ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 25 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
08 августа 2023, 17:17
Игорь Волчек

Мультфильмы должны развлекать и воспитывать

Игорь Волчек
Советский и белорусский мультипликатор, режиссер, композитор мультипликационных и игровых фильмов киностудии "Беларусьфильм", заслуженный деятель искусств Беларуси

В 2023 году исполнилось 10 лет с момента выхода первого белорусского полнометражного анимационного фильма "Приключения Нестерки". Работа над ним велась разными художниками почти 10 лет. Первая серия вышла еще в 2003 году, а в 2012 авторы завершили работу над последней и соединили все 8 серий в полнометражную картину. Режиссером мультфильма стал заслуженный деятель искусств Беларуси Игорь Волчек. За 55 лет работы на студии "Беларусьфильм" в качестве режиссера, сценариста и композитора он принял участие в создании множества проектов и стал лауреатом различных международных кинофестивалей. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с Игорем Волчеком о том, почему мультфильмы так важны в воспитании детей и как молодым режиссерам добиться успеха в этой профессии.

- Планировался ли мультфильм "Приключения Нестерки" как полнометражный с самого начала или идея родилась после создания первой серии?

- Сразу собирались снимать именно сериал и только потом соединить все серии в полнометражную картину. Мы решили создать этот проект, потому что у нас почти не было белорусскоязычных мультфильмов. "Приключения Нестерки" - сериал для школьников, который помимо развлечения несет в себе ещё и поучительную нагрузку, каждый его эпизод заканчивается белорусской пословицей. Даже самые маленькие зрители могут понять, какой смысл заключается в каждой серии. Проект получился весьма достойный, однако маркетинг недостаточно развит у нас. Мы живем в рыночных условиях, поэтому любой фильм требует продвижения, в том числе показов в кинотеатрах, создания сувениров и других продуктов, связанных с событием. Например, диснеевские мультфильмы в первую очередь окупаются при продаже сопутствующих товаров. На киностудии достаточно талантливых и опытных мультипликаторов, художников и режиссеров, но нужно больше продюсеров, умеющих продвигать коммерческие проекты.

- Вы упомянули, что "Приключения Нестерки" был одним из первых белорусскоязычных мультфильмов. Важно ли создавать больше анимационных картин на белорусском?

- Безусловно. Но главное, чтобы мультфильм был интересный. Язык и технологии, с помощью которых он создан, стоят на втором месте, на первом все-таки сюжет.

- У вас в памяти остались мультфильмы из детства?

- Разумеется, это все мультфильмы Ивана Иванова-Вано, "Золотая антилопа" Льва Атаманова, "Заколдованный мальчик" Владимира Полковникова и Александры Снежко-Блоцкой, а также работы Диснея, например, "Белоснежка и семь гномов".

- А из ваших мультфильмов какой для вас самый ценный?

- Конечно "Каприччио". Этот фильм был сделан еще в советские времена, показывался по всему СССР. Многим из зрителей он не понравился, потому что был рассчитан не на массовую, а на интеллектуальную аудиторию. С одной стороны, я получал гневные письма от зрителей, которые были недовольны, что государство тратит деньги на создание таких картин. С другой стороны, я был удостоен 12 призов на самых престижных международных фестивалях. Не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая карьера без них.

- Многие родители сами не знакомы с анимационными картинами "Беларусьфильма"? Какие из них вы бы порекомендовали показать детям?

- Во-первых, если мы говорим о мультфильмах, которые на нашей киностудии сняли еще в СССР, я бы рекомендовал посмотреть "Светлячка и росинку" российского режиссера Юрия Бутырина. Во-вторых, среди наших белорусских режиссеров очень хорошие мультфильмы для детей делает Александр Ленкин. Особенно интересен его сериал "Реактивный поросенок". А вообще, у каждого нашего режиссера есть удачная картина, которая заслуживает внимания юных зрителей.

- Насколько в целом важно и нужно показывать детям мультфильмы?

- Нельзя недооценивать анимацию в деле воспитания и формирования личности ребенка. К этому нужно относиться очень серьезно. Детям нужно показывать не только развлекательные мультики вроде "Маши и медведя", но и духовно наполненные картины. Анимация должна, развлекая, воспитывать. При этом необходимо проводить встречи со школьниками и объяснять, какой смысл заложен в том или ином мультфильме. В Советском союзе существовало бюро кинопропаганды. Режиссеры ездили со своими фильмами в по всей стране, встречались и разговаривали со зрителями. Разумеется, ребенок сам не поймет весь смысл "Ежика в тумане" или "Сказки сказок", именно поэтому в детях нужно воспитывать по крайней мере вкус и потребность развивать свой чувственный мир. Есть фильмы сложные для восприятия ребенка, но к ним возвращаешься, уже повзрослев. Я, как и все дети, знакомился в школе с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, но только после 50 лет по-новому открыл для себя этого автора. Думаю, если искусство не воспитывает духовно зрителя, то это не искусство. Оно не может быть рассчитано только на заработок денег. Искусство должно развивать вкус и эстетически воспитывать, а если еще оно будет доставлять радость и удовольствие, то это замечательно. Мультфильмы "Винни-Пух" или "Каникулы Бонифация" Федора Хитрука - отличный пример поучительного и развлекательного произведения.

- В этом году вы руководили созданием альманаха дебютных анимационных фильмов молодых режиссеров "Новогодний калейдоскоп". Возможно среди дебютантов есть ребята с большим потенциалом, которые в будущем могут продолжить работу на студии?

- При создании дебютного альманаха у нас прежде всего стояла задача дать старт молодым ребятам, делающим первые шаги в режиссуре. Только один из участников проекта имел режиссерское образование. Я работал с абсолютными дебютантами, подсказывал, давал советы. За 3-4 месяца сложно научить режиссуре. Можно посвятить человека в основы профессии, но станет ли он режиссером, покажет только практика, которая раскрывает талант и развивает его. Я считаю, что наш эксперимент с альманахом удался, главная задача была достигнута. Разумеется, эти ребята еще не готовы работать самостоятельно, тем более, снимать полнометражные картины. Вначале им нужно сделать хотя бы 10-минутный анимационный фильм. Нет предела развитию, и я сам всегда чему-то учусь, хотя снял уже больше 30 фильмов. Нужно помнить, что при создании мультфильма важна работа команды, ведь без художника вообще не получится сделать анимационную картину. У Эльдара Рязанова есть шутка о том, что режиссер - человек, который присваивает себе труд всех остальных людей. В этих словах есть доля правды. Если фильм получился неудачным, то в провале в первую очередь обвиняют режиссера, и это правильно, ведь он несет главную ответственность за работу команды и конечный результат. С другой стороны, только режиссер знает, кого пригласить на работу над той или иной кинолентой и какую задачу поставить художнику или композитору. К счастью, у меня никогда не случалось больших ссор с коллективом, хотя были сложные отношения с Александром Верещагиным, художником, который работал со мной над мультфильмом "Каприччио". Но я благодарен ему и считаю, что именно благодаря этим отношениям я утвердился на режиссерском пути. Тогда я был молодым и амбициозным и не всегда понимал, что такое режиссура. Молодежи свойственны амбиции, но любые амбиции должны быть подтверждены, иначе они ничего не стоят.

- Для режиссера всегда важно академическое образование?

- Разумеется, образование важно, но это не значит, что в режиссуру не могут приходить талантливые люди из других профессий. В России есть отличный режиссер Иван Максимов. Он пришел учиться на Высшие режиссерские курсы с образованием физика-атомщика, поэтому образы в его мультфильмах совершенно уникальны и безумно интересны. Он будто бы живет в другом мире, и это только приводит в восторг. Для того, чтобы стать успешным режиссером мультфильмов, нужно много и вдумчиво практиковаться и не повторять за кем-то другим, быть оригинальным.

- Ваши мультфильмы очень отличаются по стилю. Можете дать совет режиссерам, застрявшим в одном амплуа и боящимся выйти за его рамки?

- На самом деле я даже завидую режиссерам, которые имеют определенный стиль. Если режиссер является и художником мультфильма, то уникальный стиль всегда будет ярко проявляться в его работах. Я приглашаю разных художников на свои фильмы в зависимости от темы, над которой работаю, потому что люблю разнообразие. Но если кто-то из режиссеров хочет создавать произведения в одном стиле и это доставляет ему удовольствие, то в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы его работы нравились и зрителям. Ведь мультипликаторов и режиссеров судят в первую очередь не по разнообразию их произведений, а по тому, насколько они интересны аудитории.

- Насколько для анимации важно музыкальное сопровождение, вы ведь еще и композитор?

- В кино, изображение - это тело, а звук - душа. Одно другое не заменит, но и существовать друг без друга не может. Однако и здесь есть нюансы. Если после просмотра кинокартины зрители обращают внимание только на хорошую музыку, то это значит, что фильм не удался. А когда зритель приходит в кинотеатр и наслаждается фильмом, не выделяя одну удачную деталь, то тогда произведение можно считать успешным.

- Вы негативно относитесь к тому, что большинство зрителей все же предпочитает развлекательное, а не интеллектуальное искусство?

- У интеллектуального кино не так много зрителей, как у массового, но все равно они есть. Ничего удивительного, ведь любое произведение искусства, в том числе игровой фильм или мультфильм, никогда не бывает понятен и интересен всем. Меня, например, веселит определение авторское кино. Любой фильм авторский, только нужно понимать, какая задача стоит перед автором. Исходя из нее и создается произведение. И если я не понимаю какой-то фильм, книгу или картину, то не спешу делать поспешных выводов. Возможно, я еще не дорос до этого понимания. А возможно, это и не искусство вовсе.

- А какое у вас мнение о популярной сегодня компьютерной анимации?

- Даже компьютерная анимация - дело рукотворное. Компьютер - очень неудобный, большой карандаш, как говорят аниматоры. Я скептически отношусь к таким технологиям, потому что не люблю пластмассу. Мне больше по душе фильмы, нарисованные от руки. Но это всего лишь мое личное мнение.

- С помощью чего определить, где настоящее искусство, а где только коммерческий продукт?

- Это решает только время. Настоящее искусство никогда не стареет. Оно не имеет возраста. Никто не скажет, что музыка Баха, Моцарта или Шопена устарела. Если это не искусство, то оно умирает.

Валерия ГАВРУКОВИЧ,

БЕЛТА. -0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси