Беларусь готова ко всестороннему взаимодействию с Шанхайской организацией сотрудничества. Важность этого отметил в комментарии БЕЛТА доктор исторических наук, профессор кафедры евразийских исследований Белорусского государственного университета Андрей Русакович, который принял участие в экспертном круглом столе "Объединительный потенциал ШОС в формирующемся многополярном мире". По мнению эксперта, полноценное вступление в ШОС Беларуси (данный процесс подходит к завершающей стадии) как европейского государства существенно расширяет географические рамки и общий потенциал структуры.
Андрей Русакович подчеркнул, что в контексте формирования нового, полицентричного, мироустройства особую роль приобретает многостороннее сотрудничество государств в рамках международных организаций - глобальных и региональных.
"Как представляется, многообразие, эффективность, сопряжение многосторонних структур и станет в будущем одной из опор полицентричности, - отметил доктор исторических наук. - В этом плане Шанхайской организации сотрудничества отводится особая роль: она объединяет в настоящее время 9 государств с населением около 3,5 млрд человек, общий ВВП организации составляет более $23 трлн (или 25% мирового ВВП). Китай и Россия являются постоянными членами СБ ООН, четыре государства - Индия, Китай, Пакистан и Россия являются членами ядерного клуба.
Он обратил внимание, что три страны - Афганистан, Беларусь, Монголия - имеют статус государства-наблюдателя при ШОС, еще 14 стран являются партнерами по диалогу. Это очень весомое свидетельство авторитетности организации.
"Основные цели ШОС сосредоточены на укреплении взаимного доверия, дружбы и добрососедства; упрочения разностороннего взаимодействия в деле поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе; совместного противодействия новым вызовам и угрозам; поощрения эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях", - отметил Андрей Русакович.
В основу деятельности ШОС положены принципы взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах. Совокупность принципов организации и практики их реализации прочно внедрилось в международную политику под названием "шанхайский дух". Организация сформировала механизмы сотрудничества с ООН, СНГ, ОДКБ, АСЕАН, СВМДА, другими международными организациями.
"Существенным отличием и значительным потенциалом ШОС является то обстоятельство, что данная организация в своей политике уверенно идет по пути укрепления многообразия мира, отстаивания суверенного права государств на собственные модели экономического и политического развития, отвергает неоколониализм во всех его формах, и, в сущности, во многом выражает интересы стран "Незапада", Глобального Юга, которые заинтересованы в построении более справедливого и инклюзивного миропорядка", - продолжил профессор.
Он обратил внимание на положения Нью-Делийской декларации Совета глав государств - членов ШОС, принятой в июле 2023 года. В этом документе было подчеркнуто, что "государства-члены, опираясь на близость или совпадение оценок текущей региональной и международной повестки дня, подтверждают приверженность формированию более представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права, многосторонности, равной, совместной, неделимой, комплексной и устойчивой безопасности, культурно-цивилизационном многообразии, взаимовыгодном и равноправном сотрудничестве государств при центральной координирующей роли ООН". В декларации также была отмечена ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций и открытость для широкого сотрудничества с ними в соответствии с целями и принципами Устава ООН, Хартии ШОС и международным правом на основе учета взаимных интересов и общности подходов к решению региональных и общемировых проблем.
"Цели и принципы ШОС в полной мере соответствуют внешнеполитическим приоритетам Республики Беларусь, с государствами - членами организации наша страна имеет прочные партнерские и союзнические отношения. Беларусь участвует в ШОС с 2010 года в статусе партнера по диалогу, с 2015 года - в статусе наблюдателя, принимает активное участие во всех основных направлениях деятельности организации", - подчеркнул доктор исторических наук.
Он также продолжил: "В 2022 году на Самаркандском саммите ШОС начат процесс повышения статуса Республики Беларусь до уровня государства-члена, для этого первоначально предполагалось задействовать механизм ускоренного вступления (в течение года). В июле 2023 года был подписан Меморандум об обязательствах Республики Беларусь в целях получения статуса государства - члена ШОС. В конце 2023 года Беларусь присоединилась ко всем 49 документам, необходимым для вступления в организацию согласно Положению о приеме новых членов в ШОС 2010 года, внесла необходимые изменения в национальное законодательство. С учетом механизма принятия решений ШОС есть все основания утверждать, что в 2024 году процесс оформления полноправного членства Беларуси в организации будет окончательно завершен".
По мнению профессора, значение вступления в ШОС для Беларуси определяется рядом факторов. "Шанхайская организация сотрудничества рассматривается в Беларуси как важная региональная международная организация, участие в которой предоставит возможность расширить взаимодействие с нашими партнерами как в многостороннем, так и двустороннем формате. Это касается всех направлений деятельности: политико-дипломатического, экономического, гуманитарного, а также вопросов региональной безопасности. Беларусь в свою очередь в организации позиционирует себя как ответственный, активный, надежный партнер", - заявил Андрей Русакович.
Он подчеркнул, что Беларусь в последние годы с учетом западных санкций основной акцент делает на укреплении взаимодействия со странами Глобального Юга, повышении эффективности интеграции на постсоветском пространстве, выступает за формирование подлинно многополярного мира. "Вступление в ШОС призвано укрепить эту тенденцию. ШОС может стать одним из центров многосторонних усилий по реагированию на глобальные вызовы, укреплению сотрудничества в сфере противодействия угрозам терроризма, экстремизма, организованной преступности и наркотрафика", - сказал доктор исторических наук.
"В рамках ШОС возможна выработка международных механизмов ликвидации нелегитимных односторонних ограничительных мер, - продолжил он. - Поддержание региональной безопасности в зоне ответственности ШОС, продвижение приоритетов в международных организациях, адаптация и повышение эффективности многосторонних механизмов сохранения международного мира и безопасности в рамках ШОС также соответствует интересам Беларуси. Глобальный масштаб деятельности ШОС, возможности его государств-членов, прежде всего Китая, Индии, могут выполнить функцию данной структуры для Беларуси и России как своего рода связующего звена с другими государствами мира, включая коллективный Запад".
По мнению профессора, это крайне важно в сложное время нарастания конфронтационности и противоречий, но это весомая заявка на мирное, предсказуемое, прогрессивное будущее. "Белорусские инициативы в отношении необходимости начала всеобъемлющего диалога в духе Сан-Франциско, по укреплению и обновлению механизмов безопасности в регионе, по обеспечению устойчивого развития стран со средним уровнем дохода усиливают потенциал ШОС. Следует также подчеркнуть необходимость укрепления процесса сопряжения проектов интеграции и сотрудничества: ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, Союзного государства, АСЕАН, СВМДА, других организаций как неотъемлемой части системы безопасности в Евразии", - сказал Андрей Русакович.
"Экономическое сотрудничество - одно из центральных в ШОС, важный элемент укрепления стабильности в Евразийском регионе, - выразил уверенность профессор. - Беларусь заинтересована в наращивании торгового, инвестиционного взаимодействия, развитии общего транспортного пространства, задействовании транзитного потенциала организации. Уже сейчас на долю государств - членов ШОС приходится более 70% всего внешнеторгового товарооборота Беларуси, эти цифры свидетельствуют о намерении республики укреплять эту тенденцию. Правительство Беларуси предлагает организовать транспортно-логистический форум ШОС, провести форум молодых ученых и совет академий наук государств-членов для налаживания практического взаимодействия, обмена опытом в области науки и технологий".
Доктор исторических наук обратил внимание, что Беларусь сейчас активно взаимодействует с государствами ШОС в контексте перехода во взаимных расчетах на национальные валюты в целях минимизации негативных эффектов от западных санкций. Подключение страны к совместной работе в Межбанковском объединении ШОС, как предполагается, будет содействовать укреплению национальной финансовой системы.
Он также подчеркнул, что Беларусь готова к взаимодействию в рамках ШОС в области гуманитарного сотрудничества. Так, в качестве элемента укрепления развития диалога культур предлагается на фестивале искусств "Славянский базар в Витебске" провести день национальных культур стран ШОС.
"Вступление в ШОС Беларуси как европейского государства существенно расширяет географические рамки и общий потенциал структуры. В перспективе этот фактор способен стать важным элементом укрепления архитектуры безопасности и сотрудничества в "Большой Евразии", - резюмировал Андрей Русакович.
БЕЛТА.-0-
Андрей Русакович подчеркнул, что в контексте формирования нового, полицентричного, мироустройства особую роль приобретает многостороннее сотрудничество государств в рамках международных организаций - глобальных и региональных.
"Как представляется, многообразие, эффективность, сопряжение многосторонних структур и станет в будущем одной из опор полицентричности, - отметил доктор исторических наук. - В этом плане Шанхайской организации сотрудничества отводится особая роль: она объединяет в настоящее время 9 государств с населением около 3,5 млрд человек, общий ВВП организации составляет более $23 трлн (или 25% мирового ВВП). Китай и Россия являются постоянными членами СБ ООН, четыре государства - Индия, Китай, Пакистан и Россия являются членами ядерного клуба.
Он обратил внимание, что три страны - Афганистан, Беларусь, Монголия - имеют статус государства-наблюдателя при ШОС, еще 14 стран являются партнерами по диалогу. Это очень весомое свидетельство авторитетности организации.
"Основные цели ШОС сосредоточены на укреплении взаимного доверия, дружбы и добрососедства; упрочения разностороннего взаимодействия в деле поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе; совместного противодействия новым вызовам и угрозам; поощрения эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях", - отметил Андрей Русакович.
В основу деятельности ШОС положены принципы взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах. Совокупность принципов организации и практики их реализации прочно внедрилось в международную политику под названием "шанхайский дух". Организация сформировала механизмы сотрудничества с ООН, СНГ, ОДКБ, АСЕАН, СВМДА, другими международными организациями.
"Существенным отличием и значительным потенциалом ШОС является то обстоятельство, что данная организация в своей политике уверенно идет по пути укрепления многообразия мира, отстаивания суверенного права государств на собственные модели экономического и политического развития, отвергает неоколониализм во всех его формах, и, в сущности, во многом выражает интересы стран "Незапада", Глобального Юга, которые заинтересованы в построении более справедливого и инклюзивного миропорядка", - продолжил профессор.
Он обратил внимание на положения Нью-Делийской декларации Совета глав государств - членов ШОС, принятой в июле 2023 года. В этом документе было подчеркнуто, что "государства-члены, опираясь на близость или совпадение оценок текущей региональной и международной повестки дня, подтверждают приверженность формированию более представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права, многосторонности, равной, совместной, неделимой, комплексной и устойчивой безопасности, культурно-цивилизационном многообразии, взаимовыгодном и равноправном сотрудничестве государств при центральной координирующей роли ООН". В декларации также была отмечена ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций и открытость для широкого сотрудничества с ними в соответствии с целями и принципами Устава ООН, Хартии ШОС и международным правом на основе учета взаимных интересов и общности подходов к решению региональных и общемировых проблем.
"Цели и принципы ШОС в полной мере соответствуют внешнеполитическим приоритетам Республики Беларусь, с государствами - членами организации наша страна имеет прочные партнерские и союзнические отношения. Беларусь участвует в ШОС с 2010 года в статусе партнера по диалогу, с 2015 года - в статусе наблюдателя, принимает активное участие во всех основных направлениях деятельности организации", - подчеркнул доктор исторических наук.
Он также продолжил: "В 2022 году на Самаркандском саммите ШОС начат процесс повышения статуса Республики Беларусь до уровня государства-члена, для этого первоначально предполагалось задействовать механизм ускоренного вступления (в течение года). В июле 2023 года был подписан Меморандум об обязательствах Республики Беларусь в целях получения статуса государства - члена ШОС. В конце 2023 года Беларусь присоединилась ко всем 49 документам, необходимым для вступления в организацию согласно Положению о приеме новых членов в ШОС 2010 года, внесла необходимые изменения в национальное законодательство. С учетом механизма принятия решений ШОС есть все основания утверждать, что в 2024 году процесс оформления полноправного членства Беларуси в организации будет окончательно завершен".
По мнению профессора, значение вступления в ШОС для Беларуси определяется рядом факторов. "Шанхайская организация сотрудничества рассматривается в Беларуси как важная региональная международная организация, участие в которой предоставит возможность расширить взаимодействие с нашими партнерами как в многостороннем, так и двустороннем формате. Это касается всех направлений деятельности: политико-дипломатического, экономического, гуманитарного, а также вопросов региональной безопасности. Беларусь в свою очередь в организации позиционирует себя как ответственный, активный, надежный партнер", - заявил Андрей Русакович.
Он подчеркнул, что Беларусь в последние годы с учетом западных санкций основной акцент делает на укреплении взаимодействия со странами Глобального Юга, повышении эффективности интеграции на постсоветском пространстве, выступает за формирование подлинно многополярного мира. "Вступление в ШОС призвано укрепить эту тенденцию. ШОС может стать одним из центров многосторонних усилий по реагированию на глобальные вызовы, укреплению сотрудничества в сфере противодействия угрозам терроризма, экстремизма, организованной преступности и наркотрафика", - сказал доктор исторических наук.
"В рамках ШОС возможна выработка международных механизмов ликвидации нелегитимных односторонних ограничительных мер, - продолжил он. - Поддержание региональной безопасности в зоне ответственности ШОС, продвижение приоритетов в международных организациях, адаптация и повышение эффективности многосторонних механизмов сохранения международного мира и безопасности в рамках ШОС также соответствует интересам Беларуси. Глобальный масштаб деятельности ШОС, возможности его государств-членов, прежде всего Китая, Индии, могут выполнить функцию данной структуры для Беларуси и России как своего рода связующего звена с другими государствами мира, включая коллективный Запад".
По мнению профессора, это крайне важно в сложное время нарастания конфронтационности и противоречий, но это весомая заявка на мирное, предсказуемое, прогрессивное будущее. "Белорусские инициативы в отношении необходимости начала всеобъемлющего диалога в духе Сан-Франциско, по укреплению и обновлению механизмов безопасности в регионе, по обеспечению устойчивого развития стран со средним уровнем дохода усиливают потенциал ШОС. Следует также подчеркнуть необходимость укрепления процесса сопряжения проектов интеграции и сотрудничества: ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, Союзного государства, АСЕАН, СВМДА, других организаций как неотъемлемой части системы безопасности в Евразии", - сказал Андрей Русакович.
"Экономическое сотрудничество - одно из центральных в ШОС, важный элемент укрепления стабильности в Евразийском регионе, - выразил уверенность профессор. - Беларусь заинтересована в наращивании торгового, инвестиционного взаимодействия, развитии общего транспортного пространства, задействовании транзитного потенциала организации. Уже сейчас на долю государств - членов ШОС приходится более 70% всего внешнеторгового товарооборота Беларуси, эти цифры свидетельствуют о намерении республики укреплять эту тенденцию. Правительство Беларуси предлагает организовать транспортно-логистический форум ШОС, провести форум молодых ученых и совет академий наук государств-членов для налаживания практического взаимодействия, обмена опытом в области науки и технологий".
Доктор исторических наук обратил внимание, что Беларусь сейчас активно взаимодействует с государствами ШОС в контексте перехода во взаимных расчетах на национальные валюты в целях минимизации негативных эффектов от западных санкций. Подключение страны к совместной работе в Межбанковском объединении ШОС, как предполагается, будет содействовать укреплению национальной финансовой системы.
Он также подчеркнул, что Беларусь готова к взаимодействию в рамках ШОС в области гуманитарного сотрудничества. Так, в качестве элемента укрепления развития диалога культур предлагается на фестивале искусств "Славянский базар в Витебске" провести день национальных культур стран ШОС.
"Вступление в ШОС Беларуси как европейского государства существенно расширяет географические рамки и общий потенциал структуры. В перспективе этот фактор способен стать важным элементом укрепления архитектуры безопасности и сотрудничества в "Большой Евразии", - резюмировал Андрей Русакович.
БЕЛТА.-0-