ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 22 декабря 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
15 февраля 2023, 09:15
Владимир Шоков

Переписывать историю модно, а мы не должны этого позволить. Прямо и открыто об Афгане из первых уст

Владимир Шоков
Владимир Шоков
Председатель Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане "Память"

За плечами Владимира Ильича Шокова, председателя Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане "Память", богатое военное прошлое, в настоящем - активная общественная работа, написание документальных книг, воссоздающих события "необъявленной" войны, увековечение памяти о ее героях. Правда, как и справедливость, у каждого своя, для личного пользования, и сегодня найдется немало доброжелателей, стремящихся навязать свою точку зрения о глобальных исторических событиях. Война в Афганистане завершилась 34 года назад - факт истории, и мы желаем получить его трактовку не из кратких выжимок учебника, цензурированных фильмов или уст псевдоэкспертов, а от непосредственного участника тех событий. Прямо и открыто о действиях советских солдат и их противников в Афганистане, сложностях возвращения к обычной жизни после военного пекла и о том, как важно передать историю в неизменном и неделимом виде молодому поколению, - в материале корреспондента БЕЛТА.

Владимир Шоков
Владимир Шоков

- Владимир Ильич, как вы считаете, какой след оставила война в Афганистане в памяти ее участников и очевидцев и может ли он исчезнуть со временем?

- В семьях погибших и в памяти тех, кто прошел дорогой Афганистана (а таких более 28 тысяч), она оставила большой след, который ничем не выправить. Чтобы его сохранить, мы делаем и сделаем все. 12 строчек, написанных в учебниках истории, - очень мало для описания событий 9 лет 1 месяца и 18 дней. И потому мы стараемся писать об этом самостоятельно, говорить об этом. За последние пять лет издали девять книг, где в правдивой форме рассказываем о боевых действиях в Афганистане, описываем стоявшие перед нами боевые задачи, пишем о создании и развитии афганского движения в нашей стране, строительстве мемориала "Остров Мужества и Скорби". Президент, открывая памятник, сказал, что ни один белорусский солдат больше не будет воевать на чужой территории за чужие интересы. Мы очень благодарны ему за это. В разные периоды мы были и героями, и теми, "кого туда не посылали". Все это мы прошли - и оценки давали разные. Мы, солдаты, выполнили свой воинский долг, как и полагалось. Уже после нашим действиям была дана высокая политическая оценка: "Мы не виноваты". Ответственных за ввод войск не нашли, а страдал солдат, потому что он выполнял свой воинский долг, порой ценой жизни.

- Молодое поколение, рожденное в независимой Беларуси, воспитанное на другой идеологии, склонно иначе смотреть на многие события советского прошлого. Что, на ваш взгляд, должны знать об Афгане нынешние парни и девушки, чтобы не ошибиться в оценке истории?

- Прежде всего наша молодежь должна знать свою историю в неискаженном виде и просто помнить о той "необъявленной" войне, в которой принимал участие весь Союз Советских Социалистических Республик, в том числе и Белорусская Советская Социалистическая Республика. Знать, что 28 тысяч только белорусов воевали там, что в Афганистане погиб 771 наш земляк, многие стали инвалидами. Мы делали и делаем все, чтобы обучить молодежь и подготовить ее к защите Родины. Молодые солдаты, вернувшиеся домой без рук и ног, одной из важных задач считали создание кружков "Юный десантник", "Юный автомобилист", "Юный связист". Для чего они этим занимались? Чтобы эти пацаны, которым было по 15-16 лет и которые в ближайшие годы могли пополнить ряды советской армии, были готовы встретиться с реальностью Афганской войны. Они готовили их к этому. Белорусов в те годы призывали в 40-ю армию, а также в Тихоокеанский, Балтийский флот. Когда началась война, в основном только в 40-ю армию. Благодаря нашим парням-инвалидам, организовавшим эти кружки, многие пацаны вернулись живыми и здоровыми, чтобы впоследствии уже самим заняться патриотическим воспитанием молодежи. Пока есть еще отцы и деды, братья, которые воевали, надо расспрашивать их, беседовать с ними. Время пролетает быстро - скоро участников тех событий не станет, как практически не осталось свидетелей Великой Отечественной войны. А еще нужно настоящим образом овладевать военным делом, чтобы молодой парень мог защитить свою мать и свою Родину. Моя позиция такова: пускай он прекрасно владеет оружием, но чтобы никогда ему не пришлось применить это знание на практике.

- Владимир Ильич, вы помните день своего отбытия в Афганистан и какие эмоции испытывали тогда?

- Мне было 36 лет, я уже был большим начальником для своих подчиненных, имел и военный опыт. Бывало, начинаю выступать, а народ стоит и улыбается: "Мол, мели, Емеля, твоя неделя". Так было до тех пор, пока я сам не стал ходить с ними на боевые задания. А уж когда стал, то и спросить было с кого, и потребовать была возможность.

А как уходил? Я был замначальника политотдела 3-й гвардейской танковой дивизии. Несколько месяцев исполнял обязанности начальника политотдела. До меня в нашей армии все замначальников политотдела уже побывали в Афганистане, а меня не брали, потому что я исполнял обязанности начальника. Когда я однажды отказался, мне предложили Афганистан. Я поехал, потому что считаю, что каждый военный должен проверить себя: кто он, для чего его учили и чем он может послужить своей Родине. Так я оказался в Кандагаре. Когда прилетел в Кабул, первое, с чем столкнулся, - нехватка воздуха. Представляете, в Кандагаре плюс 60 градусов. Зной. Я думал про себя: "Как же здесь люди живут?" Но ничего, уже через неделю бегали по горам, выполняли боевые задачи. Человек ко всему привыкает. Вода была привозная, поскольку ту воду нельзя было употреблять. Многие наши афганцы переболели различными инфекционными заболеваниями: и тиф, и паратиф, и малярия, и чего только не нахватали. Все же выживали и продолжали участвовать в боевых действиях.

До сих пор мы с сослуживцами встречаемся. На 70-летие бригады прибыли почти 500 человек, на 75 лет - чуть меньше, более 300. Вот на 80-летие, которое мы отмечали 1 и 2 октября, приехали 120 человек. Даже один наш товарищ-афганец прилетел из Америки. Та боевая дружба, которая заложена в годы Афганской войны, жива и поныне. Мы и дальше будем встречаться, независимо от должностей и воинских званий. Уже приезжают наши наследники победы - внуки, и тоже со своими дедами участвуют в мероприятиях, знакомятся с нашими достопримечательностями, городом-героем Минском, памятником "Остров Мужества и Свободы", посещают Линию Сталина.

- Вы заметили, что след войны для ее участника ничем не исправить, не стереть. А какой эпизод той войны вспоминается вам чаще всего? Он героический, трагический или, может быть, будничный?

- Как сейчас помню, поставили перед бригадой задачу. Зеленая зона Кандагара. Надо было совместно с афганскими частями прочесать ее, поскольку в этой зоне сосредоточились большие массы душманов, получавшие оружие из Пакистана. Перед нами поставили задачу ликвидировать бандформирования. Мы ее выполнили.

Я долгое время ночами вскакивал. Во сне видел тот день, пытался прорваться. Вижу во сне, что чистим зеленую зону, тут вдруг у душманов танки с фланга идут, откуда - не могу понять. Знаю, что не было их. И прорваться не могу - и проснуться не получается. Супруга говорила, что я кричу во сне, а я не верил в это, пока однажды во сне не разбил часы - подарок министра обороны. Я проснулся и понял, что жена правду говорила. Много таких эпизодов было. Время проходит, сейчас уже не так остро воспринимаешь события тех лет, но тем не менее всегда помнишь о друзьях, с которыми бок о бок был и которые погибли.

- Афганистан - мусульманская страна с отличными от наших традициями и укладом жизни. Случались ли с вами во время пребывания там какие-нибудь казусы по причине незнания быта и культурных особенностей страны?

- У нас была брошюра "Как вести себя в Афганистане?" Там писали, что это за страна, описывали существующие обычаи, традиции, нравы. Кто-то читал, кто-то не очень. А казусов было более чем достаточно. Например, наша разведка никогда с пустыми руками не возвращалась, всегда приносила трофеи. Раз приводят трех баранов, очевидно, украли где-то. Случалось, и кремневое ружье приносили, и велосипед. Но сейчас о баранах. Только начинаем разбираться, поступает жалоба от генерала армии Варенникова: "Ваши мародеры украли три барана!" Я говорю командиру роты: "Какой же ты бестолковый, товарищ старший лейтенант. Вы могли украсть два, четыре, шесть, сто баранов и ничего бы вам не было, а вы уволокли непарное число!" Дело в том, что страна неграмотная, пастухи неграмотные, и когда загоняют ту или иную отару, которая несколько сот насчитывает, то считают парами. Как не парный, пастуха за шмонты и спрашивают: "Кто?" А он и отвечает, конечно: "Советский". Так я заставил солдат выучить особенности и обычаи страны и учитывать их. Незнание привело к тому, что все получили взыскание от генерала армии Варенникова. И таких нюансов, и смешных, и грустных, было много.

- Владимир Ильич, когда к вам пришло осознание того, что выполнение интернационального долга, для чего вы и прилетели в Кабул, стало войной? Понимали ли вы на тот момент причины вооруженного конфликта?

- Я был политработником, поэтому и причины знал, и корни конфликта. Отправлялся сознательно на ту войну. Все солдаты - от низшего чина до генерала - знали, что мы защищаем южные рубежи Союза Советских Социалистических Республик. Это каждый солдат мог ответить. Мы шли защищать свою Родину. Не на бумаге, а конкретно - делом. Мы с честью выполнили свой воинский долг: с боевым развернутым знаменем вошли в Афганистан, по приказу Родины с тем же развернутым знаменем вышли из Афганистана.

- Рядом с советским солдатом на поле боя были вооруженные силы Афганистана - афганские спецслужбы, разведка, милиция. Тем не менее самые сложные боевые задачи ставили именно перед советской армией. Почему так и что отличало советского бойца от афганского?

- Отличие было в том, что афганцы не были обучены. Мы обучали афганскую армию элементарным азам ведения боевых действий. Они были хорошими воинами в том смысле, что их винтовка с детства кормила и пробивала им дорогу в жизнь. Но организованным боевым действиям, соблюдению тактики их обучали наши военные советники. Мы обучали их, чтобы они могли отстаивать свою родину в первых флангах, чтобы первыми шли в бой, а мы им помогали. Так уж получалось, что нам быстрее и легче было самим выполнить боевую задачу, чем ждать первого шага наших друзей. После уже они втянулись.

- Во время войны в Афганистане проводилась мощная контрпропаганда через распространение листовок, через радиоэфир. Владимир Ильич, по вашему мнению, насколько эффективным оказалось воздействие словом недружественных сил на сознание афганских жителей?

- Листовки были, но местные языка не знали. Забросают американцы листовками, но большего эффекта не было. У нас же своя была пропаганда, и пропаганда в действии. Наши агитотряды в кишлаки мирные, которые с нами не воевали, а которые мы охраняли, муку привозили, и спички, и соль, и одежду. В агитотряде были медработники, всегда оказывавшие первую медицинскую помощь. За ними всегда толпа афганцев стояла: лишь бы таблетку дали или укол сделали. А тут же наши офицеры вели свою пропагандистскую работу: раздавали листовки, давали и муку, но только персонально каждому, потому что если отдашь старейшине, завтра же вся наша гуманитарная помощь будет в кантинах, то есть в магазинах, которыми он распоряжается. До простого крестьянина-афганца ничего не дойдет. Мы это знали и старались выдать как положено.

- Правда ли, что моджахеды уважали советских солдат больше американских? Чем это было вызвано?

- Правда. Все познается в сравнении. Когда мы воевали с афганскими моджахедами - было одно, прошло десять лет - вошли американцы. Они сравнили, как воевал советский солдат и как воюет американец. Помимо ведения боевых действий мы учили их армию, строили и восстанавливали школы, обучали афганских детей, оказывали медицинскую помощь, восстанавливали заводы, охраняли мирные кишлаки, чтобы душманы не вырезали своих же соотечественников, которые перешли на нашу сторону. Понимаете? А американцы, беспощадно истощая богатейшие афганские недра, где есть все редкоземельные металлы, занимались только тем, что торговали наркотиками. Мы сдерживали террористические атаки на Союз. Мы фактически проводили первые антитеррористические операции, не пускали на нашу границу контрабандистов. Когда мы вышли с территории, Афганистан стал занимать второе место в мире по наркотрафику. Эти караваны с наркотиками дошли до Европы. При нас такого не было. Американцы добывали бесплатно редкоземельные металлы, занимались контрабандой, уничтожали мирное население, не считаясь с жертвами, проводили ковровые бомбардировки. Им было плевать, есть там кишлак или нет, ударил - и 6 га нет. Их не волновало, кто там погиб, как погиб. И вот афганские полевые командиры, с которыми мы воевали, дали эту оценку: "Русский солдат - настоящий солдат". Это их высокая оценка, это не мы придумали. Они сравнивали с тем, что творят американцы, и кем мы там были. За более чем 9 лет, пока мы были в Афгане, там погибло в десять раз меньше людей, чем за 10 лет после вывода наших войск.

- 31 августа 2021 года НАТО официально завершило свои операции "Страж свободы" и "Решительная поддержка", после чего вооруженные силы США были выведены из Афганистана. Эта кампания стала самым продолжительным вооруженным конфликтом в истории США. Как участник событий 80-х годов и тот, кто, очевидно, следил за развертыванием событий в Афганистане в 2000-х годах, видите ли вы схожие черты в двух военных операциях с участием американцев? Как вы считаете, добились ли американцы того, к чему стремились?

- Ничего они не добились. С позором вошли туда, позорно эксплуатировали афганский народ и с позором вышли. Вот и вся их война. Они практически бежали из Афганистана, это подтверждают видеоматериалы, фото. И даже Конгресс США отметил, что они потерпели фиаско. По-моему, раз уж они сами признали свое безоговорочное поражение, это может говорить только о том, что оно настолько очевидно, что лицемерить в их обычном духе просто смешно.

- Владимир Ильич, как вы считаете, какое влияние на участие белорусских ребят в Афганской войне оказало их воспитание на примерах героев Великой Отечественной войны? Можно ли провести параллели между подвигами белорусских солдат в годы Великой Отечественной и тем мужеством и осознанием своего долга, с которыми отправлялись бойцы Беларуси в составе союзных войск в Афганистан?

- Хочу отметить, что все подвиги наших ветеранов Великой Отечественной мы повторили на Афганской войне. Наш белорус Мельников грудью прикрыл своего командира, за что ему посмертно присвоено звание Героя СССР. Вы помните подвиги советских солдат в годы той войны, которые закрывали грудью командира и получали высокое звание героев. Можно привести много примеров, аналогичных подвигу Васи Щербакова, который спас свой подбитый вертолет и вытащил из боя экипаж. Что мы продолжили боевые традиции наших отцов и дедов, доказывает тот факт, что на боевых знаменах ветеранов ВОВ тех частей, в которых мы служили, появились новые боевые ордена, которые мы заслужили в период боевых действий в Афганистане. Мы получили такие же боевые ордена и медали, как ветераны Великой Отечественной. Мы не уронили честь и достоинство наших ветеранов и их боевой славы.

- Знаете ли вы примеры солдат-добровольцев, отправившихся в Афганистан? Как сложились их судьбы?

- Весь Советский Союз был полон добровольцев. Курсанты все писали рапорт: "Прошу направить в Афганистан". После академии такие же рапорты шли. Да и в военкоматы поступали не одно, а десятки заявлений: "Прошу направить на службу в Афганистан..." Когда прибыли, писали уже другие письма. Моя жена, например, знала, где я и что. Многие писали домой и указывали адресом отправки Москву, писали, что находимся рядом. Когда жена по телевизору увидела бои в Кандагаре, я сказал ей, что мы не там, а рядом, что нас это не касается, чтобы не расстраивать ни ее, ни детей. Потом уже был тяжело ранен, и шила в мешке не утаишь. Да, были добровольцы. Но были и те, кто пил мочу гепатитчика, чтобы не попасть в Афганистан, были и самострельщики. Все было. Но это единичные случаи, которые не являются показателем.

- Многие военные, побывавшие в горячих точках, вернувшись, не могут начать жить обычной гражданской жизнью. Многие из них испытывают психосоматические боли, у других возникают проблемы с социализацией, некоторые заканчивают жизнь самоубийством. Из вашего опыта, как белорусские солдаты переживали последствия той войны?

- На войне каждый солдат был нужен. Будь он повар, пекарь, завскладом, разведчик или связист - были нужны, потому что без одной частички боевые действия могут провалиться. Что делать, если боеприпасы вовремя не подвезут или еще какая-то накладка? Когда мы вернулись на родину, это чувство нужности пропало. Квартир нет, на работу было трудно устроиться, многие были ранены, контужены. Как правило, этого не писали в медкнижке, потому что молодежь хотела жить нормальной жизнью, а эта запись была преградой на пути осуществления своей мечты. К тому же у всех вернувшихся было обостренное чувство справедливости. Ребята ходили к одному, второму, а тот не выслушал, другой не понял, третий не знает, что сказать. У афганцев начался стресс. Посттравматические стрессовые расстройства есть у каждого человека. Им сейчас больше 60 лет. Они переболели тифом, паратифом, гепатитом - всеми инфекционными болезнями, уже дома прихватили и гипертонию, и сахарный диабет, и инфаркт. Эта проблема конкретных людей, которую нужно решать, которым нужно помогать. Если за более чем девять лет войны в Афганистане погибли 84 бойца родом из Минска, еще один пропал без вести, то за семь лет после событий в столице уже более 300 человек ушли из жизни, есть там и случаи суицидов. Большинство из них до пенсии даже не дожили. С выжившими надо работать персонально и помогать в решении конкретной проблемы, потому что самостоятельно ее решить они не в состоянии.

- Сегодня, когда многие заинтересованные норовят черное сделать белым, а белое - черным, как никогда осознаешь значимость единых исчерпывающих позиций по отношению к определенным историческим событиям. Взять историю Великой Отечественной войны и то, что с ней делают в Украине и странах Балтии. На ваш взгляд, сложилась ли единая позиция у белорусов по отношению к событиям Афганской войны и участию в них белорусских солдат?

- Сейчас переписывать историю модно, а мы не должны этого позволить. Наши дети, внуки и правнуки, как дети, внуки и правнуки ветеранов Великой Отечественной, должны знать о той войне, о героях той войны, о тех, кто вернулся. Наша история должна быть неделима. Она должна пополняться новыми героями, должны открываться страницы забытых героев. Мы проводили такую работу с ветеранами ВОВ и продолжаем сейчас. Мы решили оставить после себя память, рассказать, что было на самом деле, как мы воевали, о чем думали, откуда взялась наша дружба, которая длится десятилетиями. Все мы написали в своих книгах. За последние пять лет мы издали девять книг, в которых данные собраны по крупицам. Там написана правда, основанная на архивных данных ЦК КП(б)Б, нашего комсомола, информации Мингорисполкома и Миноблисполкома. На основании этих документов написали книгу "История создания и развития афганского движения в Беларуси". Мы записали историю создания нашего памятника "Остров Мужества и Скорби". Мы стремимся с исторически правдивой точки зрения оставить нашу память потомкам, а они уже разберутся, правы мы или нет. Каждый по-своему судит о войне. В мировом масштабе тысячи человек - это ничто, а для матери один погибший - трагедия всей жизни. Все зависит от того, с чьих позиций смотришь. Надо стараться все оценивать объективно.

Когда нас отправляли в Афганистан, предполагали одно. Думали так: мы возьмем под контроль ключевые объекты инфраструктуры и обойдемся малой кровью. А война началась через несколько дней, как мы вошли. Началась с того, что вырезали советских советников в гарнизоне, что повлекло восстания, мятежи. У нас даже приказа на открытие огня, когда мы вошли в Афганистан, не было. И только когда наших стали убивать, поступил приказ из Москвы: "Огнем отвечать на огонь". Когда мы ввязались в эту драку, началась война на самом деле.

- Почти в каждом белорусском городе, даже небольшом, есть памятники погибшим в Афганистане ребятам. Я родом из Копыля, небольшого райцентра Минской области, где также стоит памятный знак шести уроженцам Копыльского района, не вернувшимся из Афганистана. Я помню их имена: Геннадий Булат, Дмитрий Калевич, Валентин Войтехович, Александр Карпович, Геннадий Михалкович и Валериан Новиков. Каждый год 15 февраля возле места памяти звучит гимн Республики Беларусь, проходит митинг. Разве это недостаточная гарантия того, что солдаты, вернувшиеся домой в цинковых гробах, не будут забыты? Что сознание молодежи не будет переформатировано по чужой указке?

- Да, действительно, мы написали книгу "Памятные знаки и обелиски павшим воинам Беларуси", где описали все памятники, установленные в каждом районе республики, кто автор, когда этот памятный знак создан, сколько человек из этого района участвовало в войне в Афганистане, сколько погибло, сколько пропало без вести. В цветах и красках - прекрасная книга. Я возил ее в Москву, в Санкт-Петербург, ветераны Афгана завидовали: "Мы никак не можем такое создать". А книга нужна не только нам - она в библиотеках, в школьных музеях. Мы хотим, чтобы молодые парни и девушки знали, что надо отстаивать мир, беречь мир, беря пример с этих ребят, которые погибли, защищая южные рубежи Советского Союза, своей Родины.

В День памяти воинов-интернационалистов отдаем дань уважения павшим солдатам и желаем вернувшимся домой защитникам Отечества мирного неба над головой.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси