Для Беларуси лозоплетение - один из традиционных видов ремесел. Созданные умелыми руками большие корзины, "кошыкi" для продуктов и лесных даров, детские колыбельки из ивовых прутьев у наших предков были неотъемлемой частью интерьера. И сейчас традиции бережно сохраняются. Секретами мастерства и интересными случаями из жизни ремесленника с корреспондентами БЕЛТА поделился вилейчанин Павел Ярошонок. До 12 ноября его работы можно увидеть на выставке "Цудатворны пруцік" в вилейском районном Доме ремесел.
Павел увлекается лозоплетением с 2015 года. Сам по профессии станочник широкого профиля, но всегда интересовался творчеством. Когда решил сменить сферу деятельности, ему исполнилось 39 лет. Ремеслу обучался на кружке лозоплетения при молодечненском любительском народном коллективе "Вербачка". Его учителями стали Геннадий Андрианович Внуков и Лана Александровна Сластен."В интернете увидел изделия из лозы, захотелось повторить. Попробовал - понравилось. Занимаюсь этим ремеслом уже 8 лет. Стал участвовать в выставках-ярмарках, приняли в Белорусский союз мастеров народного творчества", - рассказал вилейчанин о своем хобби.
Он признался, что родные, когда узнали о его планах, сначала отнеслись скептически. "Если честно, думал: выгонят из квартиры, - шутит мужчина. - Не сразу все получалось".
Мастер знакомит с изделиями, которые представил на выставке. В их числе - домики для домашних питомцев, вазы, конфетницы, тарелки, плетеные рюкзаки, корзинки разных размеров и уровня сложности, шкатулки. Изделия выполнены в нескольких вариантах плетения.
По словам ремесленника, самое непростое в работе - подготовка материала. На нее приходится до 80% затраченного времени. Лозу нужно нарезать, сварить, очистить от коры, высушить, при необходимости расщепить на ленту.
Лозовые ветки вилейчанин собирает вдоль реки, а также сам выращивает иву на приусадебном участке.
"Иногда приходится и по болотам походить. Два раза зимой в воду проваливался по пояс. Есть о чем вспомнить, - рассказал мастер. - В идеале лоза должна быть тонкой и длинной, гибкой - чтобы на палец накручивалась, не ломалась. С одного куста, корня могут быть разные по качеству прутья. Также влияют погодные условия".
Уже собранные ветки Павел варит около полутора часов - чтобы лучше сходила кора и появился кофейный оттенок. Чем более длительное воздействие высоких температур, тем более насыщенный цвет получается.
На службе у ремесленника специальные инструменты: щемилка - снять кору, колунок - расщепить прут на ленты, убрать сердцевину. Уже подготовленный материал нужно высушить. Павел весной и летом прогревает его несколько дней на солнце, зимой - у горячей батареи.
Хранится лоза в сухом хорошо проветриваемом помещении. "У меня как-то целый ворох прутьев лежал на чердаке в сарае. Попала вода, образовалась плесень. Обидно было" - рассказал мастер.
Перед тем, как начинать работу, он на ночь замачивает прутья, чтобы вернуть гибкость. Чаще всего плетет корзины - хозяйственные, для пикников, для пасхальных куличей. Интересуемся, сколько времени и материала уходит на стандартный "кошык". "При условии, что все есть, за 4-5 часов можно справиться. Обычно на корзину требуется 120-150 прутьев", - отметил собеседник.
В коллекции есть и экспонаты, на изготовление которых ушел не один день. Например, тарелку с узором "китайский узелок" вилейчанин плел больше недели, а подарочный футляр для бутылки - две. "В тарелке нужно было каждое "колечко" привязать к предыдущему, - пояснил автор. - Футляр - тоже достаточно трудоемкая работа. Эскиз придумал сам. Еще одна моя гордость - большая корзина, которую сделал к выставке-ярмарке "Дажынкi".
Павел официально оформился в качестве ремесленника. Процедура простая. Деятельность осуществляется по заявительному принципу - необходимо только с паспортом обратиться в налоговую инспекцию и заполнить специальное уведомление, указать, чем собираешься заниматься. Ремесленный сбор составляет 2 базовые величины в год.
Для журналистов БЕЛТА Павел провел небольшой мастер-класс - показал, как букет лозовых веток превращается в сухарницу. Прутья крепятся к шаблону, затем оплетаются. Для гибкости их смачивают водой. "В идеале нужно успеть завершить изделие за день. Иначе приходится идти на уловки, чтобы лоза, высыхая, как можно меньше ломалась в процессе плетения. Например, когда делал большую корзину для "Дажынак", поливал ее из дождика в ванной, накрывал влажной простыней, а сверху еще и пленкой", - пояснил мастер.
Коллеги Павла говорят, что у него появился свой стиль - сразу определят его работу. "Сначала мне казалось, что лозоплетение - просто и красиво. Но на самом деле заниматься этим видом творчества не так и легко. Но если взялся - процесс затягивает", - рассказал мастер.
Надежда МАТВЕЕВА,
фото Надежды АНДРЕЙЧИК,
БЕЛТА.-0-