ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 27 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +2°C
Все новости
Все новости
Культура
12 апреля 2023, 13:04

"Ни одной случайной ноты". Дирижер-постановщик о подготовке премьеры "Севильского цирюльника"

Фото из архива
Фото из архива

Большой театр Беларуси в этом году отметит свое 90-летие. Юбилейный театральный сезон богат на премьеры: зрители уже успели оценить три новые постановки, но четвертая, завершающая, вызывает особый интерес. Опера "Севильский цирюльник", премьера которой состоится 6 и 7 июня, была создана в сотрудничестве с итальянским режиссером Альдо Тарабеллой. Яркая опера композитора Джоаккино Россини, написанная на основе комедии французского драматурга Пьера Бомарше, рассказывает о любви двух молодых людей. Действие разворачивается в Севилье. Богатый граф Альмавива пытается признаться в чувствах прекрасной Розине, но алчный доктор Бартоло сам хочет жениться на своей воспитаннице. Праздничная атмосфера, интриги, комические ситуации и счастливый финал сделали "Севильского цирюльника" одной из любимых опер публики разных поколений. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с дирижером-постановщиком Владимиром Оводком о подготовке премьеры.

- Как вы договорились о работе с итальянским режиссером?

- Несмотря на то, что Большой театр Беларуси имеет обширный итальянский репертуар, с итальянскими режиссерами мы еще не сотрудничали. Когда художественный совет и руководство театра определились с названием будущей постановки, меня попросили связаться с выдающимися представителями итальянской оперной музыки. Они, в свою очередь, посоветовали обратиться к Альдо Тарабелле, который в течение 20 лет руководил театром в Лукке. По рекомендации появился и художник-постановщик Энрико Мусенич, который отвечает за сценографию и костюмы.

- Как проходил кастинг на роли солистов?

- Солистов выбирала специальная комиссия театра. Вначале проходили прослушивая в труппу, а после проводился дополнительный кастинг на участие в постановке "Севильский цирюльник". Мы нашли очень достойных солистов, которые, я надеюсь, продолжат работать у нас в труппе.

- Как проходил процесс работы над постановкой?

- Подготовку спектакля начали примерно полтора года назад. До приезда режиссера в Минск мы устраивали онлайн-репетиции, где Альдо Тарабелла корректировал произношение и интонации актеров, хоть они и постоянно поют на итальянском, этот язык не является для них родным. Режиссер отметил: случались моменты, когда он забывал, что перед ним иностранцы. Альдо Тарабелла приехал в Беларусь в апреле и за шесть дней успел поставить весь музыкальный материал. Теперь режиссер вернется на майские репетиции, а сама премьера "Севильского цирюльника" состоится 6 и 7 июня. Опера будет выполнена в классическом итальянском стиле.

- Почему итальянская опера до сих пор остается образцом для подражания?

- Потому что опера зарождалась именно в Италии. Там огромное количество музыкальных театров. Причем не только в больших городах, но и в маленьких. Культурная жизнь в Италии кипит, а в результате кристаллизуются определенные традиции и наиболее эффективные способы общения с публикой. Несмотря на то, что во времена пандемии закрылись многие мелкие театры, опера в Италии будет жить всегда.

Режиссура в итальянской опере основывается на двух столпах. С одной стороны, существуют определенные грани, а с другой, остается место для импровизации. Таким образом игра получается более живой, а коммуникация со зрителем - более естественной. Именно поэтому итальянские постановки всегда находят отклик в сердце публики.

- А почему "Севильский цирюльник" до сих пор вызывает такой интерес?

- В мировом фонде оперных произведений остаются работы самых ярких композиторов. К таким авторам относится и Джоаккино Россини, который написал оперу "Севильский цирюльник". Его музыка проверена временем. В ней нет ни одной случайной ноты, лишнего речитатива или ненужной сцены. Каждая деталь находится на своем месте, и это вызывает восхищение.

- Вы - один из четырех дирижеров, который в 2015 году стал ассистентом маэстро Риккардо Мути в Итальянской оперной академии. Как вы попали в Италию?

- В 2015 году я выиграл в конкурсе на участие в Итальянской оперной академии Риккардо Мути. Конкурс проходил в несколько туров. Среди испытаний была и работа с оркестром, и коллоквиум, на котором мы обсуждали творчество Джузеппе Верди. Моим учителем был Риккардо Мути, его учителем - Антонино Вотто, который в свою очередь учился у Артуро Тосканини. Все они легенды в мире музыке.

Конечно, маэстро Риккардо Мути собирал вокруг себя лучших молодых дирижеров, чтобы передать им свой опыт. Находясь в творческом окружении и общаясь с лучшими представителями итальянской музыкальной культуры, я понял, как они мыслят и на что обращают внимание, узнал, как рождается музыка. Разумеется, мой опыт учебы в Италии помогает мне и в работе с Альдо Тарабеллой. Мы говорим на одном языке, ведь я изучал итальянский перед поездкой в академию. Я понимаю, чего хочет режиссер и как это можно реализовать.

- Какая часть работы дирижера-постановщика кажется вам самой сложной?

- В моей работе есть много нюансов и сложностей, но, наверное, труднее всего организовать и увлечь людей. Когда мы только начали работу над "Севильским цирюльником", артисты отреагировали на это с интересом, но на тот момент мы еще не знали, получится ли у нас осуществить задуманное. Сейчас, разумеется, все очень счастливы и увлечены работой.

Валерия ГАВРУКОВИЧ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси