В нынешнем году древесина стала доступнее не только для переработчиков, но и для белорусов, желающих построить или отремонтировать свои дома: стоимость кругляка на внутреннем рынке снизилась примерно на 40%. Увеличению спроса на лесо- и пиломатериалы внутри страны будут способствовать и обновленные правила реализации древесины. Соответствующий проект указа Президента был подготовлен Министерством лесного хозяйства и согласован с заинтересованными госорганами. В основу проекта документа легли также и многочисленные обращения граждан, поступавшие на протяжении всего прошлого года в Минлесхоз. Ожидается, что в ближайшее время проект документа пройдет экспертный совет при Совете Республики, после чего будет направлен на рассмотрение главы государства. В интервью БЕЛТА заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч рассказал, каких изменений стоит ждать от обновленных правил реализации древесины и как скоро они могут быть приняты.
- Существующие правила реализации древесины действуют полтора года, при этом для физических лиц они не изменялись с момента принятия указа Президента №214, то есть с 2008 года. Почему назрела необходимость их изменения?
- Проанализировав эффективность действующих правил реализации древесины, а также обращения, поступавшие к нам, прежде всего от граждан, на протяжении прошлого года, мы пришли к выводу, что действующий механизм нуждается в дошлифовке.
В 2021 году мы столкнулись с проблемой, когда на фоне разницы в цене на лесоматериалы (речь о рыночной стоимости, сформированной в результате торгов на Белорусской универсальной товарной бирже, и ценах организаций-изготовителей для нуждающейся категории населения), с одной стороны, нужно было поддержать население, устремившееся в лесхозы вместо частных организаций, в условиях высокой стоимости ресурсов, а с другой - защитить продавцов от возможных коррупционных рисков. В результате сложившейся обстановки существующий механизм выделения древесины физическим лицам по ценам организаций-изготовителей выявил ряд недостатков.
В частности, чтобы получить лесоматериалы по ценам организаций-изготовителей, гражданину приходится ждать до полутора лет. Вдобавок к этому человеку нужно собрать определенные документы, обойти несколько инстанций, написать заявления и так далее. В случае принятия обновленных правил реализации древесины сроки рассмотрения заявок граждан будут сокращены до 60 дней, а количество требуемых документов уменьшится.
В обновленных правилах реализации древесины мы также определили, в каких случаях и в каком объеме граждане могут приобрести деловую древесину по ценам организаций-изготовителей (без привязки к коммерческой стоимости на рынке), какие документы требуются для подтверждения ее целевого использования. Дополнительно выработан порядок реализации деловой древесины населению в неограниченном объеме по биржевым ценам.
- Какие новшества в случае принятия новых правил реализации древесины ждут юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?
- Стоит подчеркнуть, что в проекте указа детализировано, что предлагаемые нормы законодательства устанавливают требования только к древесине, заготовленной на территории лесного фонда Республики Беларусь. Наиболее важное новшество - упрощение порядка формирования фондов облисполкомов, а также сокращение перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут приобрести продукцию из фондов облисполкомов.
В частности, на такую древесину в случае принятия обновленных правил реализации смогут претендовать лишь три категории юрлиц и ИП. Первая - строители, осуществляющие возведение жилья на территории сельской местности в рамках государственных программ, строительство, в том числе ремонт, животноводческих ферм, других объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, строительство и ремонт объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Вторая - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области похоронного дела, для изготовления продукции, цены на которую регулируются областными исполнительными комитетами. Третья - юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Беларуси с местом нахождения (жительства) на территориях, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения для собственного производства и (или) потребления.
Предлагается также осуществлять реализацию деловой древесины в пределах одной группы компаний без применения биржевого механизма. Эта норма предусмотрена для таких крупных инвесторов, как ООО "Кроноспан" (ИООО "Кроноспан ОСБ", ООО "УльтраПлай" и другие) и группы компаний "ВМГ" (ИООО "СВУДС экспорт", ИООО "ВМГ Индустри" и другие). При покупке посредством биржевой торговли древесного сырья одной из группы компаний предоставлена возможность реализовывать его вне биржевых торгов другим организациям, входящих в состав группы. Сегодня этот механизм выглядит иначе и доставляет определенные неудобства в работе крупных предприятий.
Также в обновленные правила включены еще некоторые новшества, которые позволят исключить серые схемы с приобретаемой древесиной, в том числе и с дровами.
- Если сравнить этот год с прошлым, как изменился уровень спроса на лесоматериалы внутри страны?
- Как я уже отметил, на рынке лесоматериалов произошло снижение стоимости. И деловая древесина, и пилопродукция с финансовой точки зрения стали доступнее населению. Отсюда вполне закономерный рост спроса на древесную продукцию. Если говорить об организациях Минлесхоза, то по итогам I квартала ситуация следующая: по сравнению с 2021 годом спрос на круглые лесоматериалы, а также на пилопродукцию вырос на 6%, на дрова - на 20%.
Не буду скрывать: сегодня для нас важно сохранить эту тенденцию. В условиях санкционного давления, переориентации рынков сбыта развитие внутреннего потребления - одна из ключевых задач. Поэтому перед своими организациями мы ставим задачу быть максимально гибкими, работать в сжатые сроки, идти навстречу покупателям. Это касается как физических лиц, так и юридических. Сегодня нам важно стимулировать бизнес, а основным производителем пилопродукции являются именно организации частной формы собственности.
- В нынешнем году санкции против Беларуси коснулись и лесного хозяйства. Как была организована работа в отрасли после принятия этого решения?
- Мы не остановились, как бы этого кому-то ни хотелось. И сегодня это самое главное. Да, работаем в напряженном режиме - ищем новых партнеров за рубежом, прорабатываем логистику. Но с тем же Китаем мы начали работать еще несколько лет назад, в этой стране нас уже знают как надежных партнеров. За прошлый месяц только в эту страну нарастили поставки продукции в три раза. Есть ряд других стран, заинтересованных в продукции под брендом Made in Belarus. Сейчас мы тщательно просчитываем экономику и логистику.
Задача, которую перед нами ставит правительство, предельно понятна: сохранить стабильную работу предприятий и занятость людей на производстве. Причем для Минлесхоза эта задача двойная: мы отвечаем не только за лесхозы, но и за предприятия иной формы собственности, ведь на них трудятся такие же наши люди. Буквально в еженедельном режиме мы общаемся как с переработчиками, так и с облисполкомами на предмет взаимосвязанной работы по обеспечению их лесоматериалами и содействии в реализации произведенных пиломатериалов.
В настоящее время работаем над планом мероприятий по обеспечению потребностей внутреннего рынка лесо- и пилопродукцией и стимулированием продажи такой продукции. При этом с целью недопущения роста цен на древесное сырье анализируется соответствующий спрос на рынке с последующим выставлением необходимых объемов древесины. В случаях, если покупатель изъявляет желание расторгнуть контракт на поставку древесины, организации отрасли не применяют в отношении него штрафные санкции. Все относятся с пониманием к складывающейся ситуации.
Да, руководителям сегодня непросто - требуется определенное время на решение вопросов. Но у нас есть четкое понимание, что на европейском рынке мир не заканчивается. И свою главную задачу - сохранить занятость людей и не остановить производства - мы выполним.
БЕЛТА.-0-