Громкие звуки белорусской музыки и ароматы кулинарных шедевров зазывают прохожих свернуть с намеченного маршрута и заглянуть на площадь у городского Дворца культуры "Орша". На проезжей части вместо очередей из автомобилей растянулись торговые палатки, где продавцы в народных костюмах предлагают на любой вкус льняные вещи, а производители изделий с добавлением продуктов переработки льна проводят гастрошоу. Территорию перед самим дворцом украсили мастерские художников - два дня здесь создают самую большую маляванку. Тем временем в парке возле площади команды школьников проходят квест по истории оршанского льноводства, а ребята из местного центра творчества детей и молодежи дают мастер-классы по ткачеству - под открытым небом мастерят куклы и ткут пояса. Фестивальная Орша приглашает в "ИзумЛЕНный край".
Основные события фестиваля льна, которые проходят 11 июня, предваряли открытие памятного знака и старт марафона художников на площадке по изготовлению маляванки. На мосту по улице Бобкова 10 июня открыли мемориальную доску Герою Социалистического Труда, почетному гражданину Орши Георгию Семенову. Заслуженный работник промышленности БССР 30 лет возглавлял Оршанский льнокомбинат."Это заслуженный человек. Под его руководством предприятие стало одним из крупнейших не только в Беларуси, но и во всем Советском Союзе. Большое внимание Семенов уделял социальной сфере. Все мы помним, что на балансе льнокомбината были детские сады, дома культуры, спортивные сооружения. Под его руководством началось строительство этого моста, а также жилого микрорайона №1", - отметил заместитель председателя Оршанского райисполкома Виктор Колочев на церемонии открытия мемориальной доски.
Георгий Семенов многое сделал для Орши. За заслуги в 1972 году советскому специалисту льняной промышленности было присвоено звание почетного гражданина города. Сегодня в Орше продолжают увековечивать имя Семенова. Месяц назад открыли подобный мемориальный знак в связи с присвоением его имени гимназии №1. "Имя Георгия Васильевича Семенова тесно вплетено в историю нашего комбината. Трудовую деятельность он начал еще в 14 лет, пришел разнорабочим на льнопрядильную фабрику в Вязниках Владимирской области. Для того чтобы приступить к работе, он приписал себе два года", - пояснил заместитель генерального директора Оршанского льнокомбината Сергей Сидин. Он добавил, что при Семенове предприятие строилось, восстанавливалось и развивалось.
Длинные столы, квадратики из льняной ткани, акриловые краски, вдохновение и добровольцы - рецепт создания самой большой маляванки. Ее начали собирать еще в первый день фестиваля у городского дворца культуры. Тогда за два часа в творческую мастерскую заглянули около 50 человек и сразу выполнили почти всю двухдневную норму - расписали 38 льняных квадратов. Всего за дни форума планировалось нарисовать полсотни таких картин. "Не ожидала, что будет так много людей. Пришли целые делегации из школы в Барани, из Витебска, ученики детских школ искусств Орши. Не исключено, что мы увеличим нашу маляванку, запасы материалов у нас имеются - вот лежит стопка, - указывает на аккуратно сложенные заготовки мастер по маляванке и куратор проекта Наталья Шайкова. - Акриловые краски нам предоставил отдел культуры, с тканями помог льнокомбинат, а со столами - дом ремесел".
Теперь коллекцию расписных квадратов пополняют и сшивают - получится одно большое полотно. В центре будет Иезуитский коллегиум Орши, а по краям - орнаменты, различные символы, птицы и цветы. "С льном легко и приятно работать. Это натуральный и податливый материал, на него хорошо ложится любая краска, его можно прожигать. Запах одного льна уже чего только стоит. Лен меня всю жизнь сопровождает", - восклицает Наталья Шайкова. Педагог дополнительного образования делает картины на холсте, шьет льняные сумки и мастерит коллекции расписных платьев.
К работе в уникальной творческой мастерской присоединились люди разных возрастов и специальностей. Вместе с опытными художниками узоры на квадратные кусочки черной льняной ткани наносили совсем юные умельцы. "Тут будут цветочки, всякие фигуры, - с гордостью демонстрирует свою работу семилетняя Лада Максак. - Мне больше нравится самой рисовать, а не по трафаретам - так интереснее".
Популярностью у школьников во второй день фестиваля пользовалась зеленая зона напротив дворца культуры. Там для юных любителей активностей и интеллектуальных боев организовали квест по истории оршанского льноводства.
К каждой из семи станций участников сопровождали волонтеры БРСМ. За три часа игру прошли более 15 команд. Ребята расшифровывали свой маршрут, узнавали, как раньше сеяли и собирали лен, историю и значение традиционного белорусского орнамента, который украшал льняные рубашки, другую одежду, бытовые изделия. Познакомились участники квеста и с историей белорусского костюма. Проходя локацию, школьники получали пазл, на финише все части складывали, получая эмблему фестиваля. Завершалась игра церемонией награждения медалями с символикой форума и сладкими призами.
"К нам даже взрослые просились. Один приехал на велосипеде, высокий, мужественный и говорит: хочу поучаствовать, следующий буду я. Пришлось ему сказать, что это для детей", - с улыбкой рассказывают организаторы квеста.
Здесь же, в зеленой зоне, ребята из местного центра творчества детей и молодежи давали мастер-классы: ткали и делали куклы. И если на эти работы можно было лишь посмотреть, то товары в палатках у дворца культуры ожидали своего покупателя. Там растянулись торговые и ремесленные ряды. Производители изделий с добавлением продуктов переработки льна проводили гастрошоу, свои товары представили предприятия легкой промышленности, ремесленники в народных костюмах предлагали на любой вкус льняные вещи, игрушки и украшения.
"Раньше любая женщина умела и вышивать, и ткать, одевала себя и семью. По одежде можно было многое узнать. В конце XIX - начале XX века дети носили длинные рубашки, девочки-подростки - рубашки до щиколоток и поясок. Брюки, юбки не носили, - рассказывает ремесленница Галина Кутузова. - В период полового созревания девочки надевали юбку - сейчас так называют, но более древний вариант - понева. Во время свадьбы обязательно надевали передник и головной убор. Без головного убора женщина никуда не выходила. Мужчины и женщины носили пояса. Есть слово такое "распоясался", оно осталось с тех самых времен, когда ходить без ремня было немыслимо, это был большой проступок. Пояса были разные: тканые и кожаные. Все мы знаем слуцкие пояса, они были доступны только для знати, поскольку были дорогими. Крестьяне ткали себе пояса из шерсти. Мужским нарядам была характерна рубашка с вышивкой, даже для работы в поле. Чаще всего выбирали сапоги, лапти носили только для работы либо самые бедные люди. Обязательным был головной убор, в основном картуз. Соломенную шляпу надевали лишь для работы в поле".
Галина Кутузова знакомит с особенностями национального белорусского костюма своих учеников в Оршанском доме ремесел. Там она трудится более 20 лет, занимается реконструкцией народного костюма, потому рассказать о нем может все и даже больше. Для его создания нужно и вышивать, и ткать, и украшения создавать. Вскоре мастер возьмется за кожаную обувь.
В традиционных белорусских нарядах сегодня были и гости льняной свадьбы. Ее провели в городском дворце культуры для пары, за плечами которой четыре года совместной жизни. Праздничную программу фестиваля продолжило шествие народных коллективов художественного творчества и театров мод "Льняная палитра". Действие плавно перетекло в торжественную церемонию открытия фестиваля, после которой гостей ожидал концерт творческих коллективов.
В программе еще фешен-показ коллекций театров мод, торжественная церемония награждения работников предприятий Оршанского района и участников фестиваля, концерт звезд белорусской эстрады. Финальный аккорд фестиваля льна прозвучит в 22.00, когда небо над городом раскрасит праздничный салют.
БЕЛТА.-0-