Он отметила, что даже если мнения по поводу эффективности постановления №713 и расходятся, однако с цифрами не поспоришь. "Так, по итогам первого полугодия 2024 года индекс потребительских цен по товарам, которые регулируются постановлением, составил 2,5%. Напомню, что по всем товарам и услугам инфляция составила 3,4%", - обратила внимание представитель МАРТ.
Еще один инструмент, направленный на обеспечение ценовой стабильности, - тарифная тетрадь. "Это наше плановое изменение регулируемых цен в разрезе отраслей экономики. Это постоянно регулируемые цены и тарифы, которые не охвачены постановлением №713. Это подакцизные товары, жилищно-коммунальные услуги, пассажирский транспорт, услуги связи для населения, ритуальные услуги, услуги социального характера, прочие обязательные платежи и пошлины и некоторые другие. Так, по итогам июня 2024 года к декабрю 2023-го прирост постоянно регулируемых цен сложился на уровне 4%", - отметила начальник управления.
Следующий инструмент - программа действий правительства и Комитета государственного контроля по стабилизации цен. Она включает в себя ряд мер по насыщению внутреннего рынка, комплекс мер экономического и административного характера, а также меры по совершенствованию антимонопольного и ценового регулирования и контроля. "Меры по насыщению внутреннего рынка товарами активно реализуются. В частности, одно из мероприятий - расширение льготного потребительского кредитования, стимулирующего приобретение отечественных товаров, в рамках постановления №992. Также мы корректируем механизмы формирования и использования стабилизационных фондов на межсезонный период. Эта работа проведена в прошлом году, показала свою эффективность и в этом году продолжена. Также активно идет работа по расширению производства овощей в закрытом грунте и преимущественной дальнейшей их реализации на внутреннем рынке", - уточнила Ирина Ивановская.
Что касается мер по совершенствованию ценового регулирования и контроля, то реализуется пилотный проект по выстраиванию системы автоматизированного анализа цен на товары, поставляемые на внутренний рынок. Эта работа ведется в том числе в рамках программы по сдерживанию цен и во исполнение поручения главы государства обеспечить создание эффективной системы контроля цен на внутреннем рынке. Этим занимается МАРТ совместно с Банком развития, Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам, торговыми сетями и другими заинтересованными. "Основная задача - это автоматизированный анализ и мониторинг цен на товары по всей цепочке товародвижения. По итогам работы мы получим продукт, который позволит МАРТ в режиме онлайн контролировать цепочки изменения цен от этапа ввоза товара в страну или его производства внутри страны до продажи в розничной сети", - пояснила представитель МАРТ.
"По поводу других мер программы сдерживания цен, например, принято постановление МАРТ, которым предусмотрено существенное расширение перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте", - добавила начальник управления.
Также МАРТ совместно с Белорусской торгово-промышленной палатой разработал механизм маркировки белорусских товаров на маркетплейсах путем отображения специальных символов в карточках таких товаров. Например, "Сделано в Республике Беларусь", "Зроблена ў Беларусі".
"Одна из приоритетных задач МАРТ на второе полугодие - сохранить достигнутые результаты первого полугодия, обеспечить ценовую стабильность и не допустить всплеска цен на внутреннем рынке. МАРТ этот вопрос держит на постоянном контроле. Цены постоянно проверяются и мониторятся. Если сотрудники МАРТ видят, что по итогам какого-то периода, недели, месяца, по каким-то отдельным товарам, по группам товаров, в разрезе региона или целой страны наблюдается нетипичное отклонение цены от обычной траектории, то сложившаяся ситуация детально изучается, принимаются соответствующие управленческие решения. Таким образом, полагаем, что реализуемые МАРТ меры позволят обеспечить ценовую стабильность и выполнить прогнозный параметр по инфляции по итогам 2024 года", - резюмировала Ирина Ивановская.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.