Женщины-предприниматели составляют довольно значимый сегмент общества. С каждым годом этот вид деятельности набирает обороты. Заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок рассказала, как в Беларуси обстоят дела с женским предпринимательством, о барьерах и проблемах, которые мешают развитию данного направления, а также о предпринимаемых мерах по стимулированию женской активности.
"В Беларуси нет такой отдельной правовой категории, как женский бизнес. Следовательно, законодательно не урегулирован вопрос оказания специальной государственной поддержки за счет средств республиканского и местных бюджетов женщинам-предпринимателям (в частности, предоставления каких-то специальных льгот, преференций и других стимулов). Таким образом, женщины, которые сегодня хотят открыть собственное дело в форме индивидуального предпринимательства или коммерческой организации, действуют на общих основаниях и пользуются теми преференциями, которые предоставлены для соответствующей категории малого и среднего предпринимательства", - сказала Ирина Бабаченок.Министерством экономики, а также независимыми институтами были проведены исследования по оценке масштабов вовлеченности женщин в предпринимательскую деятельность, а также по выявлению социальных, экономических и культурных барьеров, которые влияют на экономическое поведение и выбор карьеры для женщины. На основании полученных результатов будут приниматься решения о том, нуждается ли такая категория бизнеса в дополнительной поддержке либо в каких-то особенных преференциальных режимах.
"В результате работы, которая была проведена, мы идентифицировали несколько групп факторов, которые можно назвать условными препятствиями для вхождения женщины в бизнес. Данные барьеры включают социальное давление, семейные обязанности, которые несет на себе женщина. Также это и определенная нехватка управленческого опыта, стратегической ориентации, зависимость от мнения социума и общие вызовы бизнес-среды, которые характерны для всех категорий субъектов предпринимательства. Социальная роль женщины вынуждает ее обеспечивать заботу о семье, уход за детьми. В то время, согласно исследованиям, только 9% мужчин-предпринимателей готовы разделить эту обязанность. Таким образом, женщины более мотивированы начинать свой бизнес в сферах, не отягощенными сложностями, какими-то административно-производственными процессами, позволяющими совмещать несколько ролей. С другой стороны, чтобы заниматься каким-то производственным, высокорентабельным бизнесом, который был бы ориентирован на быстрый рост, масштабирование, - женщинам, как они сами признаются, не хватает определенных экономико-правовых знаний", - пояснила заместитель директора.
Еще один барьер, который был выявлен, - это поведенческий фактор. В частности, степень внутренней готовности самих женщин начать предпринимательскую деятельность. "Здесь главный фактор, который может являться препятствием, - внутренняя неуверенность в себе, в своих силах. Это обусловлено культурными традициями, мнением социума, так как женщины, в силу психологических особенностей, более склонны к тому, чтобы оглядываться на мнение и суждение о себе окружающих. И когда привычные социальные роли смещаются, то зачастую выбор делается в пользу традиций. Данное поведение также обусловлено и стремлением избегать высоких рисков, большей склонностью к анализу последствий, принимаемых решений", - отметила эксперт.
По словам Ирины Бабаченок, женщины чаще отказываются от привлечения заемных денежных средств. "Статистика, которой мы располагаем, говорит о том, что только 10% кредитов на развитие предпринимательства приходятся на долю женского бизнеса. В среде аналитиков также существует мнение, что, с одной стороны, женщины не очень готовы привлекать дополнительные финансовые ресурсы и заемные средства, а с другой, - сама банковская система более предвзято относится к женщинам-предпринимателям. На мой взгляд, этот тезис достаточно дискуссионный. Мы совместно с Европейским банком реконструкции и развития провели исследование. Выяснилось, что женские заявки на получение кредита объективно слабее, однако в последующем женщина оказывается более ответственным, исполнительным заемщиком. Каких-то моментов с невозвратной частью именно у этой категории намного меньше", - рассказала она.
Еще один вызов - это общие макроэкономические моменты. "Анкетирования, которые мы проводили среди мужчин и женщин, показывают, что обе категории в одинаковой степени отмечают препятствия при запуске и развитии бизнеса, связанные с нормативным регулированием осуществления предпринимательской деятельности. Здесь различий не выявлено, - обратила внимание представитель ведомства. - Когда мы говорим о стимулировании бизнес-инициативы, то ориентируемся на создание общих и комфортных условий для развития бизнеса без привязки к гендерным моментам. Мы ориентируемся на то, чтобы бизнес-климат в нашей стране был привлекательным, на стимулирование проявления бизнес-инициатив и на развития своего дела".
Специалист подробно рассказала о системе развития и стимулирования женской активности. "Как показали исследования, на первый план в развитии женского бизнеса выходят вопросы консультационной, больше даже психологической поддержки женского предпринимательства, менторство, позитивные примеры других женщин-предпринимателей, поддержка СМИ по широкому освещению историй успеха, бизнес-обучение. Если женщины будут и дальше входить в предпринимательство и показывать весомые результаты, рассказывать свои истории, общество в итоге перестанет их недооценивать", - подчеркнула замдиректора Департамента по предпринимательству.
Министерство экономики стремится к тому, чтобы максимально консолидировать усилия всех институтов, которые сегодня готовы поддерживать женскую часть предпринимательского сектора. "В основном усилия сосредоточены на работе с нашими партнерами, причем это как национальные партнеры, так и международные. В качестве примера хочу привести наше взаимодействие с программой развития ООН. В ближайшей перспективе мы планируем совместно реализовывать несколько инициатив по стимулированию предпринимательства среди женщин - различные менторские программы в малых и средних городах. Здесь двойная цель. С одной стороны - поддержать женщин в регионах, которые задумываются открыть свое дело, с другой - развитие экспертного и тренерского сообщества в предпринимательской среде на местном уровне", - добавила Ирина Бабаченок.
Также, по ее словам, уже стало традиционным проведение недели бизнеса и карьеры для женщин. "В рамках этой недели, как и в предыдущие два года, будет организована серия различных образовательных, мотивационных, дискуссионных мероприятий. Также в очередной раз планируем поддержать глобальную инициативу, которая проводится под эгидой ООН - Всемирный день женского предпринимательства. Участниками этой инициативы являются 144 страны мира, в том числе и Беларусь. Весной следующего года у нас запланировано еще одно масштабное событие - круглый стол на тему "Бизнес и женщины". Мы рассчитываем, что все эти мероприятия будут сопровождаться большой информационной кампанией для того, чтобы сделать акцент именно на популяризации положительных примеров, опыта, и тем самым сподвигнуть к действию тех, кто еще не решился на этот шаг", - сказала эксперт.
Что касается мер по выработке традиционных способов поддержки, к которым относится система льгот, преференций, налоговых, административных послаблений - данный вопрос на повестке дня. "У нас сейчас идет масштабная реструктуризация системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в целом, поэтому в рамках этой работы мы, конечно же, обращаем внимание на такой момент, как возможность выделения женского бизнеса в отдельную категорию для предоставления содействия. Всю работу по реформированию системы господдержки мы планируем закончить к 2023 году. Надеемся, что там появится специальный проект и по женскому предпринимательству", - подытожила замдиректора.
БЕЛТА.-0-