Уметь пронзительно молчать. Этим невероятно могущественным приемом владеют далеко не все актеры театра и кино. Несколько дней назад таким мнением на пресс-конференции на "Славянском базаре" с журналистами поделился заслуженный деятель искусств России Александр Бармак, куратор "Театральной лаборатории". Речь о первой образовательной площадке, которая работала на фестивале в Витебске. В течение пяти дней около 20 белорусских и российских студентов разбирали пьесу Чехова "Три сестры" и готовили этюды. В этом им помогали профессиональные педагоги по актерскому мастерству, сценическим движениям и речи. Сегодня лаборатория представила плоды своей работы - на камерной сцене коласовского театра прошел открытый показ, где вся команда обсудила этюды при зрителе. Как оказалось, его наличие на театральном уроке обычно только нарушает процесс обучения. Но для зрителя "Славянского базара" сделали исключение.
Директор витебского фестиваля Глеб Лапицкий отметил, что уникальный проект руководства форума искусств, Российского института театрального искусства - ГИТИС и Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа "вышел не комом".Дело в том, что опыт работы с регионами в таком формате у ГИТИС уже есть, а вот в Витебске его только начинают получать. И, судя по всему, успешно. Директор "Славянского базара" рассказал, как родилась идея открыть на фестивале театральную лабораторию. Он снова подчеркнул: организаторы стараются сделать так, чтобы форум ассоциировался с большим культурным брендом, а не только с программой в Летнем амфитеатре.
"Когда в этом году мы увидели, какая сложилась театральная программа, (а я считаю, что она получилась очень неплохая), подумали: почему бы не инвестировать в наше будущее. В тех людей, которые придут на сцены театров через какое-то время", - сказал Глеб Лапицкий. Он назвал свою идею сумасбродной и отметил, что первое сотрудничество с ГИТИС было успешным. Хотя изначально дирекция ожидала отказа из-за периода отпусков и других забот. В следующий раз организаторы хотят сделать театральную лабораторию круче и больше.
Зрителю фактически продемонстрировали изнанку производства спектакля. Для человека, который не имеет прямого отношения к театральному делу, начало встречи показалось бы утомляющим и затянутым. Но в какой-то момент зритель уже полностью был вовлечен в процесс. Приходило осознание профессиональной терминологии режиссеров и актеров, которые, например, не используют слова "эмоции" и "образ", разбирая историю своего персонажа. Руководитель на полуслове останавливал действие и предлагал проанализировать, в какой ситуации находился герой, что его в тот момент беспокоило, и призывал не только буквально, но и метафорически воспринимать материал.
"Очень интересный формат и высокий уровень. Наш главный преподаватель Александр Александрович - человек с невероятным опытом, который может многим поделиться. Это что-то потрясающее на самом деле. Такого в театрах очень мало, когда происходит сотворчество актера и режиссера. Часто актерская профессия воспринимается как чисто исполнительская. Например, приходит режиссер, расставляет все, говорит, как нужно сказать и что сделать. А здесь все наоборот. Мы вместе разговариваем, делаем все через импровизацию, через этюды", - поделилась студентка 2-го курса Белорусской государственной академии искусств Дарья Устинович.
По ее словам, даже для людей, которые несколько лет работают актерами в театре, многие вещи были непонятны или некомфортны. Речь о психологических барьерах. Но как только труппа приступала к работе, создавалась интимная атмосфера и рождалось настоящее творчество. "В этот момент мы сами удивляемся тому, что происходит", - добавила девушка.
"Искусство важнее, чем я сам", - говорил Александр Бармак, наставляя молодых актеров. Он не скупился на комментарии и даже похвалу. По мнению куратора театральной лаборатории, у проекта вышел неплохой результат.
Помимо лаборатории для молодых актеров нынешний "Славянский базар" подарил много загадок и сюрпризов. "Театральные встречи" были переполнены всевозможными переживаниями благодарных зрителей. Они смеялись, возмущались вместе с персонажами и замирали, наблюдая за приключениями Несцеркi - эту комедию в витебском коласовском театре ставят уже более 80 лет. Посмотрев спектакль, режиссер Александр Бармак нашел его изумительным.
Драму "Мещане", которую привез санкт-петербургский театр на Васильевском, витебский зритель принял столь же близко к сердцу. Аналогичный эффект оказал и спектакль "ТриТформаТа" - независимый театральный проект предложил вспомнить печальную, трагичную историю о хрупкости любви, представив "Каренину". Как считают актеры и режиссеры, эмоциональная составляющая в любой постановке решает все. Только говорят они это другими словами - зритель и артист заражают друг друга чувствами.
На всех спектаклях кукольных театров на "Славянском базаре" был аншлаг. Причем, в залах не то что присесть - стоять негде было. Зрители выстраивались в линии у стен, заполняли входы и выходы, из-за чего показ многих постановок проходил с открытыми дверями.
Программу кукольников открывал спектакль витебской "Ляльки". Юному зрителю поведали увлекательную и волшебную историю Аладдина. Несмотря на то, что многие уже видели постановку, и не раз, снова с удовольствием отправились в путешествие на таинственный Восток. А возвращаясь с него, оставили послания театру - это были многочисленные благодарности за подаренные эмоции.
Сложный и серьезный диалог со зрителем вел Белгородский театр кукол. Заставил вспомнить и прочувствовать великую человеческую трагедию, которая сокрушила мир в 1940-х годах. Погружение в жизнь блокадного Ленинграда на часы отняло у гостей фестиваля праздничное настроение, но оно того стоило: люди покидали зрительный зал с восхищенными лицами, слезами счастья и радости и в глубокой задумчивости.
Из-за параметров сцены спектакль "Говорит Ленинград" показали не в "Ляльке", которая традиционно приняла "Кукольный квартал" форума искусств, а в Витебском областном дворце детей и молодежи.
Пьесу о том, что нужно просто оставаться самим собой, впервые представил в Витебске Ивановский театр кукол. Забавная и поучительная история "Не ежик" как раз про собственное мнение и уникальность. Как поделились артисты, им приятно чувствовать всю теплоту зала и видеть, что во время звучания песни юные зрители обнимаются с мамами.
"На фестивале в Витебске мы во второй раз. В 2019 году привозили "Детский альбом" Чайковского. "Не ежик" - это один из последних наших спектаклей. Появился он из-за увлечения валянием. Если присмотреться к куклам, можно увидеть, что они валяные из шерсти. Режиссер увидел маленькую куколку и предложил сделать "валяный" спектакль. Декорации тоже свалянные", - рассказала актриса театра Наталья Громова.
Хоть актеры и не могли увидеть реакцию зала из-за слепящих прожекторов, они ее чувствовали. "Это всегда ощущается по тому, как кто-то засмеялся или вздохнул. После первой реакции спектакль начинает жить совсем по-другому. Только благодаря этому контакту со зрителем он проходит хорошо", - пояснила актриса, добавив, что в Витебске коллектив приняли душевно, а люди, которые ей здесь встречались, "удивительного сердца".
Полюбились фестивальной публике истории, поведанные театрами кукол из Гродно и Пензы, а также пермской "Карабаски", представившей демонический парафраз "ШексПИР по время чумы, или Трагедия шутов". Последний стал невероятным миксом шекспировских и пушкинских персонажей. Он с каждой минутой все больше удивлял сочетанием, казалось бы, несовместимых вещей.
А еще "Карабаска" порадовала поклонников театра бесплатным показом. "Историю обо всем на свете" она планировал рассказать прямо на улице, вот только погода пригрозила традиционным фестивальным дождем. В итоге актеры, мастер песочной анимации и зрители укрылись в фойе "Ляльки".
Вообще капризы погоды сопровождали практически весь фестиваль: небо над Витебском то затягивали грозные тучи, то озаряло яркое, но не слишком жаркое солнце. Однако это никак не отразилось на праздничном настроении искушенных театральных зрителей, которые во что бы то ни стало пытались успеть побывать всюду.
Евгения Архипова
БЕЛТА.-0-