13 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. В ряду современных художников Александр Кищенко занимает особое место. Таких художников трудно приписать к числу мастеров какого-нибудь определенного вида изобразительного искусства. Он - художник разносторонний и уникальный. Над чем бы Александр Кищенко не работал - живописным полотном, гобеленом, монументальной мозаичной или керамической композицией - его произведения становились вехами в истории белорусского искусства.
Родился Александр Михайлович Кищенко в деревне Белый Колодец Воронежской области 13 мая 1933 года. Здесь прошло его детство и юношеские годы. Когда Александру было десять лет, его отец Михаил Яковлевич погиб на фронте.После школы Александр работал маляром-альфрейщиком (маляром по художественной отделке) на ждановском заводе "Азовсталь". В 1953 году Александр Кищенко поступил в Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (ныне - Львовская национальная академия искусств) на факультет монументальной живописи.
Он учился у большого знатока искусства Романа Сельского и талантливого живописца Ивана Скобало. В 1960 году, сразу же после окончания института, Александр Кищенко работал в Киеве художником-исполнителем в творческой бригаде монументалиста Ивана Литовченко. С 1961 года он участвовал в конкурсах и художественных выставках. Киевский период с 1961 по 1963 год был важен для Кищенко в плане формирования более глубокого познания жизни и окружающих людей. В это время он внимательно изучал итальянскую живопись XV века, штудировал классические законы художественной формы и композиции.
Активная творческая жизнь Кищенко продолжалась и в Минске, куда он приехал в 1963 году на преподавательскую работу в Белорусский театрально-художественный институт. Более семи лет он вел живопись и композицию на кафедре монументально-декоративной росписи, одновременно активно занимаясь творчеством и организацией гобеленового производства в республике. Он учил студентов добиваться колористического богатства, исходя из сравнительно скупой палитры немногих заданных цветов.
Работал Александр Михайлович в области станковой и монументальной живописи, создавал росписи, мозаики и гобелены. Его творчеству свойственны широкий жанровый и тематический диапазон, глубокое философское переосмысление действительности, гражданственность, острое ощущение современности, характерные эмоционально-выразительные пластические решения.
Александру Кищенко в 1980 году было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР, а в 1991 - народного художника.
В истории искусства останутся монументальные работы Александра Кищенко: роспись "Эстафета поколений" в санатории "Беларусь" в Мисхоре в Крыму, мозаичное панно "Беларусь партизанская" на фасаде гостиницы "Турист", четыре панно "Город-воин", "Город науки", "Город культуры" и "Город-строитель" на торцах жилых зданий по проспекту Независимости в Минске, триптих "Гимн труду" на торцах жилых зданий в Новополоцке.
Большую часть художественного наследия Александра Кищенко составляют гобелены, положившие начало возрождению этого вида декоративно-прикладного искусства в республике. В них в монументально-обобщенных образах утверждаются идеи добра, любви к родине и ее историческому прошлому. Это "Человек познает мир" в гостинице "Турист" в Минске, "Музыка" в Минском музыкальном училище, гобелены-занавесы для Белорусского государственного академического музыкального театра и Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, монументальный гобелен-панно "Чернобыль" в здании ООН в Нью-Йорке.
Александр Кищенко - автор уникального "Гобелена века". Это произведение выполнено из шерсти (ручная работа). Впервые он был представлен публике в 1996 году. За эту работу художнику присуждена Государственная премия Беларуси. Уникальное полотно внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гобелен в мире, признано национальным достоянием. На полотнище размером 19 на 14 метров автор изобразил самых известных личностей прошлого и современности, а также события мироздания: Ноев ковчег, Христа и Антихриста, Кремль, Папу Римского, Черчилля, Горбачева, Сталина, Хемингуэя, Кастро (изображены более 80 портретов). Основной замысел художника был сконцентрирован не в портретах политических деятелей, а в центральном сюжете гобелена - авторски интерпретированном конфликте Христа и Антихриста. Работа над созданием "Гобелена века" длилась пять лет.
Для станковых живописных произведений характерны лаконизм, динамичность композиционных и колористических решений, гражданственность образов, использование монументальных приемов. Среди них: "Девочка с подсолнечником", "Комсомольцы 1970-х годов", "Ожидание", "Воскресенье", "Мои современники", "На балконе", портреты художницы Зои Литвиновой, народной артистки СССР Елены Образцовой.
Умер талантливый художник 11 ноября 1997 года. Его похоронили на Восточном кладбище в Минске.
Александр Михайлович Кищенко - один из самых известных художников Беларуси ХХ века, его произведения вошли в сокровищницу национального искусства, стали достоянием отечественной культуры. Часть картин находится в художественных музеях Беларуси и России, в Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях. Имя Александра Кищенко присвоено Борисовскому комбинату декоративно-прикладного искусства.-0-