В отечественной промышленности есть ряд аббревиатур, не нуждающихся в расшифровке. Наработанная десятилетиями марка качества и статусности продукции МТЗ, БЕЛАЗА, МАЗа сделала названия заводов "говорящими" и узнаваемыми в десятках стран мира. При всей автоматизации производства к каждой сошедшей с конвейера машине прикладывает руку человек, начиняя ее "по своему подобию". У грузового автомобиля есть "лицо" - его кабина, "связки" и "сухожилия" - сварочные узлы и "сердце" - двигатель, душу вкладывает в металл человек. И в готовом виде это уже не просто транспорт, но исполин с миссией - представлять свою страну за рубежом. В преддверии Дня машиностроителя корреспонденты БЕЛТА побывали на Минском автомобильном заводе и узнали, кто сегодня ваяет белорусского титана.
Держать "лицо" и держать марку для них одно и то же
На часах нет и девяти утра, а в цеху сварки и окраски кабин для самых разных модификаций техники уже жарко. Перед почти 80 сварщиками и малярами, работающими в три смены, поставлена задача произвести за сутки 34-36 кабин - и цех закипел. В прямом смысле слова. Железо становится податливым при температуре свыше 1000 градусов по Цельсию, и, хоть швы на кабинах короткие, ощутимый накал в производственном помещении продержится до самого конца рабочего дня.
С ходу определив нужного нам человека на производстве, направляемся прямиком к цели. "Эдуард Викторович Казлов, электрогазосварщик и по совместительству председатель цехового комитета", - отрекомендовался наш герой. Сразу становится понятно - человек скромный и немногословный, ведь зная о предстоящем общении с журналистами, Эдуард Викторович не перечисляет и половины всех своих регалий. А между тем он лучший работник предприятия по оценке руководства, член трудовой династии завода с общим стажем более 425 лет, профсоюзный лидер своего коллектива, общественный активист и мастеровитый сварщик. Кроме того, хороший психолог - уметь подобрать ключик к каждому из 240 работников цеха - задача не из легких.
Услышав число, невольно заговоришь цитатами из киноклассики: "Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно небось?" - "Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения". Эдуард Викторович придерживается такого же мнения.
"Секрет успешного производственного процесса в том, наверное, что всех без исключения рабочих я иначе как коллег и близких по духу товарищей не воспринимаю. Они обращаются ко мне по самым разным вопросам, и личным также, мы вместе стараемся найти какое-то решение. Работа с людьми очень сложная, незаметная, но этим нужно заниматься", - убежден электрогазосварщик с большим стажем.
Эдуард Викторович признается, что все свободное от основной работы время занимает общественная нагрузка. Проконтролировать соблюдение условий безопасного труда, оббежав весь цех, подсобить на производстве - все эти манипуляции давно стали для председателя цехового комитета привычным ежедневным ритуалом. Опытный работяга тоскует по временам, когда его главной обязанностью было не выпускать из рук сварочный аппарат, собирая кабины. Отдушиной для Эдуарда Викторовича стали "желторотики", проходящие практику или отработку на участке, которые нет-нет, да и обращаются за подсказками к старшему товарищу. На такие просьбы о помощи бывалый электрогазосварщик отвечает с отзывчивостью. Мы стали этому свидетелями.
"Эдуард Викторович, поправил, как вы и сказали. Заработало. Гляньте, пожалуйста, что на этот раз случилось", - подходит к нам молодой человек лет 25 на вид. Знакомимся с парнем. В рабочем комбинезоне и с ключом в руке - Сергей Сялицкий, монтажник сантехсистем и оборудования. В том же цеху, что и Казлов, Сергей работает два полных года и показывает хороший прогресс в профессиональном развитии. Парень освоил производственный процесс и уже не путает, где что подкрутить при необходимости и в какой очередности проверять оборудование. Полученных знаний хватило для сдачи на пятый разряд, и на достигнутом работящий молодой человек останавливаться не планирует.
"Признаюсь, профессию полюбил только во время учебы, но за несколько лет работы ни разу не пожалел о сделанном выборе. Труд руками - мужское дело. Если поразмыслить, среднее специальное образование получил - и можно сразу выходить на работу. Ты приобретаешь стабильный заработок и социальные гарантии", - здраво рассуждает Сергей Сялицкий.
Пока мы разговариваем, работа в цеху не прекращается ни на мгновение. Сергей немного нервно поглядывает на Эдуарда Викторовича, инспектирующего и корректирующего результаты труда молодой смены. Между делом парень делится, что часто обращается за советами к отцу, который трудится на этом же предприятии.
Семейные подряды для такого гиганта, как МАЗ, к слову, не редкость. Все герои нашего материала привычно пересекаются на работе с членами своих семей. Чаще, чем с другими, это происходит с Эдуардом Викторовичем. Готовясь к конкурсу "Трудовая династия - 2023", семья подсчитала, что в совокупности посвятила МАЗу более 425 лет. Наследие этой семьи прочно связано с заводом. Эдуард Викторович вдается в воспоминания...
Придя из армии, он, молодой, внял родительским советам и вернулся в цех, куда устроился до службы. Почти одновременно с отслужившим Эдуардом Казловым на предприятие пришли работать его братья и сестры. В то время отец, долго проработав сварщиком, стал парторгом цеха. Мать трудилась кладовщицей, дослужилась до начальника хозслужбы. Зачинателем же трудовой династии был дед, первым устроившийся на МАЗ. Пришло время и Эдуарду Викторовичу дать продолжение семейному делу. Оператором связи на заводе работала его дочь, а маленькая внучка еще совсем крошкой вошла в культурную жизнь предприятия, став частью творческого коллектива "Сябрынкi".
Нашего героя столь многое связывает с МАЗом, что даже сложно вообразить, что для него значит завод. "МАЗ почти за 40 лет работы стал мне родным. Вся жизнь на заводе. Наверное, отсюда, как говорится, и унесут. Радует, что тружусь на производстве на благо республики. Все же для страны завод большое подспорье. Меня переполняет гордость оттого, что я приложил руку к созданию народного достояния", - с улыбкой замечает Эдуард Викторович, проводя для нас экскурсию по выставочному ряду завода.
Экспонируемые здесь автомобильные большегрузы, автобусы, троллейбусы, прицепная техника разных моделей и конфигураций служат ярким доказательством правдивости слов Эдуарда Викторовича о непрекращающемся развитии родного для него и такого важного для отечественного машиностроения предприятия. На прощание уважаемый коллегами и ценимый начальством электрогазосварщик вскользь обмолвился, что, имея за плечами без малого 40-летний стаж, решился на получение высшего образования. Сейчас учеба для Эдуарда Викторовича в самом разгаре, и пусть не все идет как по маслу, можно быть уверенными, что ни родной завод, ни свой коллектив бывалый трудяга не подведет.
"Та заводская проходная, что в люди вывела меня"
Попрощавшись с Эдуардом Викторовичем, бодро движемся по заводской дороге. Наша следующая точка назначения - кузовной цех. Территория предприятия огромна, и заблудиться в практически автономном "городе" ничего не стоит. К счастью, нам не дают потеряться: на нужном повороте нас встречает начальник кузовного цеха Валерий Беспоясько, еще один герой нашего материала.
Начинаем традиционно - с мини-экскурсии. Заходя в цех, ожидаешь увидеть самосвальные кузова разной степени готовности, но, как оказалось, не варят их здесь уже очень давно. Название на соответствующее новым реалиям не заменили, поэтому в кузовном цеху сегодня собирают узлы из поставляемых комплектующих. Темпы, даже если принять во внимание, что узлы бывают разных форм и размеров, невообразимые. За смену из кузовного цеха уходит более 3 тыс. узлов. Их сборка - дело рук порядка 70 сварщиков.
Впрочем, нет, заявить так было бы ошибочно. В подчинении начальника кузовного цеха сегодня 121 человек, каждый из которых участвует в выпуске готовой продукции. Да Валерий Дмитриевич и сам не против вновь взять в руки сварочный аппарат. На производстве практикуются самые разнообразные виды сварки: полуавтоматическая, шовная, аргонодуговая, газовая - и каждая будет спориться, когда в деле начальство.
Секрет тут не только и не столько в опыте, сколько во вдумчивом подходе к производственному процессу. Совсем недавно Валерий Дмитриевич внес лучшее предложение по организации рабочего места и стал победителем в своей номинации внутреннего конкурса по улучшению действующих производственных процессов, основанных на принципах бережливого производства.
Этим утром жизнь в цеху бурлит. Особенное рвение в работе проявляют шестеро молодых специалистов и столько же студентов. Сложных узлов им пока не доверяют, а вот учиться, набивая шишки, позволяют. Опытные наставники, закрепленные Валерием Дмитриевичем за "желторотиками", подробно объясняют и показывают, аккуратно исправляют ошибки. И пусть пока у молодежи на один узел уходит 20 минут вместо положенной одной, в цеху работают на перспективу, создавая условия для закрепления молодых специалистов на первом месте работы.
"Прохожу по цеху и по звуку дуги слышу, хорошо варит или нет. Замечания стараюсь делать через похвалу: "Сварил неплохо, но здесь следовало сделать по-другому". Пряник более эффективен в работе с молодежью. От кнута у них пропадает мотивация", - опираясь на опыт, заявляет начальник цеха Валерий Беспоясько.
Упрямая статистика подтверждает правдивость суждений. Порядка 60-70% практикантов возвращаются на МАЗ для постоянного трудоустройства.
Свой личный путь на предприятии Валерий Дмитриевич описывает цитатой из классики советского кино - "Весны на Заречной улице": "Та заводская проходная, что в люди вывела меня". Молодой и неопытный Валерий Беспоясько устроился на МАЗ в 1994 году и попал сразу в кузовной цех. Здесь и проработал почти 30 лет в разных должностях: побыл сварщиком, технологом, мастером, старшим мастером, дослужился до должности замначальника цеха и вот уже около 20 лет занимает пост начальника цеха.
МАЗ дал герою материала если не все, то многое: самореализацию в профессии, карьерный рост, социальные гарантии, материальное и даже семейное благополучие. Жена и сын Валерия Дмитриевича так же трудятся на заводе. Сын Руслан, в частности, в той же должности, что и его отец прежде - сварщиком.
Все это Валерий Беспоясько рассказывает нам в своем кабинете. Повествование прерывается глухими, но резкими ударами. "Это девочки в цеху гайки делают. Один стук - одна гайка", - пояснил хозяин кабинета.
Мерные удары похожи на отсчет метронома. В таком ритме, то утихающем, то ускоряющемся, бьется сердце флагмана белорусского машиностроения - Минского автомобильного завода. Скорость ударов задают люди - главное достояние промышленного титана.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Рамиля НАСИБУЛИНА,
БЕЛТА.-0-