19 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Торжественная презентация выставки "Репин и ученики" прошла в Национальном художественном музее, передает корреспондент БЕЛТА.
"Выставка очень уникальная по сценарному плану и особенной режиссуре. Она посвящена 180-летию со дня рождения Ильи Репина, выдающегося русского художника, который своей гениальностью ознаменовал не только русскую культуру, но и весь мир. На выставке представлен белорусский период творчества и жизни Ильи Ефимовича. Сценарий выстроен так, что зритель может погрузиться в теплую, трогательную, уютную и искреннюю атмосферу откровения, с которым сам художник относится к белорусской земле, - сказала генеральный директор Национального художественного музея Анна Кононова. - Также можно почувствовать эту атмосферу благодаря фотографиям Сигизмунда Юрковского, которые представлены в экспозиции. Конечно, через творчество не менее известных великих учеников Ильи Ефимовича еще более раскрывается и обобщается сила гения художника".
В экспозиции также представлены редкие этюды и замечательные полотна Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филлипа Малявина, ряд произведений, которые демонстрируют книжную иллюстрацию конца XIX - начала XX века. Эти редкие экземпляры предоставлены в экспозиции Национальной библиотекой Беларуси. Кроме того, на выставке можно познакомиться с выразительными жанровыми композициями Степана Колесникова.
Главным экспонатом выставки стала картина "Белорус", которую Репин написал в 1892 году в усадьбе "Здравнево" в Витебской области. Ее в Беларусь впервые привез Государственный Русский музей. "Это произведение родилось вследствие того, что Илья Ефимович восхитился личностью крестьянина Сидора Шаврова. Артистизм исполнения, влюбленность художника в эту личность и саму белорусскую землю можно увидеть и в технике исполнения, и в самом собирательном образе белоруса, который создал великий мастер", - подчеркнула Анна Кононова.
Ученый секретарь Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов рассказал, что Репин приобрел усадьбу "Здравнево" в 1892 году. "На протяжении 10 лет он приезжал туда и создал там большое количество работ. Потом, вплоть до 1930 года, в усадьбе проводили время его близкие. У многих работ на выставке была сложная история. Так, иконы, представленные в экспозиции, в 1939 году оказались в Минске, поскольку здесь создавалась Республиканская картинная галерея. Но вскоре началась война, и каким-то чудом эти иконы все-таки уцелели. В 1990 году иконы были переданы в Витебский музей и отреставрированы. За это время они впервые вновь посетили Минск", - отметил Валерий Шишанов.
Фото Татьяны Матусевич
"Выставка очень уникальная по сценарному плану и особенной режиссуре. Она посвящена 180-летию со дня рождения Ильи Репина, выдающегося русского художника, который своей гениальностью ознаменовал не только русскую культуру, но и весь мир. На выставке представлен белорусский период творчества и жизни Ильи Ефимовича. Сценарий выстроен так, что зритель может погрузиться в теплую, трогательную, уютную и искреннюю атмосферу откровения, с которым сам художник относится к белорусской земле, - сказала генеральный директор Национального художественного музея Анна Кононова. - Также можно почувствовать эту атмосферу благодаря фотографиям Сигизмунда Юрковского, которые представлены в экспозиции. Конечно, через творчество не менее известных великих учеников Ильи Ефимовича еще более раскрывается и обобщается сила гения художника".
В экспозиции также представлены редкие этюды и замечательные полотна Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филлипа Малявина, ряд произведений, которые демонстрируют книжную иллюстрацию конца XIX - начала XX века. Эти редкие экземпляры предоставлены в экспозиции Национальной библиотекой Беларуси. Кроме того, на выставке можно познакомиться с выразительными жанровыми композициями Степана Колесникова.
Главным экспонатом выставки стала картина "Белорус", которую Репин написал в 1892 году в усадьбе "Здравнево" в Витебской области. Ее в Беларусь впервые привез Государственный Русский музей. "Это произведение родилось вследствие того, что Илья Ефимович восхитился личностью крестьянина Сидора Шаврова. Артистизм исполнения, влюбленность художника в эту личность и саму белорусскую землю можно увидеть и в технике исполнения, и в самом собирательном образе белоруса, который создал великий мастер", - подчеркнула Анна Кононова.
Ученый секретарь Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов рассказал, что Репин приобрел усадьбу "Здравнево" в 1892 году. "На протяжении 10 лет он приезжал туда и создал там большое количество работ. Потом, вплоть до 1930 года, в усадьбе проводили время его близкие. У многих работ на выставке была сложная история. Так, иконы, представленные в экспозиции, в 1939 году оказались в Минске, поскольку здесь создавалась Республиканская картинная галерея. Но вскоре началась война, и каким-то чудом эти иконы все-таки уцелели. В 1990 году иконы были переданы в Витебский музей и отреставрированы. За это время они впервые вновь посетили Минск", - отметил Валерий Шишанов.
"Сама картина "Белорус" для нас своего рода стереотип. Сейчас говорят, что это лучший образ крестьянина в русской живописи. Но надо сказать, что на протяжении всего XIX века в прессе и художественной литературе России культивировался образ белоруса как забитого, бедного крестьянина. И вдруг в 1901 году на передвижной выставке появляется репинский "Белорус". Он буквально светится своим добродушием и силой, а в прессе выходят соответствующие отзывы, что этот белорус совсем другой. Неудивительно, что именно Репин создал такую работу, потому что сам родился в слободской Украине, где пересекались разные люди. Репину были близки люди и культура разных национальностей", - пояснил Валерий Шишанов.-0-