ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости
Культура
07 октября 2023, 14:57

"Пусть люди получают удовольствие". Мастер из Каменецкого района создал более 300 деревянных скульптур

Все в жизни не случайно. Кажется, в полной мере эта фраза подходит под описание судьбы Анатолия Туркова. Талантливого художника и скульптора знают в Брестской области и далеко за ее пределами. Его деревянные скульптуры можно встретить в разных городах Беларуси и других стран, а картины находятся в частных коллекциях в России, Польше, Германии, Италии, Израиле, США, Франции, Канаде и других государствах. В свои работы 74-летний Анатолий Турков вкладывает любовь к Каменцу, называя его раем для живописца. Корреспонденты БЕЛТА улучили возможность и пообщались с народным мастером Беларуси и почетным гражданином Каменецкого района о творчестве и жизни.

Анатолий Савельевич встречает нас в своей мастерской. В эти дни он занят изготовлением резных оконных наличников для исторического здания в Бресте. "Я родился и живу в Каменце. Лишь год с семьей прожили в Бресте, потом вернулись сюда. Мне здесь комфортно, нет суеты, очень живописно. Когда организовывал международные пленэры по живописи, ребята из Польши писали, что Каменец - рай для живописца. Здесь действительно интересно: речка, башня, холмы, исторические места. Всегда можно найти старинные уголки", - заметил мастер.

Его творческий путь начался еще тогда, когда он сам этого не осознавал. Дело в том, что известный художник Федор Дорошевич был родом из Каменца, его родительский дом стоял у самого берега реки Лесная. Рядом била криница, куда часто во время игр прибегала местная детвора, чтобы напиться воды. Еще дошкольником Анатолий Турков обратил внимание на рисующего во дворе усадьбы живописца, заинтересовался и попросил понаблюдать за процессом. Позже мальчик не упускал возможности прийти в гости к знаменитому земляку, когда тот приезжал из Минска на малую родину.

"Я благодарен ему. Получается, с его подачи начал заниматься творчеством. Сначала это было хобби, а потом стало делом жизни. Когда спрашивают, счастливый ли я человек, отвечаю, что занимаюсь своим любимым делом, мне за это деньги платят. Конечно, не такие большие, за них не пошикуешь, но на хлеб с маслом зарабатываю. Мне 74 года, а в этом сезоне я лишь два раза был на рыбалке (еще одно страстное увлечение), и то это были соревнования по рыбной ловле", - рассказал о своей занятости мужчина.

Его родители воспитывали шестерых детей, было непросто. Поэтому Анатолия с третьего класса отдали учиться в Высоковскую школу-интернат, которая находилась в бывшей усадьбе графини Потоцкой. Там были старинные здания, озеро, английский парк. Именно в такой атмосфере у школьника появилась тяга к рисованию. Все свое свободное время он проводил за этим занятием. Девятый и десятый классы доучивался в Каменце, где осваивал мастерство в студии изобразительного искусства заслуженного учителя Дмитрия Дощика. Под его руководством ученик начал заниматься линогравюрой, писать акварелью, маслом. Кстати, в мастерской Анатолия Туркова до сих пор хранятся картины, которые он написал еще школьником.

"Чаще всего зимой, когда праздники и работать нельзя, беру этюдник на плечи, сажусь в машину и выезжаю на природу. Настроение есть, написал картину, состояние передал", - описал художник.

Талантливому юноше прочили учебу в университете. Он подал документы на отделение архитектуры Брестского инженерно-строительного института (Брестского государственного технического университета), на отлично сдал творческое вступительное испытание. Однако документы пришлось забрать, поскольку в этот год поступили учиться его две сестры, парню нужно было помогать семье. Анатолий Турков устроился работать грузчиком, а через некоторое время перешел в ПМК сельхозтехники учеником сварщика, получил третий разряд и ушел в армию.

"После армии тоже не мог пойти учиться, потому что нужно было помогать семье. Стал снова работать сварщиком, получил наивысший разряд. К тому времени ребята, с которыми поступал, уже окончили институт. Я женился, супругу направили работать в областную библиотеку в Брест. Год мы прожили там, а потом меня обратно позвали в ПМК, обещая квартиру в Каменце. Снова пошел сварщиком работать", - рассказал Анатолий Турков. В повседневной работе не обошлось без творчества. В частности, руками талантливого мастера были сделаны въездные монументальные знаки в Каменце, на границе Брестского и Каменецкого районов. С просьбой сделать въездные стелы обращались и сельскохозяйственные предприятия, они встречают проезжающих до сих пор.

С 1975 года, работая в районной художественной мастерской, в составе группы скульпторов Анатолий Турков принимал участие в создании памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны в Каменце, деревнях Лески, Тростяница, Подбела, Минковичи, Седруж, в Прусковском лесу. После распада Советского Союза наш герой стал работать художником в ЖКХ - в этой сфере хватает простора для творчества. Там трудился до выхода на заслуженный отдых.

Все это время Анатолий Турков не бросал живопись, периодически занимался резьбой по дереву. В такой технике он создает и картины - мастерство традиционное для региона Беловежской пущи. Процесс очень кропотливый, требующий массы терпения. Ближе к 50 годам у него пробудился интерес к деревянной скульптуре. Все началось в начале 2000-х годов с неожиданного предложения поучаствовать в пленэре в Польше. "Я тогда взял топоры, стамески и поехал. Там было как-то не по себе. Я-то с топорами приехал, а люди - с бензопилами и электроинструментами. Чтобы высекать из дуба, здоровья хватало. Сделал работу - всем понравилось, но столько сил и энергии потратил. Ребята могли себе позволить работать, сидя в кресле и попивая кофе. Они за день делали то, что я три дня высекал топором. Сделал выводы, что нужно покупать электроинструмент", - вспомнил первый опыт создания деревянной скульптуры народный мастер.

Чуть позже организовали пленэр по созданию деревянных парковых скульптур в Брестской области. Он был посвящен памяти Якуба Коласа. Анатолий Турков создал женский образ из поэмы "Новая зямля". Надо сказать, для своих скульптур чаще всего он выбирает именно женские образы. Особенное внимание уделяет чертам лица, отражению эмоций. "Моя работа ко Дню письменности в Каменце - Евфросиния Полоцкая. Хотелось передать именно святость на ее лице. Делал скульптуры королевы Цецилии Ренаты Австрийской, Боны Сфорцы. Обязательно ищу описание личности в литературе, портреты. На пленэрах нам дают семь-десять дней, за такой промежуток сложно что-то сделать досконально, но по максимуму стараешься вытянуть из дерева. Тут, если лишнее отрезал, уже не добавишь. Надо работать, потихонечку убирая. Нужно очень хорошо себе представлять всю композицию из дерева, еще только приступая к работе", - пояснил скульптор.

Рождается деревянная скульптура из дубовой колоды. Бензопилой мастер придает ей нужные очертания. Создавая детали, берется за стамески. Их, кстати, в походной сумке Анатолия Туркова корреспондент БЕЛТА насчитала более 30 различного размера и конфигурации. Скульптуры каменецкого мастера можно увидеть во многих населенных пунктах Беларуси. Например, на территории Брестской области его руками на пленэрах создано 20 деревянных композиций, только в одних Коробчицах Гродненской области - 12.

"Люблю живопись. Но купили мою картину или я подарил, человек ее повесил - и кроме него больше никто не видит. Большее удовольствие получаю от деревянных скульптур. Например, Евфросиния Полоцкая в сквере в Каменце стоит, ее может видеть каждый. Сделал уже более 300 парковых скульптур. В каждой работе стараюсь что-то сделать по-новому. Приятно, когда знакомые рассказывают, что где-то увидели мои скульптуры. Пусть люди получают удовольствие", - считает Анатолий Турков.

Мастер подчеркивает, что народную культуру белорусам нужно беречь, без поддержки она может быстро исчезнуть. Для примера он рассказал случай, произошедший в Швеции. "Нас за 200 км повезли к мастеру, который плетет корзины из лозы. Это было так удивительно. Ведь во многих белорусских деревнях живут люди, которые умеют это делать. У нас это еще сохранилось, а для них - уже в диковинку. Шведы пожелали нам не потерять народное мастерство, как они. Там тех, кто умеет делать руками, - единицы", - заметил Анатолий Турков.

Кстати, своей самой главной работой мастер считает дом для своей семьи, который спроектировал и собственноручно построил.

Фото Вадима ЯКУБЁНКА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси