ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 25 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
24 ноября 2015, 14:18
Виктор Шадурский

Факультет международных отношений БГУ стал членом - основателем Сети аналитических центров Шелкового пути

Виктор Шадурский
Виктор Шадурский
Декан факультета международных отношений БГУ, декан факультета международных отношений БГУ, доктор исторических наук, профессор

Факультет международных отношений Белорусского государственного университета стал членом - основателем Сети аналитических центров Шелкового пути (Silk Road Think Tank Network, SiLKS). Новая структура учреждена в октябре в Мадриде во время работы II Международного форума по Шелковому пути. О том, как и для чего создавалась Сеть, какова роль Беларуси в новом Шелковом пути, а также о важности белорусско-китайского взаимодействия в современных реалиях рассказывает в интервью корреспонденту БЕЛТА декан ФМО БГУ профессор Виктор Шадурский, который выступил с докладом на мадридской встрече.

- Виктор Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, более подробно, что такое Сеть аналитических центров Шелкового пути?

- SiLKS является независимой и неформальной сетью, которая инициирована и управляется аналитическими центрами, международными организациями. Ее деятельность будет направлена на углубление сотрудничества, обмен информацией и знаниями среди аналитических центров, внесение вклада в региональное и глобальное процветание и стабильность.

В число 43 членов-основателей вошли структуры из 27 стран, в том числе такие авторитетные аналитические центры, как Chatham House (Великобритания), Центр исследований развития Кембриджского университета (Великобритания), Институт Дальнего Востока Российской академии наук, Центр стратегических исследований МИД Турции, Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджана, Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан, Корейский институт международной экономической политики, Институт стратегических исследований Монголии, Центр стратегических и международных исследований Индонезии. Большую часть участников представляли исследователи, руководители и сотрудники государственных структур КНР.

Задачами SiLKS являются проведение совместных исследований по вопросам экономического и социального развития в странах и регионах, предоставление консультаций правительствам, предприятиям и организациям, взаимообмен информацией и знаниями посредством проведения ежегодных форумов Шелкового пути, круглых столов, публикаций.

Кстати, I Международный форум по Шелковому пути был проведен в Стамбуле в декабре 2014 года. Следующий форум намечено провести в одной из стран Азии. Организаторами же нынешней встречи в Мадриде выступили Центр исследований развития Государственного совета КНР, Центр международных отношений и устойчивого развития Сербии, посольство КНР в Испании.

- На ваш взгляд, что продемонстрировали итоги мадридской встречи?

- Итоги форума в Мадриде продемонстрировали высокий уровень дискуссии, в которой затрагивались как конкретные вопросы реализации китайской инициативы "Один пояс - один путь", так и вопросы глобального развития в долгосрочной перспективе. К примеру, глава Центра исследования развития Госсовета КНР Ли Вэй в ходе учреждения Сети аналитических центров Шелкового пути выразил мнение, что реализация проектов экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века может стать эффективным инструментом не только по разрешению текущих экономических противоречий, но и привести к новой фазе процветания в глобальной экономике. Чтобы достичь этого, страны должны сотрудничать на глобальном, региональном и местном уровнях.

Несмотря на активную дискуссию, по мнению некоторых участников форума, обсуждению мегапроекта не хватало конкретики, ярких и успешных примеров сотрудничества стран, вовлеченных в инициативу "Один пояс - один путь".

На фоне этого Беларусь смогла представить свой позитивный опыт. В качестве конкретного примера реализации мегапроекта КНР я привел строительство Китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень", от создания которого ожидается колоссальный экономический долгосрочный эффект. Проект имеет все шансы стать великолепным примером взаимовыгодного сотрудничества разномасштабных государств.

- В своем выступлении Вы озвучили и некоторые другие аспекты белорусско-китайского сотрудничества…

- Да, действительно, с трибуны этого форума я рассказал и о том, что доверие к Китаю в Беларуси основывается на практике двусторонних связей на протяжении всего периода, начавшегося после установления дипломатических отношений.

История взаимодействия Минска и Пекина убедила белорусское общество в том, что Китай уважает суверенитет страны, внутри- и внешнеполитический выбор Беларуси. Руководство КНР на практике показало, что оно не навязывает своим партнерам политических условий, не стремится к созданию наднациональных политических органов, а шаг за шагом, через экономическое сотрудничество, через реализацию различных проектов, создает для своей страны пояс доброжелательности.

Следует особо подчеркнуть, что Беларусь и Китай не имели и не имеют разногласий в подходах к решению важнейших мировых проблем, они едины в создании многополярного мира, осуждении агрессии и вмешательства во внутренние дела других стран, противодействии фальсификации истории и прежде всего событий Второй мировой войны.

Хотел бы также обратить внимание на хорошую динамику взаимной торговли и рост товарооборота между двумя странами. Существуют обоснованные ожидания, что новый интеграционный проект будет и дальше содействовать конвертации активных политических отношений в расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества, уменьшение дисбаланса в торговле.

Многие эксперты считают, что с началом реализации проекта экономического пояса Шелкового пути статус Беларуси во внешней стратегии Пекина значительно повысился. Это мнение обосновывается не только дружеским характером белорусско-китайских отношений и уровнем всестороннего стратегического партнерства, но и признанием нашей страны в качестве важного звена в развитии связей между Азией и Европой. Данный факт отчетливо продемонстрировал трехдневный визит в Беларусь Председателя КНР Си Цзиньпина.

По моему мнению, значение Беларуси в стратегических планах Китая усилила ситуация в Украине, также занимающей удобное геополитическое положение между Азией и Европой. Летом 2011 года Китай и Украина подписали декларацию о стратегическом партнерстве, КНР планировала реализацию в Украине целого ряда масштабных инфраструктурных проектов, проектов в сфере энергетики и сельского хозяйства. Вложения не оправдали имеющихся расчетов. В этом контексте Беларусь приобрела особое значение для Пекина как страна, играющая стабилизирующую роль в Восточной Европе.

Белорусские позиции были также усилены членством страны в Евразийском экономическом союзе.

Замечу, что на мадридской встрече большой интерес вызвал опыт Беларуси и КНР по созданию "Великого камня", и его обсуждение активно продолжилось в кулуарах мероприятия. Таким образом, белорусско-китайские проекты вызывают большой международный интерес и приобретают особое значение в контексте реализации концепции "Один пояс - один путь".

Алина ГРИШКЕВИЧ

Топ-новости
Свежие новости Беларуси