ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 23 ноября 2024
Минск-Уручье Малооблачно -2°C
Все новости
Все новости
Экономика
23 сентября 2019, 15:26

Торговые сети готовы к более широкому внедрению бумажной упаковки и посуды

Наталия Шаблинская. Фото из архива
Наталия Шаблинская. Фото из архива

23 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Торговые сети готовы к более широкому внедрению бумажной упаковки и посуды, сообщила сегодня исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская на рабочей встрече в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли по вопросу обеспечения рынка мешками и пакетами, одноразовой посудой и столовыми приборами из бумаги, передает корреспондент БЕЛТА.

"Вопрос экологии касается всех нас, это важная тема. Торговля, являясь всегда социально ответственным и организованным бизнесом, воспринимает абсолютно спокойно данное решение (обязать торговые объекты продавать пакеты и посуду из бумаги. - Прим. БЕЛТА). Считаю, что на сегодня многие сети готовы к этому, вы уже видели биоразлагаемые пакеты, которые есть во многих сетях", - отметила Наталья Шаблинская.

Что касается организационных вопросов, то, по ее словам, важно определить, готовы ли производители бумажных пакетов и посуды удовлетворить потребности торговых сетей в экологичной таре. При этом актуальным остается вопрос цены бумажной упаковки.

На прошлой неделе вступило в силу постановление МАРТ от 2 сентября 2019 года №72, предусматривающее обязательное наличие в объектах торговли различного формата в зависимости от площади объекта мешков или пакетов из бумаги (от 1 до 3 наименований), одноразовой посуды и столовых приборов из бумаги (от 2 до 4 наименований). Действие постановления распространяется на магазины с универсальным ассортиментом товаров, смешанные, специализированные и узкоспециализированные, киоски, павильоны, торговые объекты, расположенные на автозаправочных станциях. Таким образом, покупатель сможет выбирать между полиэлитеновой и бумажной упаковкой.

Экологичной упаковки будет достаточно

Заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталья Мельникова пояснила, что наличие пакетов из бумаги как бесплатных упаковочных материалов не является требованием постановления. "Если торговый объект не реализует такой товар, как мешки или пакеты, то у субъекта торговли не возникает обязательств по реализации бумажных пакетов", - добавила представитель МАРТ.

По данным МАРТ, сегодня в Беларуси производством и реализацией бумажных пакетов и посуды занимаются более 30 субъектов хозяйствования. Ассортимент этой продукции включает более 20 наименований - пакеты различного размера, дизайна, назначения, стаканы, тарелки и другая продукция. По оперативной информации 12 крупных торговых сетей (которые составляют 13% от всей торговой площади), ориентировочный объем использования в качестве упаковки в месяц полиэтиленовых пакетов - 76 млн штук, пищевой пленки - более 5 млн м, пакетов из бумаги - более 850 тыс. штук; реализуются покупателям в качестве товара: полиэтиленовых пакетов - около 1 млн штук, пакетов-маек с ручками - около 16 млн штук, пакетов из бумаги - более 10 тыс. штук.

Если масштабировать это на всю страну, то ориентировочный объем использования в качестве упаковки пакетов из бумаги - более 7,4 млн штук в месяц. За 2018 год, по данным Белстата, произведено 362,2 млн штук мешков и пакетов из бумаги.

Наталья Мельникова также привела данные розничных сетей - стоимость некоторых видов бумажных пакетов значительно отличается от полиэтиленовых, они дороже в 2-4 раза. А по некоторым оценкам, высказанным на встрече в МАРТ, разница может доходить и до 10 раз.

Торговле дадут время адаптироваться

МАРТ предоставит организациям торговли возможность в течение двух месяцев привести в соответствие с новым постановлением свой ассортиментный перечень товаров и обеспечить наличие бумажных пакетов и посуды из бумаги. Штраф за отсутствие бумажных пакетов наряду с полиэтиленовыми составит до 10 базовых величин (1 БВ - Br25,5), однако в течение двух ближайших месяцев за это наказывать не будут, чтобы торговля успела адаптироваться к новшествам.

Представители предприятий - производителей бумажных пакетов и бумаги в свою очередь рассказали, что готовы увеличивать объемы выпуска экологичной продукции. Но по их оценке, торговля до этого момента пока не так активно переходила на бумажную упаковку, поэтому ее значительные объемы уходили на экспорт в соседние страны. Что касается цены, то при наличии спроса и растущих продажах, стоимость бумажной упаковки будет снижаться, заверили производители. Экологичные столовые приборы из крахмала приходится импортировать, и они в 5-10 и более раз дороже пластика.

Подводя итоги рабочей встречи, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович отметила, что МАРТ подготовит письмо с разъяснением норм постановления №72. Кроме того, в открытом доступе будет размещен список производителей и импортеров бумажных пакетов и посуды. "Дальше работа за сетями - как, с кем вы будете договариваться и по какой цене покупать. По поводу ответственности: мы не склонны к тому, чтобы сразу ходить и штрафовать, понимаем, что нужно разработать новый ассортиментный перечень товаров и заключить договор на поставку продукции с производителями и импортерами и положить товар на полку. Торговым сетям на эту работу дается два месяца", - резюмировала Оксана Константинович.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси