
Ольга Луговская
Начальник Госатомнадзора
В Беларуси уделяют приоритетное внимание ядерной и радиационной безопасности. В связи с появлением в стране собственной атомной электростанции особое значение придается обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Как формируется эта система и какой она станет в будущем? Как обеспечивается безопасность? Как развивается международное сотрудничество, в том числе по линии МАГАТЭ? Об этом корреспондент БЕЛТА побеседовала с начальником Госатомнадзора Ольгой Луговской.
- Беларусь в марте на совещании в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене представила восьмой национальный доклад о выполнении Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (РАО) за период с 2021 года. Как международное сообщество оценило работу нашей страны в этой сфере?
- Мы провели большую подготовительную работу, венцом которой и стал национальный доклад, который был презентован в МАГАТЭ. Он был подготовлен Госатомнадзором во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и организациями. В нем в полной мере отражены усилия, предпринятые Беларусью по обеспечению безопасности в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Была представлена развернутая информация о существующих объектах, как организована работа, какие у нас перспективы и стратегии после ввода атомной станции, как мы справляемся с различными вызовами. Речь шла и о начале выполнения стратегии обращения с радиоактивными отходами, подготовке к сооружению пункта захоронения радиоактивных отходов. На основании доклада и наших ответов на вопросы участников совещания в МАГАТЭ сформируют заключительный страновой отчет, который фактически станет оценкой результата деятельности государства.
Каждая страна устанавливает определенные требования к организации работы по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. При этом все государства совершенно разные. Есть страны с большими программами, есть со средними. Беларусь относится именно к такому промежуточному уровню. У нас уже работает атомная станция, то есть у нас достаточно хорошая, развернутая программа. Но, конечно, не такая, как у мировых лидеров в атомной энергетике, у которых работает много блоков, много различных установок, организован топливный цикл, добыча урана. Мы докладываем о работе Белорусской атомной электростанции, обращении с эксплуатационными отходами, отработавшим ядерным топливом, ситуации с объектами ядерного наследия, которые существуют на протяжении долгого времени. Нашей задачей было доказать, что мы соответствуем всем требованиям, установленным в документах конвенции, рассказать, какие задачи ставим на будущее.
Наш доклад был воспринят очень позитивно. В МАГАТЭ отметили положительные практики Беларуси (области успешной работы) в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Зарубежные коллеги обратили внимание на положительный опыт Беларуси по развитию и укреплению кадрового потенциала, вовлечению широкого круга профильных организаций и экспертного сообщества, развитию международного сотрудничества в этой сфере.
- Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в Беларуси вызывает высокий интерес международного сообщества. Много ли поступает вопросов?
- Всех участников конвенции интересуют подходы, как другие страны обеспечивают безопасность обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. С какими вызовами сталкиваются, какие есть хорошие практики, выполнены ли все требования конвенции. Обсуждались в том числе актуальные вопросы подготовки кадров, обновления оборудования и систем, обращения с источниками ионизирующего излучения в медицине и промышленности. После презентации национальных докладов на совещании в МАГАТЭ отводится время на вопросы и ответы.
Практически все наши соседи нам очень активно задавали вопросы. Самое большое количество поступило от Украины. Шведы тоже были очень активными. Много вопросов было от Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Задавали вопросы представители России, Польши, Латвии. Много интереса было и от Японии, Франции. Всего белорусской делегации поступило 90 вопросов примерно от 20 стран. Они касались практически всех разделов конвенции. Конечно, интересовала стратегия, особенно то, как мы дальше будем работать над сооружением пункта захоронения радиоактивных отходов. Вопросы были по кадрам, по системе технической поддержки принятия решений в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, по инфраструктуре. По лицензированию тоже - как обеспечивается процедура проведения оценки, экспертиза безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Мы ничего не скрывали, давали откровенные и прозрачные ответы. По вопросам было видно - коллег интересует наш хороший наработанный опыт, и мы были готовы этим делиться. Мы понимаем, что наш опыт может быть полезен другим странам. В частности, большой интерес наше выступление вызвало у Казахстана и Узбекистана, которые тоже подходят к реализации своих первых ядерных программ, связанных с сооружением атомных станций.
Мы также внимательно ознакомились с докладами других стран, в первую очередь тех, которые с нами граничат. Помимо России, безусловно, нас интересовала Литва, то, как там решаются вопросы вывода из эксплуатации Игналинской АЭС. Там много вопросов, связанных с радиоактивными отходами и с отработавшим ядерным топливом. Всего мы задали 225 вопросов разным странам. Нас интересовали разные подходы, опыт стран с развитой инфраструктурой и большими ядерными программами.
- Расскажите подробнее о национальной стратегии обращения с радиоактивными отходами. Что в планах у нашей страны?
- В стратегии изложен наш план действий, который мы должны выполнить в полном объеме. Стратегия не краткосрочная, она охватывает период даже после 2050 года. Ее реализация разбита на три этапа. Первый - до начала 2030-х годов. На этом этапе необходимо решить вопрос размещения радиоактивных отходов, которые образуются на Белорусской АЭС. Планируется введение первой очереди пункта захоронения радиоактивных отходов. Второй этап реализации стратегии - 2030-2050-е годы. Он предполагает изучение возможностей сооружения дополнительных хранилищ радиоактивных отходов, вывод из эксплуатации исторических объектов ядерного наследия, специализированных предприятий, занимающихся сбором промышленных отходов. Третий этап стратегии рассчитан на более отдаленную перспективу.
Сооружение пункта захоронения радиоактивных отходов - важнейшая задача для нашей страны. Нам нужно пройти этот этап. В числе задач было создание оператора по обращению с радиоактивными отходами, подготовка всей нормативной правовой базы, инфраструктуры для того, чтобы этот оператор заработал, были установлены определенные требования со стороны регулятора с точки зрения обеспечения радиационной безопасности.
В настоящее время идет работа по выбору площадки для размещения пункта захоронения радиоактивных отходов. На данный момент рассматриваются три возможные площадки - в районе Белорусской АЭС, в Могилевской области и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Когда окончательное решение будет принято, начнется строительство объекта.
Согласно межправсоглашению с Россией отработавшее ядерное топливо с Белорусской АЭС будет направлено в Россию для переработки. Затем в соответствии с международными правилами радиоактивные отходы, которые образуются в результате этой переработки, будут доставлены обратно в Беларусь и размещены в пункте захоронения. Это далекая перспектива, но мы уже к этому готовимся.
- Каковы дальнейшие планы в области сотрудничества по линии Международного агентства по атомной энергии?
- Мы сейчас продолжаем активно работать с МАГАТЭ. У нас реализуются проекты технической помощи по линии агентства. Если говорить про Госатомнадзор, то на сегодня реализуется проект, связанный с продолжением развития инфраструктуры регулирования. Это и повышение компетенций, и разработка новых нормативных документов, методик уже на этапе эксплуатации Белорусской атомной станции.
На перспективу мы подали на утверждение новый проект, который связан с управлением объектами ядерного наследия. Это в том числе и объекты, которые появились у нас в результате чернобыльской катастрофы. Яркий пример - Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Мы осуществляем государственный надзор за ситуацией в заповеднике. В прошлом году они получили лицензию в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, поскольку они работают на таком объекте, где есть высокий уровень загрязнения трансурановыми элементами. По линии МАГАТЭ мы сейчас готовим совместно с заповедником и Минприроды проект, который будет направлен на разработку новых подходов к управлению такими территориями.
Кроме того, мы участвуем в разработке и рассмотрении различных стандартов, которые разрабатываются по линии МАГАТЭ. Активно участвуем в региональных мероприятиях. Белорусские специалисты уже могут выступать в качестве экспертов, поскольку атомная станция у нас функционирует, и те страны, которые начинают реализацию своих программ, могут получить от нас определенную поддержку, потому что мы через все это уже прошли. Работаем и непосредственно с РФ с учетом того, что Россия сейчас строит много объектов, в том числе атомные станции в Египте, Бангладеш, Турции.
Принимаем в Беларуси зарубежных коллег, эти визиты тоже организуются по линии МАГАТЭ. В прошлом году к нам приезжали египетские коллеги. Так как "Росатом" строит в Египте атомную станцию, как строил и у нас, их интересовали подходы к организации регулирующей инфраструктуры при появлении такого объекта на территории страны. В дальнейшем тоже будем продолжать такое взаимодействие. Представители Таджикистана к нам тоже приезжали. Но поскольку в Таджикистане атомной станции нет, обсуждались вопросы использования источников ионизирующего излучения. Здесь у нас тоже есть большой опыт, в том числе по организации научного сопровождения этих работ. Поэтому мы готовы делиться с нашими коллегами. Но при этом мы тоже не перестаем учиться и повышать свои компетенции, в том числе благодаря взаимодействию со странами, у которых более богатый опыт, чем у нас.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА.-0-
- Беларусь в марте на совещании в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене представила восьмой национальный доклад о выполнении Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (РАО) за период с 2021 года. Как международное сообщество оценило работу нашей страны в этой сфере?
- Мы провели большую подготовительную работу, венцом которой и стал национальный доклад, который был презентован в МАГАТЭ. Он был подготовлен Госатомнадзором во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и организациями. В нем в полной мере отражены усилия, предпринятые Беларусью по обеспечению безопасности в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Была представлена развернутая информация о существующих объектах, как организована работа, какие у нас перспективы и стратегии после ввода атомной станции, как мы справляемся с различными вызовами. Речь шла и о начале выполнения стратегии обращения с радиоактивными отходами, подготовке к сооружению пункта захоронения радиоактивных отходов. На основании доклада и наших ответов на вопросы участников совещания в МАГАТЭ сформируют заключительный страновой отчет, который фактически станет оценкой результата деятельности государства.
Каждая страна устанавливает определенные требования к организации работы по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. При этом все государства совершенно разные. Есть страны с большими программами, есть со средними. Беларусь относится именно к такому промежуточному уровню. У нас уже работает атомная станция, то есть у нас достаточно хорошая, развернутая программа. Но, конечно, не такая, как у мировых лидеров в атомной энергетике, у которых работает много блоков, много различных установок, организован топливный цикл, добыча урана. Мы докладываем о работе Белорусской атомной электростанции, обращении с эксплуатационными отходами, отработавшим ядерным топливом, ситуации с объектами ядерного наследия, которые существуют на протяжении долгого времени. Нашей задачей было доказать, что мы соответствуем всем требованиям, установленным в документах конвенции, рассказать, какие задачи ставим на будущее.
Наш доклад был воспринят очень позитивно. В МАГАТЭ отметили положительные практики Беларуси (области успешной работы) в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Зарубежные коллеги обратили внимание на положительный опыт Беларуси по развитию и укреплению кадрового потенциала, вовлечению широкого круга профильных организаций и экспертного сообщества, развитию международного сотрудничества в этой сфере.
- Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в Беларуси вызывает высокий интерес международного сообщества. Много ли поступает вопросов?
- Всех участников конвенции интересуют подходы, как другие страны обеспечивают безопасность обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. С какими вызовами сталкиваются, какие есть хорошие практики, выполнены ли все требования конвенции. Обсуждались в том числе актуальные вопросы подготовки кадров, обновления оборудования и систем, обращения с источниками ионизирующего излучения в медицине и промышленности. После презентации национальных докладов на совещании в МАГАТЭ отводится время на вопросы и ответы.
Практически все наши соседи нам очень активно задавали вопросы. Самое большое количество поступило от Украины. Шведы тоже были очень активными. Много вопросов было от Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Задавали вопросы представители России, Польши, Латвии. Много интереса было и от Японии, Франции. Всего белорусской делегации поступило 90 вопросов примерно от 20 стран. Они касались практически всех разделов конвенции. Конечно, интересовала стратегия, особенно то, как мы дальше будем работать над сооружением пункта захоронения радиоактивных отходов. Вопросы были по кадрам, по системе технической поддержки принятия решений в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, по инфраструктуре. По лицензированию тоже - как обеспечивается процедура проведения оценки, экспертиза безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Мы ничего не скрывали, давали откровенные и прозрачные ответы. По вопросам было видно - коллег интересует наш хороший наработанный опыт, и мы были готовы этим делиться. Мы понимаем, что наш опыт может быть полезен другим странам. В частности, большой интерес наше выступление вызвало у Казахстана и Узбекистана, которые тоже подходят к реализации своих первых ядерных программ, связанных с сооружением атомных станций.
Мы также внимательно ознакомились с докладами других стран, в первую очередь тех, которые с нами граничат. Помимо России, безусловно, нас интересовала Литва, то, как там решаются вопросы вывода из эксплуатации Игналинской АЭС. Там много вопросов, связанных с радиоактивными отходами и с отработавшим ядерным топливом. Всего мы задали 225 вопросов разным странам. Нас интересовали разные подходы, опыт стран с развитой инфраструктурой и большими ядерными программами.
- Расскажите подробнее о национальной стратегии обращения с радиоактивными отходами. Что в планах у нашей страны?
- В стратегии изложен наш план действий, который мы должны выполнить в полном объеме. Стратегия не краткосрочная, она охватывает период даже после 2050 года. Ее реализация разбита на три этапа. Первый - до начала 2030-х годов. На этом этапе необходимо решить вопрос размещения радиоактивных отходов, которые образуются на Белорусской АЭС. Планируется введение первой очереди пункта захоронения радиоактивных отходов. Второй этап реализации стратегии - 2030-2050-е годы. Он предполагает изучение возможностей сооружения дополнительных хранилищ радиоактивных отходов, вывод из эксплуатации исторических объектов ядерного наследия, специализированных предприятий, занимающихся сбором промышленных отходов. Третий этап стратегии рассчитан на более отдаленную перспективу.
Сооружение пункта захоронения радиоактивных отходов - важнейшая задача для нашей страны. Нам нужно пройти этот этап. В числе задач было создание оператора по обращению с радиоактивными отходами, подготовка всей нормативной правовой базы, инфраструктуры для того, чтобы этот оператор заработал, были установлены определенные требования со стороны регулятора с точки зрения обеспечения радиационной безопасности.
В настоящее время идет работа по выбору площадки для размещения пункта захоронения радиоактивных отходов. На данный момент рассматриваются три возможные площадки - в районе Белорусской АЭС, в Могилевской области и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Когда окончательное решение будет принято, начнется строительство объекта.
Согласно межправсоглашению с Россией отработавшее ядерное топливо с Белорусской АЭС будет направлено в Россию для переработки. Затем в соответствии с международными правилами радиоактивные отходы, которые образуются в результате этой переработки, будут доставлены обратно в Беларусь и размещены в пункте захоронения. Это далекая перспектива, но мы уже к этому готовимся.
- Каковы дальнейшие планы в области сотрудничества по линии Международного агентства по атомной энергии?
- Мы сейчас продолжаем активно работать с МАГАТЭ. У нас реализуются проекты технической помощи по линии агентства. Если говорить про Госатомнадзор, то на сегодня реализуется проект, связанный с продолжением развития инфраструктуры регулирования. Это и повышение компетенций, и разработка новых нормативных документов, методик уже на этапе эксплуатации Белорусской атомной станции.
На перспективу мы подали на утверждение новый проект, который связан с управлением объектами ядерного наследия. Это в том числе и объекты, которые появились у нас в результате чернобыльской катастрофы. Яркий пример - Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Мы осуществляем государственный надзор за ситуацией в заповеднике. В прошлом году они получили лицензию в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, поскольку они работают на таком объекте, где есть высокий уровень загрязнения трансурановыми элементами. По линии МАГАТЭ мы сейчас готовим совместно с заповедником и Минприроды проект, который будет направлен на разработку новых подходов к управлению такими территориями.
Кроме того, мы участвуем в разработке и рассмотрении различных стандартов, которые разрабатываются по линии МАГАТЭ. Активно участвуем в региональных мероприятиях. Белорусские специалисты уже могут выступать в качестве экспертов, поскольку атомная станция у нас функционирует, и те страны, которые начинают реализацию своих программ, могут получить от нас определенную поддержку, потому что мы через все это уже прошли. Работаем и непосредственно с РФ с учетом того, что Россия сейчас строит много объектов, в том числе атомные станции в Египте, Бангладеш, Турции.
Принимаем в Беларуси зарубежных коллег, эти визиты тоже организуются по линии МАГАТЭ. В прошлом году к нам приезжали египетские коллеги. Так как "Росатом" строит в Египте атомную станцию, как строил и у нас, их интересовали подходы к организации регулирующей инфраструктуры при появлении такого объекта на территории страны. В дальнейшем тоже будем продолжать такое взаимодействие. Представители Таджикистана к нам тоже приезжали. Но поскольку в Таджикистане атомной станции нет, обсуждались вопросы использования источников ионизирующего излучения. Здесь у нас тоже есть большой опыт, в том числе по организации научного сопровождения этих работ. Поэтому мы готовы делиться с нашими коллегами. Но при этом мы тоже не перестаем учиться и повышать свои компетенции, в том числе благодаря взаимодействию со странами, у которых более богатый опыт, чем у нас.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА.-0-