ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 5 декабря 2024
Минск-Уручье -3°C
Все новости
Все новости
Интервью
21 октября 2016, 13:48
Дмитрий Семенкевич

Градостроительная политика на пятилетку предполагает формирование взаимосвязанной системы расселения

Дмитрий Семенкевич
Дмитрий Семенкевич

Основные направления государственной градостроительной политики на 2016-2020 годы, утвержденные в сентябре указом №334, - документ без конкретных цифр и поручений. Но именно он определяет, по какому пути будет идти развитие, как преобразятся большие и малые города страны, чему будет уделяться особое внимание. Подробнее о преемственности и новациях градостроительной политики корреспондент БЕЛТА побеседовал с заместителем министра архитектуры и строительства Дмитрием Семенкевичем.

- Дмитрий Игоревич, в истории суверенной Беларуси это третий документ, утвержденный Президентом и определяющий градостроительную политику страны на пятилетие. В чем его особенность по сравнению с предыдущими двумя?

- Сразу скажу, что основные направления государственной градостроительной политики - это своего рода идеология градостроительства на ближайшие пять лет. Все то, что там изложено, в последующем будет детально прорабатываться и выполняться. Причем не только Министерством архитектуры и строительства - документ предназначен для всех органов госуправления, общественных организаций, бизнеса, простых граждан. Задействованы должны быть и Министерство энергетики, и Министерство транспорта и коммуникаций, и Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Но в первую очередь - местные органы власти, потому что основные задачи комплексного развития среды и жизнедеятельности решаются преимущественно ими.

- В документе определены четыре основных направления градостроительной политики, первое из которых - сбалансированное развитие административно-территориальных единиц и населенных пунктов на основе сохранения и укрепления устойчивых систем расселения. Расскажите о нем подробнее.

- Главная идея заключается в переходе от понимания населенного пункта как своеобразной вещи в себе к формированию взаимосвязанной системы расселения. Она исходит из того, что все большее значение как в жизни конкретного человека, так и общества в целом приобретает мобильность. Стала мобильной экономика, активно развиваются трудовые миграционные процессы. Человек не всегда удовлетворяется работой в населенном пункте, в котором проживает, поэтому может трудоустроиться в городе, расположенном неподалеку. Или, например, получить там услугу, совершить покупку. Поэтому мы говорим о том, что нельзя дальше проектировать и развивать населенные пункты, учитывая только их собственные возможности, решая только свои проблемы. Мы выступаем за развитие социальной инфраструктуры малых городов, агрогородков и сельских населенных пунктов с учетом обслуживания их населения на прилегающей территории. Имеется в виду и пожарная безопасность, и медицинское, социальное обслуживание. Соответствующим образом предлагаем строить транспортную инфраструктуру, чтобы центры обслуживания были доступны для пригородного населения.

- Какое место отводится формированию туристско-рекреационных территорий?

- Этому мы придаем большое значение, как, впрочем, придавали и раньше, и используем понятие кластерного подхода. Ведь туристическая зона сама по себе не существует - она должна включать в себя возможность размещения туристов, их питания и развлечения, а не только и не столько посещение достопримечательностей. То есть мы ратуем за комплексное обслуживание туристов. В идеале нужно добиться того, чтобы туристу, приехавшему в Беларусь, как минимум неделю было комфортно и интересно. Пока того, что у нас есть, явно недостаточно.

- Следующее направление - комплексное развитие среды жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов...

- Очень важная тема. Мы предполагаем переход от монофункционального зонирования городской территории к интегрированной функциональной структуре, от привычного деления города на спальные районы, индустриальные зоны и рекреационно-ландшафтные территории к интегрированным городским районам, где можно было бы и жить, и работать, и отдыхать. Современная промышленность уже не является столь вредной для здоровья человека, чтобы ее размещать в отдельных районах или даже за городом, а исключительно жилые кварталы больше не удовлетворяют горожан, которые не хотят просто прийти домой и сесть перед телевизором. То есть в районах должны быть и общественно-культурные центры, и небольшие производства. Кстати, подобные интегрированные кварталы будут сокращать нагрузку на транспортные артерии города. Мы считаем, что именно такой подход должен использоваться при проектировании населенных пунктов.

- На территории многих городов существуют неэффективно используемые территории. Как предполагаете их задействовать?

- Мы планируем их комплексную реконструкцию для развития инновационных производств, размещения многофункциональных городских общественных объектов и жилой застройки.

Раньше у нас градостроительство велось широкими мазками - мы активно занимали пространство вокруг города, содействуя "расползанию" городов на прилегающие территории. Но после того как Президент четко указал не использовать ни метра сельхозтерритории, ни метра леса, принято решение перейти на модель наведения порядка внутри городов. Мы говорим, что необходимо очень внимательно посмотреть на уже сложившиеся территории, на то, какие там есть резервы. Кстати, последние генеральные планы, в том числе города Минска, как раз и фокусируют внимание на более эффективном использовании уже существующих территорий. Ведь у нас есть еще застройка барачного типа, производственные площадки с огромными пустующими территориями, санитарными зонами, которые непонятно как используются и в большей части являются обременительными для предприятий. В этом мы видим резервы для развития. Причем речь идет о том, чтобы использовать высвободившиеся территории не только для размещения жилых районов, но и для строительства новых производств. Если есть неэффективно используемое производство даже в центре города, то это не значит, что нужно там построить жилой квартал - там нужно создать предприятие, где бы концентрировались трудовые ресурсы, чтобы сохранить места занятости. Но это производство должно быть нового технологического уклада, без санитарных зон и заборов.

- А как насчет управления городом? Его ведь тоже необходимо вывести на новый уровень?

- Так называемый умный город - это то, к чему мы, безусловно, стремимся. Автоматизация многих процессов оптимизирует потоки в городах и сделает нашу жизнь более безопасной. Здесь речь и о видеонаблюдении, и об управлении транспортными потоками, коммунальным жизнеобеспечением. Мы планируем распространить новейшие технологии на практику градостроительства в целом в Беларуси.

- Наличие больших ландшафтно-рекреационных территорий - предмет гордости градостроительной политики Беларуси. Но, чего скрывать, опыт последних лет показывает, что жители готовы буквально в войну ввязываться, чтобы прилегающий к дому парк остался парком, а не был застроен очередной многоэтажкой или магазином. Что вы предусмотрели на этот счет?

- Исключение распространения на ландшафтно-рекреационной территории застройки, которая не связана с рекреационной функцией, является нашей задачей. Действительно, многие инвесторы предлагают вложить деньги в застройку именно таких площадей, что совершенно понятно: там ведь ничего не нужно сносить, переносить, никого не нужно отселять. Но так происходит по большей части из-за того, что эти самые ландшафтно-рекреационные территории у нас недостаточно благоустроены. Это даже Минска касается, если вести речь о спальных районах, не говоря уже о малых городах. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы зеленые зоны у нас благоустраивались для комфортных условий отдыха населения.

- На протяжении последнего десятилетия в Беларуси последовательно реализуется идея создания безбарьерной среды. Что планируется сделать в этом направлении в ближайшие пять лет?

- Действительно, созданием безбарьерной среды занимаемся уже достаточно продолжительный временной промежуток. Начинали мы с создания среды для инвалидов. На следующем этапе говорили о том, чтобы создавать безбарьерную среду не только для инвалидов, но и физически ослабленных лиц. Теперь же пришли к универсальному дизайну. Суть идеи в том, чтобы создать среду, которая не делится на среду для инвалидов и обычную. Она должна быть единой, универсальной. Что имеется в виду? Прежде всего, отсутствие ступеней. Потому что ступени в принципе не являются удобными ни для одной из групп населения. Даже здоровому человеку гораздо удобнее передвигаться там, где ступеней нет.

- То есть вы хотите прийти к городу без ступеней?

- В идеале - да. Но перестроить все мы, конечно, не сможем. Зато новое строительство можно и нужно проектировать без ступеней. Сейчас мы эту идеологию формируем, вырабатываем конкретные предложения. Планируем внести изменения во все СТБ. Кстати, новый медицинский центр, который строится в Ждановичах, входную группу будет иметь без ступеней. Благодаря естественному рельефу и искусственному покрытию люди будут входить прямо в фойе, а далее лифтами передвигаться по этажам.

Но это еще не все. Мы планируем ввести требования по наличию тактильных знаков для людей с ослабленным зрением. Чтобы, например, номер подъезда был написан не только краской. Вообще, считаю, что различные тактильные метки полезны даже для здоровых людей. Пример, что называется, из собственной жизни. Шел по платформе метро, увлекся разговором по мобильному телефону, наступил на активную плитку и сразу подумал о том, что слишком близко подошел к краю. Другими словами, тактильные метки - действенный инструмент безопасности.

- Давайте перейдем к третьему блоку.

- Это развитие транспортной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов. Мы декларируем строительство и реконструкцию транспортно-пересадочных узлов в комплексе с объектами социальной инфраструктуры. То есть запланирован переход от чисто ведомственного понимания транспортного узла, когда он предназначен только для перемещения транспорта, к формированию социальных центров. Яркий пример - автовокзал в Минске. Там четыре этажа, и только первый предназначен для отправки и прибытия автобусов. На остальных размещены объекты общепита, магазины, развлекательные зоны. Надеемся, что в городах-спутниках сможем построить целые комплексы, которые будут включать автобусную остановку, железнодорожную станцию, стоянки для автомобилей и велосипедов и центр торговли.

- Какому виду транспорта отдается предпочтение?

- Мы говорим о приоритете развития железнодорожного транспорта как наиболее эффективного и экологически чистого. Метрополитен, трамвай, электричка наиболее устойчивы в современном потоке движения.

- Как планируете справляться с нехваткой в городах мест для парковки автомобилей?

- Конечно, это одна из самых насущных проблем, разрешить которую непросто, особенно там, где плотная жилая застройка. Но в техническом кодексе мы уже предусмотрели обязательную меру по размещению многоуровневых стоянок в жилых кварталах и при общественных объектах. Причем при общественных объектах предусмотрено обязательное размещение многоуровневых стоянок в пределах площадки, отведенной для их строительства.

- Четвертое направление - гармоничное развитие архитектурно-планировочной структуры населенных пунктов с учетом сохранения и рационального использования историко-культурного наследия. Звучит витиевато...

- А на самом деле все просто. Предполагается совершенствование облика застройки, внедрение в городскую среду современных малых архитектурных форм. Считаю, что их у нас недостаточно. Ведь малая архитектурная форма - это как раз тот масштаб, который наиболее понятен и близок человеку. Это и декоративные элементы, и цветочное оформление, и скульптурные композиции, и скамейки. И всего этого недостаточно в наших городах.

- Из всего вышеизложенного можно ли сделать вывод, что градостроительная политика текущей пятилетки предполагает смещение акцентов с жилищного строительства на возведение инфраструктуры?

- Жилые кварталы, безусловно, будут строиться. Пусть и не в таких масштабах, как в Каменной горке, но все же они будут появляться. Причем, как я уже отмечал, они будут комплексные и благоустроенные. Но мы действительно говорим о том, что инфраструктура должна строиться на опережение. То есть сначала инфраструктура, а потом жилье. Раньше ее появление опаздывало. Особенно когда речь идет об индивидуальном жилье - люди могли построить дома и еще долгое время находиться без элементарных благ цивилизации. Такие вещи недопустимы. Во всем мире сначала строится инфраструктура, а уже после предлагается участок для освоения.

- Отдельные описанные вами подходы реализовать на уже полностью освоенной территории будет непросто. Наиболее оптимальный вариант для воплощения - города-спутники?

- Да, города-спутники могут стать экспериментальной площадкой для развития инновационных подходов. Конечно, если не будет решено пойти по традиционному пути, сбросить туда объемы индустриального домостроения. Если нам удастся преломить такой подход, то там будем внедрять лучшую мировую практику градостроительства.

Сейчас идет активное развитие регионального транспорта, практически все города-спутники будут связаны городскими линиями. До Смолевичей от Кургана Славы будет реконструирован участок дороги, улучшена его категория. В ближайшее время Руденск начнет активно осваивать территории под комплексную жилую застройку и размещение новых производств. Задача состоит в том, чтобы города-спутники не становились спальными районами, чтобы была обеспечена занятость населения.

- Каким вы видите будущее малых городов, не исчезнут ли они с карты Беларуси?

- Ни в коем случае не исчезнут. Более того, качество жизни в них будет улучшаться за счет тех мер, которые мы планируем предпринять. На самом деле, жизнь в малых городах имеет массу преимуществ. Это и возможность построить усадьбу, и экологические характеристики там значительно лучше, чем в крупных городах. А если создать там современные предприятия, то и вообще не будет смысла переезжать в большой город. Главное, сделать малые города более устойчивыми с точки зрения инфраструктуры, обеспечить доступность воды, электричества, очистных сооружений. Плюс развитие регионального транспорта, чтобы жители могли свободно посещать уникальные объекты соцобслуживания в крупных городах.

Юлия ОГНЕВА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси