ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Экономика
30 декабря 2015, 18:30

Что ожидает белорусских налогоплательщиков в 2016 году

Оптимизация налоговых льгот продолжится

Работа по оптимизации налоговых льгот и сокращению их количества в Беларуси будет продолжаться. Вместе с тем вести речь о конкретных налоговых льготах, подлежащих отмене или ограничению после 2016 года, преждевременно, поскольку подобные решения принимаются после проведения анализа результатов применения льгот и согласования со всеми заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

С 1 января 2016 года предполагается прекратить действие временной льготы (существовавшей в 2011-2015 годах) по освобождению от подоходного налога доходов физических лиц за работу по найму, а также по договорам на оказание услуг (выполнение работ), полученных ими от источников за пределами Беларуси в денежной форме и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся в Беларуси.

Многих волнует вопрос налогообложения агроэкотуризма и ремесленной деятельности. Здесь порядок не меняется, хотя дискуссия была горячей. В 2016 году будет выплачиваться одна базовая величина в год как ремесленниками, так и занимающимися агроэкотуризмом.

Пакет предложений МНС по отмене налоговых льгот в 2016 году включает 15 позиций

"Курс на сокращение количества налоговых льгот в перспективе позволит снизить общую налоговую нагрузку. Работа по сокращению количества льгот идет сложно, потому что сферы и отрасли, которые этих льгот касаются, настаивают, что преференции нужны. Но проведя анализ, мы посмотрели, что от части этих льгот можно безболезненно отказаться - они либо мало используемые, либо утратили актуальность. Часть льгот ушла с целью стимулирования экономической активности", - отметил ранее министр по налогам и сборам Беларуси Сергей Наливайко.

Так, с 1 января 2016 года отменяется освобождение от НДС при реализации физическим лицам таких коммунальных услуг, как газоснабжение и электроснабжение.

Предусматривается упразднение с 1 января 2016 года налога на прибыль организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства; от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса.

Кроме того, с нового года исключается норма, согласно которой организации, производящие лазерно-оптическую технику, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме производства составляет не менее 50%, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%.

Также уточнена льгота по земельному налогу для организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, за счет исключения возможности ее применения в отношении земельных участков, предоставленных организациям для туристической деятельности. Установлен запрет на применение льгот в отношении участков, занятых зданиями, сооружениями, признаваемых неиспользуемыми или неэффективно используемыми (включенными в соответствующий перечень).

Исключены льготы по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), используемых в сфере туризма. Действующий в 2015 году порядок позволяет применять вышеуказанную льготу организациям, осуществляющим деятельность в сфере туризма, приносящей, как правило, значительные доходы. Использует данную льготу достаточно широкий круг плательщиков, зачастую не испытывающих острой потребности в таких преференциях.

Установлено ограничение в отношении льготы, предусматривавшей освобождение от налога впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию. "С 1 января 2016 года данная льгота не будет применяться по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), по которым превышены установленные в проектной документации сроки строительства.

В части объектов сверхнормативного незавершенного строительства налог на недвижимость введен для стимулирования плательщика к скорейшему завершению строительства, а его исчисление по повышенной ставке по сравнению с обычной ставкой налога на недвижимость является своеобразной санкцией для организаций, имеющих объекты, строительство которых не завершено в сроки. Соответственно, какие-либо льготы в отношении объектов, по которым были превышены установленные в проектной документации сроки строительства, нецелесообразны.

По центрам трансфера технологий льгота по налогу на недвижимость с 1 января 2016 года также применяться не будет в связи с истечением установленного законодательством периода для ее применения.

Налоги для азартных граждан

К отмене в 2016 году планируется льгота в сфере игорного бизнеса: она касается доходов граждан, которые получают выигрыши от организаторов азартных игр - тотализаторов, казино, букмекерских контор. Такие доходы будут облагаться налогом со следующего года по ставке 4%.

Подоходным налогом будут облагаться только выигрыши (возвращенные несыгравшие ставки), выплаченные (перечисленные, переданные) участнику азартной игры, то есть налог будет удерживаться при снятии игроком денежных средств (электронных денег) со своего игрового счета.

Подоходный налог по ставке 4% будет взиматься со всех выплачиваемых участнику азартных игр выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), независимо от их размера. В этой связи предусмотрена пониженная ставка подоходного налога в размере 4% вместо общеустановленной ставки 13%.

Подоходный налог в размере 4 % с выигрышей по государственным лотереям взиматься не будет, так как законодательством Беларуси лотереи не относятся к игорному бизнесу.

Развитие электронных сервисов и борьба с теневыми доходами

Продолжится работа по созданию более комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, в том числе за счет развития широкой линейки электронных сервисов. В настоящее время к системе электронного декларирования подключено 290 тыс. субъектов хозяйствования, или свыше 76% общего количества.

Приоритетным направлением контрольной деятельности налоговых органов является сокращение объемов теневой экономики, в том числе путем выявления и пресечения лжепредпринимательских структур, незарегистрированной предпринимательской деятельности, нелегального оборота подакцизной продукции, серого импорта, а также привлечения к налогообложению граждан, чьи расходы существенно превышают полученные доходы.

Для того чтобы не допустить снижения наполняемости бюджета в 2016 году, МНС планирует и дальше развивать основные направления контроля и повышать эффективность применения налоговыми органами мер принудительного взыскания.

В Беларуси появятся первые центры обслуживания налоговых плательщиков

Министерство по налогам и сборам планирует до конца 2016 года представить первые центры обслуживания плательщиков.

"Администрирование - это тот вектор, который будет в ближайшие годы продвигаться, поддерживаться. Мы планируем уйти от закрепленности субъектов хозяйствования за конкретным инспектором, планируем это уже в ближайшее время. Будут созданы залы обслуживания, где будут сидеть специалисты, налоговые инспекторы, будет электронная очередь, как в банках. Надеюсь, что в конце 2016 года сможем представить один или два таких центра обслуживания плательщиков", - отметил Сергей Наливайко.

Основной акцент в ближайшие годы будет сделан на переход взаимодействия с субъектами хозяйствования в электронную сферу и предоставление возможности организации работы бесконтактным способом. "У плательщика уже нет необходимости посещать налоговую инспекцию, чтобы подать декларацию, - он может это сделать в электронном виде. Ряд административных процедур также может осуществляться в электронном виде, к примеру, предоставление информации о задолженности в бюджет, о движении средств по лицевому счету плательщика. У нас около 75% плательщиков подключены к системе электронного декларирования. Но таких возможностей должно быть гораздо больше", - пояснил министр.

Серьезным успехом можно считать создание личного кабинета для физических лиц. Уже внедрен так называемый налоговый калькулятор. Он размещен на сайте МНС, и первое время будет там находиться. Любой гражданин может зайти, ввести информацию о своих доходах, поставить вычеты и увидеть свою сумму подоходного налога, причитающегося к уплате.

Появление налоговых консультантов

В 2016 году на основании международных стандартов обслуживания налогоплательщиков предусмотрено введение в Беларуси института налоговых консультантов. По мнению руководства МНС, в Беларуси будут востребованы как минимум 9-10 тыс. соответствующих специалистов.

Первая группа налоговых консультантов (около 30 человек) закончила обучение в конце декабря 2015 года. Такие специалисты будут выступать в роли квалифицированных посредников между налоговыми органами и плательщиками, а их услуги более специфичны и комплексны, нежели аудиторов. Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за допущенные ошибки. Кроме того, институт налогового консультирования способствует разрешению проблем правоприменения, сокращению коррупции, созданию делового климата в налоговых отношениях, повышению бизнес-активности.

Профессиональные участники налоговых взаимоотношений будут лучше и быстрее понимать те требования и подходы, которые к ним предъявляют государство и налоговые службы. Немаловажным аспектом здесь является минимизация коррупционных проявлений. Также улучшится восприятие гражданами, субъектами хозяйствования налоговой службы. В том числе и потому, что у них не будет необходимости вникать в какие-то тонкости.

Проект нормативного правового акта о введении в Беларуси института налоговых консультантов уже согласован со всеми заинтересованными госорганами. Планируется, что документ будет подписан в 2016 году.

В глобальном смысле в 2016 году налоговое законодательство обещают не менять

Изменений в налоговом законодательстве Беларуси в 2016 году не планируется, при необходимости бизнес будет заблаговременно проинформирован о возможных переменах, заверил министр по налогам и сборам.

"Ранее на совещании у главы государства, в том числе по нашему предложению, обсуждался вопрос о моратории на изменение налогового законодательства. Было принято следующее решение: в 2015 году налоговое законодательство шлифуется, если необходимо, вносятся определенные коррективы, на протяжении 2016 года никаких изменений не вносится", - отметил Сергей Наливайко.

По его словам, если обстоятельства вдруг подтолкнут к тому, что необходимо будет вносить изменения, то они будут в 2016 году заблаговременно озвучены для субъектов хозяйствования. Таким образом, бизнес будет знать о том, какие изменения произойдут в 2017 году.

Под мораторием подразумевается, что озвученные в начале года правила уплаты налогов не будут меняться до наступления следующего года. Это должно сделать налоговое законодательство более стабильным, обеспечить простоту и ясность для плательщиков.

"Хотел бы отметить принципиальную позицию нашего ведомства: мы последовательные, настойчивые продолжатели мнения, что налоговую нагрузку не стоит повышать. Почему-то некоторые считают, что налоговики стараются собрать побольше. Да, но мы понимаем, что необходимо создать такие условия, чтобы субъекту хозяйствования, гражданину было экономически удобнее платить налоги, чем не платить", - сказал Сергей Наливайко. По его словам, увеличивать поступления в бюджет необходимо за счет расширения налогооблагаемой базы.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси