Международный молодежный театральный форум "М.@rt.контакт" традиционно открывает новые имена и становится стартовой площадкой для молодых режиссеров, актеров и драматургов. В этом году возможностью заявить о себе воспользовалась Мария Гуцева, в недавнем прошлом выпускница Белорусской государственной академии искусств, а сегодня - режиссер-постановщик Могилевского областного театра кукол. На суд жюри она представила спектакль "Могила льва" по мотивам народных сказаний и поэмы Янки Купалы. Как появилась задумка сделать такую постановку и как она реализовалась на сцене, узнали корреспонденты БЕЛТА.
"Могила льва" стала первым проектом Марии Гуцевой на могилевской сцене и одновременно знакомством с историей города. Несмотря на простоту сценических решений, спектакль наполнен глубоким философским смыслом. Он отсылает зрителя к событиям далекого прошлого, а также возвращает к своим корням. Ключевые вопросы, на которые придется ответить каждому в зрительном зале, - кто мы и куда сейчас идем, хорошо ли знаем историю родной земли?В основе сюжетной линии - сказание о легендарном богатыре Машеке, которого предательство любимого человека превратило в разъяренного по отношению к несправедливости льва. После смерти героя его высокую могилу в народе стали называть "могилой льва". Затем на этом месте вырос город, который сейчас носит название Могилев. Все этапы повествования представлены на сцене с помощью символизма, ведь режиссер изначально отказалась от бытового прочтения литературного материала.
По словам художника-постановщика Виталия Шухмана, спектакль стилизован под деревянную скульптуру зодчества. При изготовлении кукол и декораций использована техника браширования. Именно поэтому куклы здесь не совсем стандартные - это просто образы. Они изготовлены из природных материалов: дерево, корни, имитация васильков и колосков. Начинается и заканчивается спектакль большим валуном с пустой сердцевиной, стоящим на середине сцены. Пустота внутри камня символизирует ворота между настоящим и прошлым. В процессе театрального действа валун трансформируется в куклу-великана - это и есть Машека. Также на сцене появляется большая маска-ассоциация - металлическая конструкция, обтянутая льном. Она служит и образом Пана, и панским дворцом, и доспехами.
"Стилизованные спектакли создавать очень сложно, потому что стоит задача максимально избавиться от конкретных деталей, но чтобы при этом зритель получил полное понимание происходящего, - делится Виталий Шухман. - В этом спектакле мы даем зрителю возможность додумать какие-то вещи, детали. Конечно, большую составляющую вносят актеры своим мастерством, без них ничего бы не получилось".
Разговор подхватывает Мария Гуцева. "Действительно, даже куклы у нас условные, многое дается лишь в виде намека, образного обозначения, чтобы дать зрителю возможность самому додумать и достроить происходящее на сцене, - подчеркивает она. - Например, селяне как действующее лицо решены в инсценировке в виде ящика с куклами, у которых есть лишь очертания - туловище и голова. Вместе с тем все представленные на сцене куклы и реквизит функциональны и понятны. Центральный персонаж Машека - это тоже кукла, которая к концу спектакля превращается в надгробный камень над могилой легендарного богатыря. Середина этого камня - полая, и это еще один символ: Машеке сделали больно, и у него в груди образовалась пустота".
Актерам комфортно работать в таком минимализме. Тем более режиссер объяснила и оправдала каждую деталь и эмоцию. Плюс ко всему помогло аутентичное музыкальное решение: фольклорную музыку для спектакля собирали по белорусским деревням, старательно записывая давние напевы. Большой вклад в музыкальное оформление внес актер Максим Кошелев, который на сцене играет Музыканта. Аранжировки старых песен также принадлежат его авторству. Все эти мелодии исполняются вживую на музыкальных инструментах, которые появляются на сцене. Так, в спектакле зритель увидел скрипку, белорусскую жалейку, барабаны.
"Я очень неравнодушен к нашей народной песне, - признается ведущий мастер сцены областного театра кукол Максим Кошелев. - У нас все женщины в семье пели, отец играл на гармони. Музыка всегда была для меня предметом восхищения. Мы используем в спектакле очень трогательные и самобытные песни, важные в круговороте жизни наших предков. Например, в "пахавальную" песню вкладывается смысл помнить о смерти ради жизни. Хочется преподнести эти композиции людям, познакомить их с этим народным творчеством".
В сочетании режиссерской задумки, актерского мастерства, светового и музыкального оформления рождается магия театрального действа. Отдельное внимание - актерам, вдохнувшим жизнь в своих персонажей. Основным рассказчиком в спектакле выступил заслуженный артист Беларуси Николай Стешиц.
"Возрождать и переосмыслять белорусскую классику было актуально во все времена, - отмечает Николай Стешиц. - Тем более на сцене областного театра кукол этот спектакль ни разу не шел. Литературный материал я изучал очень давно, только в школе. Пришлось читать произведение заново. Оно вызывает двоякое чувство. Тем более точно не известно, относится эта поэма к Могилеву или нет, например, для меня оно не ассоциируется с нашим областным центром. Ведь кроме Купалы никто больше не описывал эту легенду. Тем не менее это история, которую нужно знать: без прошлого не будет будущего. Еще одна актуальность заключается в том, что произведение написано красивым белорусским языком, который наш народ не имеет права потерять".
Сюжетная линия спектакля полностью перекликается с литературным произведением. Девушка Наталька и простой парень Машека должны были быть вместе, однако красавица предпочла любви богатство и ушла к пану. Режиссер уверена, что тема морального выбора актуальна: к сожалению, сегодня многие молодые девушки и женщины отдают предпочтение не раю в шалаше - и в этом тоже есть их правда.
Исполнительница главной роли Екатерина Жилинская также не во всем поддерживает свою героиню. "Для многих моя Наталька будет отрицательным персонажем. У этой девушки свой характер, свое понимание жизни. Отсюда и конфликт с Машекой. Возможно, так поступили бы многие, оказавшись в ее ситуации. Но лично мне оправдывать героиню очень тяжело. Она только была с Машекой и признавалась ему в любви, и тут же меняет свое мнение и уходит к другому. И все-таки я ее оправдала для себя, поэтому в спектакле меняюсь полностью, многие знакомые даже не узнают на сцене. Мне очень интересна эта работа, потому что до нее я играла только в детских спектаклях. Скажу честно, я мечтала сыграть такую серьезную роль - это и ответственность, и элемент профессионального роста", - рассказала она.
На протяжении всего спектакля актриса вместе с коллегами не только проживает историю героини, но и выражает чувства и эмоции в национальных белорусских песнях (за время постановки звучит около 10 композиций). Признается, что это сложный, но увлекательный опыт. "Музыка и народные напевы придают своеобразный объем постановке, завораживают зрителя. Изначально были музыкальные репетиции, каждое произведение мы разбирали отдельно и работали над его звучанием", - отметила Екатерина Жилинская.
Создатели спектакля уверены, что "Могила льва" обязательно найдет своего зрителя и не оставит его равнодушным. "Вопросы национальной самоидентификации, моральных ценностей актуальны и сегодня, ровно как и 100 лет назад, - заключила Мария Гуцева. - Надо помнить, кто мы такие - свою историю, язык, обычаи, культуру. Не зря классик говорил: "Не пакідайце мовы нашай беларускай, каб не ўмерлі!" Однако важно не только это помнить, но и уважать себя как народ".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-