В каких бы условиях ни работала экономика, в основе ее конкурентной устойчивости всегда остаются вопросы качества. Качества товаров и услуг, в конечном счете определяющего качество жизни граждан.
Экспортно и социально ориентированная Беларусь с момента своего образования включила качество в число приоритетов государственной экономической политики. В настоящее время в стране реализуется программа "Качество 2021-2025". Один из ее важнейших разделов - развитие национальной инфраструктуры качества, включающей техническое нормирование и стандартизацию, метрологию, подтверждение соответствия и аккредитацию. Первостепенная задача этих направлений - создать такие условия, которые бы позволили реальному сектору экономики выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечить надежную защиту внутреннего рынка от не соответствующих требованиям безопасности и заявленным свойствам товаров.
Координацию этой многоплановой работы осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт), для которого нынешний год - год 30-летнего юбилея. О результатах и перспективах деятельности журналу "Экономика Беларуси" рассказал председатель комитета Валентин Татарицкий.
- Важнейшая задача Госстандарта - содействие повышению безопасности, качества и конкурентоспособности продукции и услуг. В первую очередь это обеспечивается работой по поддержанию в актуальном состоянии и развитию базы государственных стандартов. Какие здесь приоритеты, есть ли проблемные вопросы и способы их решения?
- Беларусь всегда была привержена стандартам. Как промышленность, так и потребители. Потому что применение этих признанных документов гарантирует высокий уровень безопасности и качества продукции и услуг. Именно стандартам в большей степени доверяют потребители, выбирая тот или иной товар.
Стандарты воплощают лучший опыт и передовые технологии, оптимизируют затраты и повышают производительность, обеспечивают унификацию и взаимозаменяемость при постановке производств. И самое главное, они помогают конкурировать на равных малым и крупным компаниям на самых разных рынках. Поэтому закономерно, что стандарты определены в качестве эффективного способа для реализации обязательных технических регламентов в нашей стране и в рамках евразийской интеграции.
Фонд государственных стандартов в поддержку интересов промышленности и общества сегодня составляет около 31 тыс. документов. С учетом приоритетности экспортных рынков 82% из этого количества - межгосударственные стандарты, так называемые ГОСТ, чтобы обеспечить безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в рамках ЕАЭС.
Ежегодно в стране разрабатывается и принимается около 500 стандартов в различных отраслях экономики и социальной сферы. В этом году план государственной стандартизации уже дважды корректировался, причем в сторону увеличения разработок: с 398 до 487. В настоящее время готовится третье изменение, в котором появятся новые темы, в частности разработка технического регламента Республики Беларусь на строительные материалы и изделия. Это говорит об оперативном реагировании на ожидания промышленности.
Важно также отметить, что в рамках работ по государственной стандартизации осуществляется проверка научно-технического уровня действующих стандартов. В этом году ее пройдут 326 документов.
Одновременно обеспечивается достаточно высокий уровень гармонизации с международными и региональными требованиями. Этот подход направлен на увеличение экспортных возможностей отечественных производителей, устранение технических барьеров в торговле. Уровень гармонизации ежегодно принимаемых в республике стандартов составляет в среднем 65%.
При пополнении фонда новыми разработками и актуализации действующих анализируются тренды развития на международном уровне, а также национальные запросы с тем, чтобы обеспечить своевременную нормативную поддержку новым отраслям.
Сейчас приоритет отдается таким инновационным и перспективным направлениям, как электротранспорт, смарт-индустрия, энергоэффективные технологии. В этом году начата разработка пяти из двух десятков стандартов в области инновационного менеджмента и цифровой экономики, предусмотренных в рамках комплекса мероприятий по развитию национальной инновационной системы на 2021-2025 годы.
В социальном секторе упор делается на создание доступной среды для всех. Важным направлением, как и во всем мире, является сокращение неперерабатываемых отходов.
Представители промышленности и бизнеса принимают активное участие в процессе стандартизации посредством членства в технических комитетах по стандартизации Республики Беларусь, непосредственного рассмотрения проектов стандартов на площадке stb.by, подготовки предложений по внесению изменений в действующие государственные стандарты. Сегодня у нас 46 таких технических комитетов.
Кстати, стандартизация промышленных автоматизированных систем, автоматизированное проектирование и применение информационных технологий в промышленности будет осуществляться в рамках нового технического комитета по стандартизации ТК BY 40 "Смарт-индустрия".
Если говорить об актуальных проблемных моментах, на решении которых предстоит сосредоточиться в ближайшее время, то кратко их можно охарактеризовать так: сроки - финансирование - возможности. Что здесь имеется ввиду?
Сроки разработки стандартов необходимо сокращать. Особенно если они необходимы для реализации требований технических регламентов ЕАЭС. Этот вопрос решается в нескольких направлениях. На уровне Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ мы предложили упрощенный порядок планирования и разработки ГОСТ для ЕАЭС. На национальном уровне также планируем внести соответствующие изменения. Полагаем, что процесс станет более динамичным и сократит сроки появления новых требований для потребностей развивающейся промышленности.
Также рассматривается подход по изменению правил голосования по стандартам. В частности, для принятия ГОСТ для целей Союзного государства достаточным будет положительное голосование Беларуси и Российской Федерации, для принятия ГОСТ для целей ЕАЭС - положительное голосование всех государств - членов ЕАЭС. При этом не ограничивается возможность другим странам СНГ в дальнейшем присоединиться к таким ГОСТ.
Актуальна также работа по переходу отдельных процессов стандартизации на цифровые формы, перевод текстов стандартов в машинопонимаемый формат. Эти вопросы требуют серьезных финансовых, кадровых и временных затрат, однако их нужно форсировать. Это существенно ускорит разработку нужных стандартов и их интеграцию в сферу производства той или иной продукции.
Сегодня государство финансирует разработку стандартов, необходимых для реализации технических регламентов ЕАЭС, выполнения обязательств страны перед партнерами. Однако ограничение одних направлений и в то же время открытие других, постоянно ускоряющийся прогресс показывает, что такого подхода явно недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными. Поэтому, с одной стороны, необходимо прорабатывать эти вопросы на евразийской площадке с возможностью использования средств бюджета ЕАЭС, и здесь уже есть подвижки. А с другой, активизировать интерес промышленности и бизнеса к инициативным разработкам и, соответственно, их финансированию. Хорошим стимулом видим запуск в стране механизма получения субсидии на возмещение части понесенных организацией затрат на разработку стандартов. Проект постановления Совета Министров подготовлен и уже прошел публичное обсуждение. Получаем положительные отзывы. Думаем, что расшевелим заинтересованных.
Участвуя в процессах стандартизации, есть реальная возможность определять будущее той или иной отрасли. И нельзя эту возможность оставлять другим. Особенно сегодня, когда открываются как новые рынки, так и новые отраслевые сегменты по причине ухода конкурентов, а также стремительного развития научно-технического прогресса.
- Государство всегда оказывало поддержку развитию национальной эталонной базы прежде всего как важнейшему элементу экономической безопасности и инновационного развития. Как сегодня обстоят дела в этой сфере, а также в целом в области обеспечения единства измерений?
- Надежный фундамент для оценки безопасности и качества продукции и услуг обеспечивают точные измерения. На сегодняшний день наличие и развитие национальной эталонной базы позволяет поддерживать необходимый для промышленности уровень точности, обеспечивающий выпуск безопасной и качественной продукции, а также услуг, базирующихся на достоверных результатах измерений.
Разработка и модернизация национальных эталонов единиц величин на протяжении уже почти 30 лет осуществляются в соответствии с государственными научно-техническими программами.
Национальная эталонная база сегодня включает 64 национальных эталона, которые необходимы для нужд атомной энергетики, микро- и наноэлектроники, аэрокосмогеодезии, приборостроения, информационных технологий, фармацевтики, торговли, медицины, защиты окружающей среды.
В рамках очередной подпрограммы "Эталоны Беларуси" государственной научно-технической программы "Национальные эталоны и высокотехнологичное исследовательское оборудование" на 2021-2025 годы планируется создать 11 и модернизировать 10 эталонов.
При проектировании новых и модернизации уже эксплуатируемых национальных эталонов единиц величин учитывается потребность современных производств и инновационных проектов в повышенной точности воспроизведения единицы физической величины. Это является откликом на запросы организаций - исполнителей заданий различных государственных научно-технических программ, например в области машино- и приборостроения.
Усовершенствован институт организаций, уполномоченных на проведение поверки средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии. К слову, государственной метрологической службой ежегодно поверяется почти 5 млн единиц средств измерений, проводится калибровка более 100 тыс. единиц. Государственный реестр средств измерений и стандартных образцов обеспечивает потребности различных отраслей экономики страны в измерениях на необходимом уровне точности.
Получает развитие такой инструмент, как метрологический аудит. Он позволяет выявлять в организациях "узкие" места в части обеспечения единства измерений, предлагать эффективные мероприятия по оптимизации применения средств измерений и их совершенствованию. Этот инструмент особенно актуален для малых компаний, у которых нет возможностей содержать отдельные метрологические службы.
Современный рынок требует от нас новых подходов. К примеру, роботизированные производства предполагают проведение метрологических работ непосредственно на местах, без остановки технологических процессов. Наши организации также перестраиваются: при техническом обновлении оборудования делается акцент на создании мобильных рабочих мест поверителей. Это значительно сокращает затраты предприятий на доставку оборудования для проведения метрологического контроля.
- Беларусь - экспортно ориентированная страна. Благодаря высокому качеству отечественная продукция даже в условиях жесточайших санкций наращивает экспорт и осваивает новые рынки сбыта. А для этого необходимо соответствие определенным стандартам, например требованиям халяль. Как проводится такая работа?
- Прежде всего следует отметить, что большинство экономических партнеров Беларуси, в том числе страны так называемой дальней дуги, в основном ориентированы на применение международных требований. Конечно, в каждом государстве есть своя специфика, но за основу берутся именно международные документы.
Созданию правовых условий по устранению барьеров в торговле с партнерами способствуют работы, проводимые Госстандартом по подписанию двусторонних документов о сотрудничестве. В настоящее время насчитывается более 50 соглашений и меморандумов о сотрудничестве с более чем 30 государствами, в том числе со странами Азии и Ближнего Востока (Израиль, Иран, Пакистан, Монголия, ОАЭ, Индия, Корея, Вьетнам, Турция, Сирия), Африки (Египет, Ливия) и Латинской Америки (Аргентина, Куба).
С точки зрения стандартизации и процедур подтверждения соответствия у нас есть база для сотрудничества, установлены деловые контакты, есть понимание и признание. Например, с ОАЭ - в области аккредитации. Аккредитованный в нашей национальной системе орган по сертификации ООО "БелХаляль" выдает сертификаты, которые признаются в этой стране и ряде других стран Персидского залива. Это стало возможным благодаря заслуженному доверию со стороны ОАЭ к белорусской системе аккредитации. В настоящее время по результатам таких совместных аудитов белорусским изготовителям выдано более 70 сертификатов соответствия требованиям системы "Халяль" на различные виды продукции.
Кроме того, в настоящее время подписан меморандум о сотрудничестве в области обеспечения качества халяльной продукции с Республикой Индонезия, который обеспечит возможность рассмотрения заявки ООО "БелХаляль" на его регистрацию в индонезийской системе. Соответствующие консультации в целях согласования условий доступа продукции халяль проводятся с Пакистаном.
Для обеспечения совместной результативной работы в интересах отечественной промышленности организации Госстандарта готовы оказывать содействие в приобретении и изучении стандартов стран импорта, разработке на их основе государственных стандартов по ускоренной процедуре.
У нас, к примеру, есть возможность обеспечения национальными стандартами КНР, и наши экспортно ориентированные предприятия пользуются этим. Сформирована англоязычная библиографическая база данных "Национальные стандарты КНР", объем которой составляет более 45 тыс. стандартов. Она поддерживается в актуальном состоянии. Наиболее востребованы предприятиями стандарты КНР, касающиеся пищевой, а также нефтехимической, химической продукции.
- Благодаря эффективной системе надзора и развитой инфраструктуре лабораторий и органов по сертификации отечественный рынок надежно защищен от опасных товаров. Какие здесь основные направления работы?
- В настоящее время в Беларуси выстроена комплексная и действенная система государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических нормативных правовых актов, а также требований технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС.
Проводимая областными инспекциями Госстандарта работа направлена на выявление и пресечение нарушений посредством осуществления проверок, мониторингов, разъяснительной работы. В 2022 году инспекциями Госстандарта проведено 5168 контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе 673 проверки и 4495 мониторингов. В ходе их проведения были установлены нарушения по показателям безопасности, обязательному подтверждению соответствия, информации для потребителя, маркировке.
По результатам проведенных проверок и мониторингов в I полугодии 2022 года был запрещен ввоз и обращение в республике 856 наименований опасной продукции. Из них более 24% составили продукты питания. На долю электротехнических товаров пришлось 36%, на товары для детей и подростков, игрушки - по 13%. Среди часто запрещаемых также можно отметить продукцию легкой промышленности, средства индивидуальной защиты, мебель, средства моющие синтетические. Прекращено действие 606 документов о подтверждении соответствия Таможенного союза (ЕАЭС), которые сопровождали не соответствующую обязательным требованиям продукцию.
Информация о выявленных нарушениях общедоступна размещается в реестре "Опасная продукция", который ведет Госстандарт на интернет-портале Качество.бел, а также в Telegram-канале "Безопасность и качество".
Для исключения попадания в торговлю и к покупателям опасной и запрещенной продукции надзорными органами Госстандарта осуществляется контроль проводимых субъектами хозяйствования мероприятий по ее изъятию (отзыву) из обращения, возврату, вывозу, утилизации. За текущий период осуществлен контроль за изъятием (отзывом) из обращения 939 партий опасной продукции, из них 306 наименований утилизировано, 192 наименования возвращено поставщику, в том числе 162 наименований - за пределы Республики Беларусь. 29 наименований продукции доработано и возвращено в оборот.
Значительное внимание уделяется вопросам противодействия нарушениям в сфере интернет-торговли. Проводятся проверки и мониторинги, в ходе которых анализируется правомерность выданных сертификатов и зарегистрированных деклараций о соответствии на продукцию.
Отмечу, что эффективно контролировать безопасность и качество товаров на потребительском рынке позволяет развитая инфраструктура аккредитованных органов по сертификации и лабораторий. В Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС включены 70 органов по сертификации и 447 испытательных лабораторий Республики Беларусь. Это обеспечивает проведение оценки соответствия продукции по большинству принятых технических регламентов ЕАЭС.
Если обратиться к цифрам, то за 2021 год актуализировала свои области аккредитации (например, в связи с выходом новой версии стандарта) почти половина аккредитованных в стране лабораторий. Расширили области аккредитации, т.е. освоили новые виды деятельности, методы или объекты испытаний, около 300 аккредитованных лабораторий. Наиболее активными в этом направлении были лаборатории министерств здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, энергетики и Госстандарта.
Для повышения эффективности надзора считаем актуальным полноформатный запуск единой информационной системы опасной продукции в рамках ЕАЭС, а также практическую реализацию соглашений, обеспечивающих однообразные действия и решения надзорных служб государств-членов в отношении не соответствующего установленным требованиям товара, обращаемого на рынке ЕАЭС.
- На чем сегодня с точки зрения Госстандарта нужно сконцентрироваться промышленности, бизнесу, потребителям, чтобы сохранить и укрепить имидж белорусского качества?
- В сложившихся экономических и политических условиях важнейшая задача - действительно не потерять тот уровень безопасности, качества и доверия к белорусской продукции, который нам вместе с отечественными изготовителями удалось достигнуть. Снижение планки технических требований (требования безопасности остаются незыблемыми), о котором ведет разговоры бизнес, возможно только в крайних случаях, точечно и на непродолжительное время. Как своего рода передышка, чтобы отстроить новые логистические цепочки, найти альтернативных поставщиков сырья и комплектующих, определить и наладить импортозамещающие производства. Такие шаги предпринимаются: например, отсрочено введение некоторых технических регламентов ЕАЭС.
Вместе с тем нужно понимать, что конкуренция ведь не ослабевает на любом рынке. И с учетом тренда на производство индивидуализированной продукции, чему способствует применение цифровых платформ и технологий, потребитель придает важнейшее значение дополнительным свойствам и сервисам товаров и не желает от них отказываться.
В ситуации переориентации экспортных поставок предприятиям важно изучать требования других рынков, инициировать разработку нужных стандартов или технических условий, вкладывать в это финансовые средства, развивать соответствующие компетенции или обращаться за помощью в организации Госстандарта. Это также применимо и при участии в создании импортозамещающих производств.
Эти процессы в стране отработаны процедурно. Имеющийся современный парк измерительного и испытательного оборудования, компетентный персонал, лаборатории могут содействовать созданию новой инновационной продукции и ее дальнейшей сертификации или декларированию соответствия. К нашему опыту в этом направлении, например, большую заинтересованность проявляют компании Узбекистана, обращаясь за помощью в создании испытательных лабораторий по параметрам энергоэффективности, аккредитации своих центров в белорусской системе аккредитации. В повестке импортозамещения не снимается и вопрос экспортной ориентированности в перспективе.
Безусловно, сложившиеся ограничительные условия мотивируют органы государственного управления и изготовителей искать быстрые решения, чтобы не допустить снижения качества товаров и их дефицита на внутреннем рынке. Вместе с тем они дают возможность и каждому из нас обратить большее внимание на отечественную продукцию, отдавать ей предпочтение и наращивать свои компетенции и возможности для дальнейшего повышения ее уровня.-0-