорусская продукция расположена на "холодной" стороне и нижних полках.
Во-вторых, наблюдается следующая тенденция: при расширении матрицы в прикассовой зоне количество единиц товара на каждой полке не увеличивается. В результате позиции чередуются, так как выделенная доля не позволяет разместить в прикассовой зоне весь согласованный для выкладки ассортимент.
Следует отметить, что сегодня уже есть и положительные результаты: представленность отечественной кондитерской продукции в прикассовой зоне все же увеличивается, как и количество товаров, включенных в планограммы торговых сетей.
Наши кондитеры предлагают для прикассовой зоны ассортимент из 100 наименований. В основном это мелкоштучная продукция - шоколад, батончики, вафли, халва. На данный момент ОАО "Красный пищевик" уже представлено в сетях 10-15 наименованиями из 40 предназначенных для размещения в прикассовой зоне; СП ОАО "Спартак" - 15-25 из 32 предлагаемых наименований; ОАО "Коммунарка" - 10-12 из 15; ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч" - 2-4 из 10; ОАО "Красный Мозырянин" - 1-2 из 3 наименований.
- Какие планы у концерна по увеличению представленности продукции отечественных производителей в сетевом ретейле?
- Концерн принимает активное участие во всех рабочих встречах по вопросам поэтапного замещения иностранных товаров в прикассовых зонах торговых объектов продукцией отечественной кондитерской промышленности.
На первое полугодие 2024 года мы ставим перед собой цель увеличить представленность кондитерских изделий отечественного производства в прикассовой зоне до не менее 50% по номенклатуре товаров, выпускаемых на предприятиях концерна, без учета жевательной резинки, средств гигиены и т.д. Кроме того, хотелось бы добиться равных с импортными поставщиками условий при размещении кондитерских изделий в прикассовых зонах торговых объектов: выкладка на "горячей" стороне на уровне глаз.
- Будет ли расширен ассортимент товаров подведомственных организаций для выкладки в прикассовой зоне?
- Да, производители кондитерских изделий непрерывно работают над совершенствованием ассортимента продукции, в том числе предназначенной для выкладки в прикассовой зоне. В 2024 году ОАО "Красный пищевик" представит халву с новым вкусом, жевательный мармелад, а также жевательный зефир в новом формате 100 г. СП ОАО "Спартак" планирует к выпуску шоколад с начинкой и вафельные батончики без сахара, а также печенье 50 г. СОАО "Коммунарка" в ближайшее время предложит покупателям батончики с кокосом и миндалем, шоколад весом 50 г в ассортименте, батончики со сбивной начинкой.
- Если брать в целом по организациям торговли, то какой удельный вес продукции белорусских кондитеров в общем объеме выкладки в прикассовой зоне?
- На сегодняшний день в рознице нет единого подхода к выкладке продукции: в ряду торговых сетей товары отечественного производства составляют практически 50% прикассовой зоны, а где-то - менее 25%. Нам есть куда расти и есть к чему стремиться.
БЕЛТА.-0-