7 марта, Могилев /Корр. БЕЛТА/. Премьерные показы спектакля "Чудо святого Антония" по пьесе Мориса Метерлинка состоятся 7, 12 и 19 марта в Могилевском областном драмтеатре. Режиссер спектакля из Санкт-Петербурга Владимир Чухланцев надеется, что зритель не только посмеется от души над происходящим на сцене, но и серьезно задумается о мире духовном в суете повседневной жизни, передает корреспондент БЕЛТА.
Фабула пьесы проста и понятна: умирает богатая дама, и на ее похороны съезжаются многочисленные родственники. Однако их задача - не cтолько проводить покойную в последний путь, сколько оценить полученное наследство. Новые хозяева с аппетитом дегустируют изысканные закуски и пьют вино во время поминального обеда, без стеснения планируют скорый переезд и ремонт доставшегося им дома. Грандиозные планы меняет внезапный гость - святой Антоний, который является на грешную землю в образе бедняка и настойчиво хочет воскресить почившую. Наследников такие планы не устраивают: они не верят в чудеса, но все же категорически не хотят пускать незнакомца к гробу. В итоге история, которая начиналась как комедия, открывает зрителю глубокий и отчасти трагический смысл.

"Метерлинк прописал большую часть своей пьесы как комедию, и только в финале мы понимаем, что на сцене разворачивается настоящая Голгофа, - отмечает Владимир Чухланцев. - Происходящее заставляет задуматься, есть ли место чуду в современном мире. Первый ответ, который приходит после просмотра спектакля: есть только надежда на чудо, и то не у всех. Однако это не говорит о том, что не стоит верить людям и в людей: нам отведено не так много времени, чтобы во всем сомневаться - обязательно надо любить и доверять. Хочется, чтобы спектакль заставил зрителя не только посмеяться, но и задуматься: если так произойдет - значит, наша задумка удалась".
Спектакль идет на малой сцене, и такая камерная обстановка способствует особой энергетике и контакту между актерами и зрителем. Работа получилась не только веселой, но и немного хулиганской: например, в отдельных персонажах читаются узнаваемые и любимые пародийные образы и черты - телеведущая программы "Здоровье" Елена Малышева с ее неизменным обращением к окружающим "дорогие мои", харизматичный гангстер Дон Корлеоне из криминальной драмы "Крестный отец". Все это рассчитано на живой отклик зрителя и искусно переплетается с литературным материалом более чем столетней давности.

"Мы создали в спектакле романтическое безвремение: если посмотреть на дом, который представлен на сцене, никогда не скажешь, из какого он века, - отметил Владимир Чухланцев. - Костюмы тоже классические, но без привязки к эпохе. Кстати, у Метерлинка пьеса начинается с ремарки: "Действие происходит в наше время". Однако автор не уточняет в какое "наше время": это может быть и 100 лет назад, и сегодня - история актуальна во все времена. Отличается только форма, а смысл одинаковый и в Могилеве, и в Ижевске, и в Париже, и в Нью-Йорке".
Владимир Чухланцев признается, что изначально задумка была немного другой, однако масштабировать ее не удалось из-за нехватки ресурсов: срок постановки был ограничен месяцем, поэтому даже костюмы не шили, а подобрали подходящие из уже имеющихся в костюмерной. Также была сложность с актерским составом, ведь сейчас в театре параллельно идут репетиции сразу трех спектаклей, и занятость у труппы колоссальная.
"В итоге получился спектакль из особого разряда, - уточнил он. - В процессе постановки стало понятно, что надо отталкиваться от обратного: мы все поменяли, посмотрели на материал другими глазами, и результат превзошел все ожидания. Особенно радует золотой актерский состав: в спектакле занят почти весь художественный совет театра. На репетициях видно, что они сработались на все 100%, ансамбль сложился. Работать с могилевской труппой было очень приятно, поэтому я обязательно вернусь в Могилевский драмтеатр с новой постановкой, если меня пригласят снова. Здесь царит особая семейная атмосфера и творческая энергетика".

Фабула пьесы проста и понятна: умирает богатая дама, и на ее похороны съезжаются многочисленные родственники. Однако их задача - не cтолько проводить покойную в последний путь, сколько оценить полученное наследство. Новые хозяева с аппетитом дегустируют изысканные закуски и пьют вино во время поминального обеда, без стеснения планируют скорый переезд и ремонт доставшегося им дома. Грандиозные планы меняет внезапный гость - святой Антоний, который является на грешную землю в образе бедняка и настойчиво хочет воскресить почившую. Наследников такие планы не устраивают: они не верят в чудеса, но все же категорически не хотят пускать незнакомца к гробу. В итоге история, которая начиналась как комедия, открывает зрителю глубокий и отчасти трагический смысл.


Спектакль идет на малой сцене, и такая камерная обстановка способствует особой энергетике и контакту между актерами и зрителем. Работа получилась не только веселой, но и немного хулиганской: например, в отдельных персонажах читаются узнаваемые и любимые пародийные образы и черты - телеведущая программы "Здоровье" Елена Малышева с ее неизменным обращением к окружающим "дорогие мои", харизматичный гангстер Дон Корлеоне из криминальной драмы "Крестный отец". Все это рассчитано на живой отклик зрителя и искусно переплетается с литературным материалом более чем столетней давности.


Владимир Чухланцев признается, что изначально задумка была немного другой, однако масштабировать ее не удалось из-за нехватки ресурсов: срок постановки был ограничен месяцем, поэтому даже костюмы не шили, а подобрали подходящие из уже имеющихся в костюмерной. Также была сложность с актерским составом, ведь сейчас в театре параллельно идут репетиции сразу трех спектаклей, и занятость у труппы колоссальная.
"В итоге получился спектакль из особого разряда, - уточнил он. - В процессе постановки стало понятно, что надо отталкиваться от обратного: мы все поменяли, посмотрели на материал другими глазами, и результат превзошел все ожидания. Особенно радует золотой актерский состав: в спектакле занят почти весь художественный совет театра. На репетициях видно, что они сработались на все 100%, ансамбль сложился. Работать с могилевской труппой было очень приятно, поэтому я обязательно вернусь в Могилевский драмтеатр с новой постановкой, если меня пригласят снова. Здесь царит особая семейная атмосфера и творческая энергетика".


Владимир Чухланцев впервые приехал в Могилев около года назад: во время работы мастерской молодой режиссуры в программе международного молодежного форума "М.@rt.контакт" он поставил эскиз спектакля "Сиротливый запад" по Мартину Макдонаху. После этого его пригласили сделать постановку. Молодой режиссер окончил Удмуртский республиканский колледж культуры в Ижевске, а в этом году получает диплом после режиссерского курса Геннадия Тростянецкого в Российском государственном институте сценических искусств. На российской театральной сцене он поставил 11 спектаклей. Очередная работа "Чудо святого Антония" стала первой постановкой режиссера в Могилеве и Беларуси.-0-



Фото Олега Фойницкого