20 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Во Дворце искусства начал работу выставочный проект "Краски большой Победы", передает корреспондент БЕЛТА.
Эта выставка первая из большого цикла выставочного проекта "Краски Великой Победы". Проект будет длиться в течение этого года, но я предполагаю, что мы его продлим его и на следующий год. Мы очень надеемся на успех выставки, потому что хотели бы всем рассказать, что классические художники Беларуси раскрывали тему Великой Отечественной войны очень яркими красками, а сегодня эта тема играет большую роль и в искусстве нашего молодого поколения. Может быть, для кого-то станет неожиданностью, что у нас есть прекрасные молодые авторы графики и живописи, которые завоевывают призы, создавая работы на тему войны, освобождения Беларуси, геноцида белорусского народа, Хатыни. На первой выставке проекта представлены графические работы в основном из фондов Белорусского союза художников. На самом деле наш фонд очень большой. Формировался он в послевоенные годы. Приблизительно с 1948-1949 годов и вплоть до 1990-х он все время пополнялся разными авторами. Это 10 тыс. единиц хранения, среди которых живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство", - рассказала первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович.
"Если мы вспомним белорусскую историю, то для художников, прошедших войну, и послевоенного поколения тема трагедии белорусского народа была самая важная. У нас в фондах около половины работ так или иначе посвящено именно этой тематике. На выставке мы показываем практически 40 работ известных белорусских графиков, народных художников, заслуженных деятелей искусства. Здесь есть работы ветеранов Великой Отечественной войны, например, Павла Любомудрова, одного из основателей школы графики в Беларуси. Он сам россиянин по национальности, на войну пошел топографом в 1941 году, а после войны приехал в Беларусь и стал практически первым преподавателем графики в только организованном в Минске театральном институте, который позже начал называться театрально-художественным, а сейчас носит имя Академии искусств. Павел Любомудров в своем творчестве очень много говорил о войне, блокаде Сталинграда, военной жизни Минска, ведь хорошо это прочувствовал", - пояснила Наталья Шарангович.
По ее словам, на выставке представлены работы трех народных художников: Георгия Поплавского, Арлена Кашкуревича и Василия Шаранговича. "Все трое - дети войны. Иногда меня спрашивают, может ли ребенок в 3-4 года так запомнить войну, чтобы потом передавать ее настолько откровенно и близко? Я думаю, что да. Георгий Поплавский провел войну в Бобруйске. Он видел, что такое оккупация и угон людей, и эти воспоминания оказались очень сильным. В 1950-е годы отправился в путешествие по Беларуси, и когда заходил во многие дома, то видел, что люди хранят старые пожелтевшие фотографии и письма, где говорилось о том, что кто-то жив, кто-то убит или умер. Эти впечатления вместе с детскими воспоминаниями помогли родиться первому циклу работ, который называется "Память". Уже потом было много других серий, в том числе знаменитая серия "Время длинных ножей", где он говорит о зверствах фашизма", - отметила Наталья Шарангович.
"Мой отец тоже пережил войну маленьким ребенком. Он всегда вспоминал о том, как совсем маленьким с отцом шел по полю, а над ними кружился самолет и стрелял по двум беззащитным людям. Отец всю жизнь помнил, как они бежали сломя голову и падали в овраг, спасаясь от разрывов пуль. И когда в 1980-х годах он создавал свой цикл "Памяти огненных деревень", за который получил Государственную премию Беларуси, то вспоминал, как во время освобождения Беларуси с матерью ехал из деревни Кочаны в Мядельском районе в деревню, где родилась его мама, и видел другие сожженные деревни по дороге. Ему было 4 года. Дым, черная земля, убитые люди - впечатления от этого были настолько мощными, что в итоге привели к созданию этой серии", - подчеркнула первый зампредседателя Белорусского союза художников.
Она добавила, что на выставке также представлены работы многих других художников, например Григория Витковского и Людвига Асецкого. "Для нас было принципиально важно показать, что и сегодня графики интересуются темой трагедии белорусского народа. Мы прекрасно понимаем, что сменилось много поколений, и более молодые художники знают про войну только из рассказов, но тем не менее в нестабильном и сложном мире это тема нас очень сильно задевает, ведь с войной все равно связана история каждой белорусской семьи", - заметила Наталья Шарангович.
"Кроме того, на выставке мы показываем работы белорусского графика Всеволода Швайбы, который является преподавателем Белорусской государственной академии искусств. Буквально год назад он сделал замечательную серию работ нами тему трагедии Хатыни, за которую получил Национальную премию в области изобразительного искусства в номинации "Графика". Смотря на эти работы, ты чувствуешь его боль и боль матерей погибших. Думаю, тема матери и ребенка особенно задевает молодежь", - поделилась Наталья Шарангович своими впечатлениями.
По ее словам, организаторы надеются, что проект будет иметь отклик у людей, а на следующих выставках познакомят зрителей с живописными и скульптурными работами из фондов Белорусского союза художников. "Для нас очень важно, что этот проект мы преподносим в дар минчанам и гостям столицы Минска. Он будет действовать в часы работы галереи совершенно бесплатно и любой, кто захочет увидеть яркое классическое искусство, может прийти сюда, вдохновиться, задать вопросы нашим экскурсоводам и прочувствовать, что такое война. Экспозиция будет меняться каждый месяц", - подытожила Наталья Шарангович.-0-
Эта выставка первая из большого цикла выставочного проекта "Краски Великой Победы". Проект будет длиться в течение этого года, но я предполагаю, что мы его продлим его и на следующий год. Мы очень надеемся на успех выставки, потому что хотели бы всем рассказать, что классические художники Беларуси раскрывали тему Великой Отечественной войны очень яркими красками, а сегодня эта тема играет большую роль и в искусстве нашего молодого поколения. Может быть, для кого-то станет неожиданностью, что у нас есть прекрасные молодые авторы графики и живописи, которые завоевывают призы, создавая работы на тему войны, освобождения Беларуси, геноцида белорусского народа, Хатыни. На первой выставке проекта представлены графические работы в основном из фондов Белорусского союза художников. На самом деле наш фонд очень большой. Формировался он в послевоенные годы. Приблизительно с 1948-1949 годов и вплоть до 1990-х он все время пополнялся разными авторами. Это 10 тыс. единиц хранения, среди которых живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство", - рассказала первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович.
"Если мы вспомним белорусскую историю, то для художников, прошедших войну, и послевоенного поколения тема трагедии белорусского народа была самая важная. У нас в фондах около половины работ так или иначе посвящено именно этой тематике. На выставке мы показываем практически 40 работ известных белорусских графиков, народных художников, заслуженных деятелей искусства. Здесь есть работы ветеранов Великой Отечественной войны, например, Павла Любомудрова, одного из основателей школы графики в Беларуси. Он сам россиянин по национальности, на войну пошел топографом в 1941 году, а после войны приехал в Беларусь и стал практически первым преподавателем графики в только организованном в Минске театральном институте, который позже начал называться театрально-художественным, а сейчас носит имя Академии искусств. Павел Любомудров в своем творчестве очень много говорил о войне, блокаде Сталинграда, военной жизни Минска, ведь хорошо это прочувствовал", - пояснила Наталья Шарангович.
По ее словам, на выставке представлены работы трех народных художников: Георгия Поплавского, Арлена Кашкуревича и Василия Шаранговича. "Все трое - дети войны. Иногда меня спрашивают, может ли ребенок в 3-4 года так запомнить войну, чтобы потом передавать ее настолько откровенно и близко? Я думаю, что да. Георгий Поплавский провел войну в Бобруйске. Он видел, что такое оккупация и угон людей, и эти воспоминания оказались очень сильным. В 1950-е годы отправился в путешествие по Беларуси, и когда заходил во многие дома, то видел, что люди хранят старые пожелтевшие фотографии и письма, где говорилось о том, что кто-то жив, кто-то убит или умер. Эти впечатления вместе с детскими воспоминаниями помогли родиться первому циклу работ, который называется "Память". Уже потом было много других серий, в том числе знаменитая серия "Время длинных ножей", где он говорит о зверствах фашизма", - отметила Наталья Шарангович.
"Мой отец тоже пережил войну маленьким ребенком. Он всегда вспоминал о том, как совсем маленьким с отцом шел по полю, а над ними кружился самолет и стрелял по двум беззащитным людям. Отец всю жизнь помнил, как они бежали сломя голову и падали в овраг, спасаясь от разрывов пуль. И когда в 1980-х годах он создавал свой цикл "Памяти огненных деревень", за который получил Государственную премию Беларуси, то вспоминал, как во время освобождения Беларуси с матерью ехал из деревни Кочаны в Мядельском районе в деревню, где родилась его мама, и видел другие сожженные деревни по дороге. Ему было 4 года. Дым, черная земля, убитые люди - впечатления от этого были настолько мощными, что в итоге привели к созданию этой серии", - подчеркнула первый зампредседателя Белорусского союза художников.
Она добавила, что на выставке также представлены работы многих других художников, например Григория Витковского и Людвига Асецкого. "Для нас было принципиально важно показать, что и сегодня графики интересуются темой трагедии белорусского народа. Мы прекрасно понимаем, что сменилось много поколений, и более молодые художники знают про войну только из рассказов, но тем не менее в нестабильном и сложном мире это тема нас очень сильно задевает, ведь с войной все равно связана история каждой белорусской семьи", - заметила Наталья Шарангович.
"Кроме того, на выставке мы показываем работы белорусского графика Всеволода Швайбы, который является преподавателем Белорусской государственной академии искусств. Буквально год назад он сделал замечательную серию работ нами тему трагедии Хатыни, за которую получил Национальную премию в области изобразительного искусства в номинации "Графика". Смотря на эти работы, ты чувствуешь его боль и боль матерей погибших. Думаю, тема матери и ребенка особенно задевает молодежь", - поделилась Наталья Шарангович своими впечатлениями.
По ее словам, организаторы надеются, что проект будет иметь отклик у людей, а на следующих выставках познакомят зрителей с живописными и скульптурными работами из фондов Белорусского союза художников. "Для нас очень важно, что этот проект мы преподносим в дар минчанам и гостям столицы Минска. Он будет действовать в часы работы галереи совершенно бесплатно и любой, кто захочет увидеть яркое классическое искусство, может прийти сюда, вдохновиться, задать вопросы нашим экскурсоводам и прочувствовать, что такое война. Экспозиция будет меняться каждый месяц", - подытожила Наталья Шарангович.-0-