ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 21 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Экономика
29 мая 2024, 18:25

Дальние рынки и новые рецептуры. Что помогает пищевой промышленности Беларуси оставаться в передовиках

Продовольствие, как говорит глава государства, - это политика: и внутренняя, и внешняя. Ведь от состояния дел в агропромышленном комплексе зависят благосостояние белорусов и социально-политическая стабильность в республике, а кроме того - авторитет государства за рубежом. Бренд "Сделано в Беларуси" давно стал синонимом качества, натуральности и высокого профессионализма для потребителей из разных стран всех возрастов и вкусовых предпочтений. На достигнутом, однако, отечественные производители не останавливаются, модернизируя предприятия, внедряя инновации, расширяя ассортиментный перечень. Как сегодня обстоят дела с переработкой белорусского молока и мяса и насколько защищены белорусы на продовольственном фронте - об этом в материале БЕЛТА.

Немного цифр


В прошлом году лихорадило многие рынки - цены резко падали, в том числе и на товары продовольственной группы. На отрасль сельского хозяйства Беларуси мировая стагнация повлияла не критично.

Так, за январь-апрель 2024 года в республике темп роста производства сельхозпродукции составил 106,9%. Темп роста производства продукции растениеводства достиг 113%, животноводства - 106,7%. При этом скота и птицы выращено на 3,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а молока произведено - на 8,4% больше.


"Все это дало рост нашего экспорта, поскольку продаем за границу мы почти 60% молочной продукции, около 30% мясной и приблизительно 20% растениеводческой. Экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья, несмотря на снижение цен, остановился на отметке 106,5%", - рассказала заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Мария Климова.

Увеличить экспорт удалось за счет роста спроса покупателей на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Более чем на 52% выросли поставки за рубеж сливочного масла, на 46% - готовых изделий из мяса, почти на 12% - сыров и творога.
Сельхозпродукцию Беларусь поставляет более чем в 90 стран, при этом перед производителями уже давно стоит задача как можно больше диверсифицировать рынки сбыта. Не так давно для продовольственных товаров белорусского производства свои рынки открыли Алжир, Бангладеш, Ливан, Египет, Марокко, Куба, Экваториальная Гвинея, Чили, Ливия, Зимбабве, Босния и Герцеговина, Гвинея, Кения, Нигер, Антигуа и Барбуда, Южно-Африканская Республика, Индия, Япония и Маврикий.

 
Минсельхозпрод: в переработке молока стараемся прийти к безотходному производству

"Осваивать новые площадки отечественным производителям совсем не просто. Почти каждая страна присылает своего эксперта, который инспектирует завод, изучает сырьевые зоны и технологические линии, осматривает готовую продукцию и выдвигает свои требования. Только после этого принимается решение о поставках того или иного вида продукции. С учетом того, что государства довольно экзотические, требования у них зачастую специфические", - добавила Мария Климова, описывая условия, в которых сегодня развивается белорусская пищевая отрасль.

Условие для мясных производств: модернизируйтесь - и откроем рынки

Уровень самообеспечения мясопродуктами в Беларуси достигает 133,2%, что позволяет без ущерба для внутреннего рынка экспортировать излишки. Здесь, однако, обозначился ряд сложностей. Страны Азиатского региона готовы покупать белорусское мясо в случае, если предприятия модернизируют производства и разделят убойные цеха для разных видов скота, что вылилось в приобретение новых линий и оборудования для вспомогательных цехов и холодильников, переоснащение мясоперерабатывающих цехов и цехов первичной переработки скота. Теперь белорусские предприятия успешно наращивают поставки мясной продукции в Китай.

Обновляют производственные линии многие мясоперерабатывающие предприятия. Так, "Могилевский мясокомбинат" ввел новую линию по выпуску консервов. Стараются не отставать Ошмянский, Бобруйский, Слуцкий мясокомбинаты, активно модернизирующие колбасные цеха и производственные зоны по выпуску полуфабрикатов и пельменей. Усилия предприятий уже приобрели материальное выражение. Так, за январь-апрель текущего года поставки колбасных изделий на внутренний рынок выросли на 12%, мясных консервов - на 31%, мясорастительных консервов - на 3%. Ассортиментный перечень белорусских производителей сегодня включает до 300 наименований колбасных изделий и готовых изделий из мяса, 200 - мясных полуфабрикатов и 80 - консервов.
"Большим спросом, в обход свинины, на внешнем контуре пользуется говядина белорусского производства. На то есть свои причины. Дело в том, что Россия - один из основных импортеров белорусской продукции - активно развивает собственное свиноводство, поэтому предпочитает закупать у нас колбасы и другую мясную продукцию из говядины. Милости просим, но стараемся делать упор заказчика на поставку товаров с высокой степенью обработки", - поделилась особенностями торговли мясной продукцией замначальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода.

В передовиках - производители молочной продукции


Ключевым драйвером роста пищевой промышленности традиционно является молокопереработка, обеспечивающая получение наибольших валютных сумм от экспорта готовой продукции. В структуре товарного производства продуктов питания молочные изделия занимают наибольший удельный вес - 28%.

На фоне европейских партнеров белорусская молокоперерабатывающая промышленность выглядит более чем достойно. Если в Беларуси уровень самообеспечения молокопродуктами достиг отметки в 266,9%, то в странах Евросоюза он составил 117,4%. Более других европейских стран потребность в молоке и продуктах на его основе испытывают государства южной части Старого Света: Греция обеспечивает себя молоком в среднем на 40%, а Испания - на 55%.

Белорусские изготовители стремятся не только увеличивать объемы, но и повышать качество производимой продукции. Одно из направлений - расширение ассортимента. В Беларуси насчитывается порядка 1,8 тыс. единиц молочной продукции, из них - около 500 наименований сыров. В целом в республике активно развивается сектор сыроделия. Освоен выпуск сложнорецептурных сыров "Маасдам" и "Пармезан", научились изготавливать сыр с благородной плесенью. В Вилейке в скором времени в промышленных масштабах запустят производство "Камамбера" с белой плесенью. К возможности развития сыроделия с плесенью присматриваются и производители из Гродненской области. Все это, безусловно, положительно скажется на экспортном потенциале белорусской молочной отрасли. К слову, ассортимент поставляемой за рубеж продукции регулярно пересматривается как импортерами, так и экспортерами.

"За последний год мы изменили стратегию поставок молочной продукции в страны дальней дуги. Мы нацелены на то, чтобы предлагать африканским, азиатским, американским рынкам не только сухое обезжиренное или сухое цельное молоко. В случае Китая, например, мы поставлены в условия конкуренции с производителями из Новой Зеландии, которые договорились с китайскими покупателями о беспошлинной торговле. Значит, мы должны корректировать ценовые предложения на свои товары и поставлять продукцию, имеющую стабильно высокий спрос. Речь идет о смесях: смеси для мороженого, смеси для цельномолочной продукции, обогащенные и протеиновые смеси, которые используются в детском и спортивном питании, косметологии", - рассказала Мария Климова.
Еще один способ повысить класс выпускаемой продукции - внедрить новые технологии и продлить цепочки глубокой переработки молока. Уже есть примеры. В их числе - освоенное на десяти предприятиях производство концентратов сывороточных белков и сухого быстрорастворимого молока (растворяется за 3 секунды), топленого масла. В планах запустить в 2027 году линии по производству концентратов молочных белков из обезжиренного молока на Лидском молочно-консервном комбинате и Лунинецком молочном заводе, а также приступить к выпуску лактоферрина на Слуцком сыродельном комбинате.

"Мы идем к специализации производства и стараемся не запускать предприятий, которые бы толкались на внутреннем рынке в борьбе за потребителя. Конкурировать следует с зарубежными компаниями за внешнего покупателя. В любом случае ставка на развитый аграрный сектор (как один из приоритетов развития страны), сделанная в свое время, полностью себя оправдала. Аргументированно спорить с этим едва ли кому-то удастся", - резюмировала Мария Климова.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси