16 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Предприятия должны постоянно отслеживать конъюнктуру рынка, чтобы четко понимать своего покупателя и исходя из этого планировать выпускаемый портфель продукции. Об этом заявила сегодня в Минске заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич на совещании с представителями поставщиков и торговых сетей, передает корреспондент БЕЛТА.
Одной из главных тем совещания стала поддержка производителей, выпускающих импортозамещающую, конкурентоспособную продукцию. "Удержать позиции на рынке при всей его открытости возможно только при этом условии, - подчеркнула замминистра. - Импортозамещение - это не только выпуск продукции, которая ранее не производилась или производилась в недостаточном объеме, но также и совершенствование ассортимента товаров, который уже освоен. Это постоянный процесс в производстве".При этом Ирина Наркевич обратила внимание на то, что "Сделано в Беларуси", "Белорусское самое мое", "Цени свое" - это не просто слоганы, а категории с глубоким экономическим смыслом. "Белорусская продукция - это зарплата в коллективах, производящих ее, это налоги в бюджет, это пенсионный фонд и многое другое, важное для каждого из нас", - заявила она.
В рамках работы по импортозамещению МАРТ выступает как элемент системы по сбору и анализу информации о потребительском спросе, динамике импорта, конъюнктурных колебаниях. Окончательные решения принимают и реализуют сами производители.
На основе анализа обеспеченности внутреннего рынка, статистических данных об импорте потребительских товаров, сложившегося уровня продаж, МАРТ ежегодно разрабатывает перечень невырабатываемых или вырабатываемых в недостаточных объемах и ассортименте товаров. Это перечень находится в открытом доступе на интернет-портале министерства и предлагается как ориентир для бизнеса по проработке возможности создания в республике новых производств потребительских товаров.
Ирина Наркевич отметила, что в 2016 году импорт потребительских товаров сократился на $560 млн по сравнению с 2015-м (на 7,9%), а по сравнению с 2014-м - на $2,67 млрд (29,2%), но его объемы по-прежнему значительные - $6,5 млрд. В текущем году отмечается рост импорта потребительских товаров: в январе-апреле он возрос на 14,3% и составил $2,2 млрд.
"Маркетинговым службам предприятий-изготовителей необходимо постоянно отслеживать конъюнктуру рынка, чтобы четко понимать своего покупателя и исходя из этого планировать выпускаемый портфель продукции, не допускать работы на склад, снимать с производства товары, которые уже не востребованы", - подчеркнула замминистра.
Следующий шаг в логистике импортозамещающего товара - это торговая полка. "И здесь должна быть предусмотрена прозрачная схема доступа товаров в торговые сети, - сказала Ирина Наркевич. - Важна прозрачность, раскрытие информации, которое позволит поставщику реально оценить свои силы по поставке товара: объемы и качество, логистику, ритмичность его поставки. Должны быть данные, позволяющие каждому поставщику четко, одинаково видеть условия взаимодействия с ретейлом и получать ответы на свои вопросы".
По словам замминистра, в последнее время идет тенденция роста так называемых сетевых игроков. "Если в 2015 году топ-10 в продовольственных товарах занимали порядка 30%, то уже в 2016-м - 40%, - констатировала она. - Мы видим, наметился дисбаланс в цепочке производитель - торговля и конечный потребитель, поэтому в новых поправках в закон "О торговле" предусмотрены подходы либерализации условий ведения бизнеса и безбарьерного входа на рынок розницы для всех. А для таких, у кого рыночная сила, и они выстраивают отношения только с позиций силы, будут приняты ограничительные меры".
Созданная в стране законодательная база, регулирующая подходы обеспечения конкурентной среды и добросовестного поведения, позволяет антимонопольному органу начать проверки по фактам обратившихся производителей. "Кроме того, торговая инспекция начинает мониторинг торговых сетей по соблюдению законодательства, в том числе это будет касаться ассортимента товаров, - проинформировала Ирина Наркевич. - Полагаем, что данные подходы позволят дисциплинировать всех хозяйствующих субъектов, подтолкнут к определению внутренних процедур хозяйствующих субъектов в части закупок, что в целом позволит эффективно предупреждать нарушения антимонопольного законодательства, уйти от недобросовестных торговых практик и дискриминации поставщиков, и это обеспечит прозрачность процессов торгово-сбытовой деятельности в рознице. Все это и будет в итоге взаимовыгодным сотрудничеством".-0-