22 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения одного из основателей белорусской композиторской школы, родоначальника национального жанрового симфонизма, выдающегося фольклориста, внесшего большой вклад в развитие белорусской музыкальной культуры Николая Николаевича Чуркина.
Николай Чуркин родился в 1869 году в Джалал-Оглы (бывшая Тифлисская губерния Российской империи, сейчас - город Степанаван в Лорийской области Армении). Дата его рождения в источниках указывается разная - 21 или 22 мая.
Будущий композитор с детства отличался многочисленными талантами: пел в школьном хоре, играл на многих музыкальных инструментах, рисовал декорации к любительским спектаклям. В 1881 году Николай Чуркин поступил в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе существовал хор и оркестр, где он получил начальное музыкальное образование. В этот же период он также увлекся рисованием. После окончания учебы Чуркин некоторое время работал руководителем духового оркестра, организованного при школе. В 1888 году Николай поступил в Тифлисское музыкальное училище Императорского русского музыкального общества.
Окончив его в 1892 году по классу композиции, он в течение следующих 11 лет работал в Баку, куда был направлен, учителем музыки и руководителем любительских хоровых коллективов. Одновременно с этим Николай самостоятельно изучал фортепиано и смычковые инструменты, посещал класс пения, занимался обработкой русских, украинских, азербайджанских, грузинских и армянских песен. В это же время он учился заочно в рисовальных классах Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В этот период появляются его первые сочинения - "Марш на три грузинские народные темы" (1889) и "Торжественный марш" (1900), оба произведения были написаны для духового оркестра.
В 1903 году Чуркин переехал в город Ковно (сейчас - Каунас, Литва), находившийся тогда на территории Северо-Западного края Российской империи, где преподавал рисование и черчение в ремесленном училище. Здесь же происходит его первое знакомство с белорусским народным творчеством.
Через два года Николай Чуркин получил приглашение на работу в Вильнюсский учительский институт. В 1908 году состоялось его знакомство с известным белорусским этнографом и фольклористом Евдокимом Романовичем Романовым. Под его влиянием Николай Николаевич заинтересовался работой по собиранию и записи белорусского музыкального фольклора. Результатом этих трудов стала публикация 53 народных песен и танцев в обработке композитора, которые вошли в седьмой выпуск "Белорусского сборника", выпускаемого Е.Р.Романовым.
С началом Первой мировой войны Чуркин переехал в белорусский город Мстиславль, где преподавал музыку, пение, рисование в учительской семинарии и общеобразовательных школах города, руководил художественной самодеятельностью, организовал духовой оркестр из местных музыкантов.
После революции 1917 года Николай Николаевич заведовал музыкальной секцией уездного отдела народного образования, принимал активное участие в работе гражданского совета городского музея истории, товарищества "Охраны природы и древностей", географического общества, занимался композиторской деятельностью, создал народное музыкальное училище, где дирижировал симфоническим оркестром и хором. Источником творческого вдохновения для Чуркина стала поэзия Я.Купалы, Я.Коласа, Я.Журбы, К.Буйло и других поэтов, на стихи которых были написаны романсы и песни. Всеобщий революционный подъем, энтузиазм первых лет советской власти стали предпосылками замысла о создании советской революционной оперы. В 1922 году композитором была написана опера в 4-х действиях "Освобождение труда". В ней Чуркин опирался на темы революционных песен и белорусские народные мелодии. Опера сначала была поставлена в Мстиславле, а потом в Могилевском драматическом театре силами местной художественной самодеятельности.
В 1924 году Николая Николаевича переводят в Могилев на должность преподавателя Белорусского педагогического техникума. В течение последующих 11 лет он служил в данном учебном заведении, осуществляя подготовку будущих учителей по различным музыкальным дисциплинам. Одновременно Чуркин продолжал писать музыкальные произведения и собирать фольклор. Именно богатство народных песен стало основой самого известного произведения композитора - знаменитой симфониетты "Белорусские картинки", считающейся одним из первых национальных симфонических произведений. Николай Чуркин написал ее в 1925 году на музыкальной основе более 12 белорусских народных песен. Симфониетта получила признание слушателей и звучала на декадах белорусского искусства и литературы в Москве (1940, 1955). В Могилеве композитор написал также несколько камерно-инструментальных произведений, среди которых - пьеса для струнного квартета "Калыханка" (1927), прославившая его на весь Советский Союз.
В 1935 году Чуркин переезжает в Минск. Именно с этого момента начинается самый плодотворный период в творчестве композитора. Среди произведений, написанных в это время, - музыкальная комедия "Кок-Сагыз" (1939), радиоопера для детей "Рукавичка" (1941), многочисленные хоры, романсы, песни и другие. В этот же период он систематизирует и готовит к печати рукописи тысяч фольклорных произведений. Во время Великой Отечественной войны композитор эвакуируется в Ленинабад (ныне - Худжанд в Таджикистане), где продолжает сочинять песни и романсы. Там Чуркин собрал около 50 народных таджикских мелодий, на основе которых написал музыку к пьесе "Легенда о Мухаммеди". В 1944 году Николай Николаевич создал симфоническую сюиту "Памяти Великой Отечественной войны", где звучат таджикские и белорусские мелодии.
В 1945 году Чуркин вернулся в Минск. Он продолжил преподавательскую и композиторскую деятельность, участвовал в фольклорных экспедициях. В последующие двадцать лет создал больше произведений, чем за все предыдущие годы. К наиболее значимым произведениям Николая Чуркина этого периода следует отнести музыкальную комедию "Песня Березины" (1947), марш для духового оркестра, посвященный 30-летию БССР (1948), "Танцевальную сюиту" (1950), 2 симфониетты (1949, 1955), увертюру "Памяти Янки Купалы" (1952), сюиту "Мары аб Палессі" (1953), 4 сюиты для оркестра белорусских народных инструментов, 7 струнных квартетов, фортепианные пьесы, произведения для хора, романсы и песни на стихи белорусских поэтов, обработки белорусских, грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, литовских, польских народных песен и др.
Композитор также плодотворно сотрудничал с театром. Он является автором музыки к спектаклям "Русские люди" по пьесе Константина Симонова (1942), "Репка" по пьесе-сказке советского драматурга Павла Маляревского (1951).
В 1959 году композитор приступил к сочинению оперы "Раскіданае гняздо" по мотивам одноименной пьесы народного поэта Беларуси Янки Купалы, однако, так и не успел ее оркестровать.
Произведения Николая Чуркина отличаются глубоким знанием эстетической сути национального белорусского песенного и танцевального фольклора. К характерным чертам творчества выдающегося композитора относятся оптимистичность и ярко выраженная мелодичность, строгая классическая форма, мелодичность и опора на белорусский музыкальный фольклор.
Более чем за 70 лет деятельности Николай Чуркин создал множество разнообразных по жанру музыкальных произведений, собрал более 3 тыс. мелодий народных песен и танцев (белорусских, грузинских, армянских, азербайджанских, польских, литовских, таджикских), составил сборники "Белорусские народные песни и танцы" (1949) и "Белорусские народные песни" (1959).
В 1949 году талантливый композитор за свои заслуги был удостоен почетного звания народного артиста Белорусской ССР. Кроме того, он награжден орденом "Знак Почета" (1940), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1949, 1955) и медалями.
Умер Николай Чуркин 27 декабря 1964 года в возрасте 95 лет. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Память о выдающимся композиторе увековечена в Беларуси. В 1965 году Мстиславской музыкальной школе было присвоено имя Николая Чуркина. В Минске на доме по улице Киселева, где в 1957-1964 годах проживал композитор, установлена мемориальная доска. С 2002 года в Мстиславле проходит Фестиваль искусств имени народного артиста Беларуси Николая Чуркина.
К 155-летию выдающегося композитора и фольклориста в Музее истории театральной и музыкальной культуры в Минске 20 мая открыли выставку "Чароўны гук народнай песні". На выставке представлены экспонаты из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь. Это нотные рукописи, сборники песен Николая Чуркина и фотографии.-0-
Николай Чуркин родился в 1869 году в Джалал-Оглы (бывшая Тифлисская губерния Российской империи, сейчас - город Степанаван в Лорийской области Армении). Дата его рождения в источниках указывается разная - 21 или 22 мая.
Будущий композитор с детства отличался многочисленными талантами: пел в школьном хоре, играл на многих музыкальных инструментах, рисовал декорации к любительским спектаклям. В 1881 году Николай Чуркин поступил в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе существовал хор и оркестр, где он получил начальное музыкальное образование. В этот же период он также увлекся рисованием. После окончания учебы Чуркин некоторое время работал руководителем духового оркестра, организованного при школе. В 1888 году Николай поступил в Тифлисское музыкальное училище Императорского русского музыкального общества.
Окончив его в 1892 году по классу композиции, он в течение следующих 11 лет работал в Баку, куда был направлен, учителем музыки и руководителем любительских хоровых коллективов. Одновременно с этим Николай самостоятельно изучал фортепиано и смычковые инструменты, посещал класс пения, занимался обработкой русских, украинских, азербайджанских, грузинских и армянских песен. В это же время он учился заочно в рисовальных классах Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В этот период появляются его первые сочинения - "Марш на три грузинские народные темы" (1889) и "Торжественный марш" (1900), оба произведения были написаны для духового оркестра.
В 1903 году Чуркин переехал в город Ковно (сейчас - Каунас, Литва), находившийся тогда на территории Северо-Западного края Российской империи, где преподавал рисование и черчение в ремесленном училище. Здесь же происходит его первое знакомство с белорусским народным творчеством.
Через два года Николай Чуркин получил приглашение на работу в Вильнюсский учительский институт. В 1908 году состоялось его знакомство с известным белорусским этнографом и фольклористом Евдокимом Романовичем Романовым. Под его влиянием Николай Николаевич заинтересовался работой по собиранию и записи белорусского музыкального фольклора. Результатом этих трудов стала публикация 53 народных песен и танцев в обработке композитора, которые вошли в седьмой выпуск "Белорусского сборника", выпускаемого Е.Р.Романовым.
С началом Первой мировой войны Чуркин переехал в белорусский город Мстиславль, где преподавал музыку, пение, рисование в учительской семинарии и общеобразовательных школах города, руководил художественной самодеятельностью, организовал духовой оркестр из местных музыкантов.
После революции 1917 года Николай Николаевич заведовал музыкальной секцией уездного отдела народного образования, принимал активное участие в работе гражданского совета городского музея истории, товарищества "Охраны природы и древностей", географического общества, занимался композиторской деятельностью, создал народное музыкальное училище, где дирижировал симфоническим оркестром и хором. Источником творческого вдохновения для Чуркина стала поэзия Я.Купалы, Я.Коласа, Я.Журбы, К.Буйло и других поэтов, на стихи которых были написаны романсы и песни. Всеобщий революционный подъем, энтузиазм первых лет советской власти стали предпосылками замысла о создании советской революционной оперы. В 1922 году композитором была написана опера в 4-х действиях "Освобождение труда". В ней Чуркин опирался на темы революционных песен и белорусские народные мелодии. Опера сначала была поставлена в Мстиславле, а потом в Могилевском драматическом театре силами местной художественной самодеятельности.
В 1924 году Николая Николаевича переводят в Могилев на должность преподавателя Белорусского педагогического техникума. В течение последующих 11 лет он служил в данном учебном заведении, осуществляя подготовку будущих учителей по различным музыкальным дисциплинам. Одновременно Чуркин продолжал писать музыкальные произведения и собирать фольклор. Именно богатство народных песен стало основой самого известного произведения композитора - знаменитой симфониетты "Белорусские картинки", считающейся одним из первых национальных симфонических произведений. Николай Чуркин написал ее в 1925 году на музыкальной основе более 12 белорусских народных песен. Симфониетта получила признание слушателей и звучала на декадах белорусского искусства и литературы в Москве (1940, 1955). В Могилеве композитор написал также несколько камерно-инструментальных произведений, среди которых - пьеса для струнного квартета "Калыханка" (1927), прославившая его на весь Советский Союз.
В 1935 году Чуркин переезжает в Минск. Именно с этого момента начинается самый плодотворный период в творчестве композитора. Среди произведений, написанных в это время, - музыкальная комедия "Кок-Сагыз" (1939), радиоопера для детей "Рукавичка" (1941), многочисленные хоры, романсы, песни и другие. В этот же период он систематизирует и готовит к печати рукописи тысяч фольклорных произведений. Во время Великой Отечественной войны композитор эвакуируется в Ленинабад (ныне - Худжанд в Таджикистане), где продолжает сочинять песни и романсы. Там Чуркин собрал около 50 народных таджикских мелодий, на основе которых написал музыку к пьесе "Легенда о Мухаммеди". В 1944 году Николай Николаевич создал симфоническую сюиту "Памяти Великой Отечественной войны", где звучат таджикские и белорусские мелодии.
В 1945 году Чуркин вернулся в Минск. Он продолжил преподавательскую и композиторскую деятельность, участвовал в фольклорных экспедициях. В последующие двадцать лет создал больше произведений, чем за все предыдущие годы. К наиболее значимым произведениям Николая Чуркина этого периода следует отнести музыкальную комедию "Песня Березины" (1947), марш для духового оркестра, посвященный 30-летию БССР (1948), "Танцевальную сюиту" (1950), 2 симфониетты (1949, 1955), увертюру "Памяти Янки Купалы" (1952), сюиту "Мары аб Палессі" (1953), 4 сюиты для оркестра белорусских народных инструментов, 7 струнных квартетов, фортепианные пьесы, произведения для хора, романсы и песни на стихи белорусских поэтов, обработки белорусских, грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, литовских, польских народных песен и др.
Композитор также плодотворно сотрудничал с театром. Он является автором музыки к спектаклям "Русские люди" по пьесе Константина Симонова (1942), "Репка" по пьесе-сказке советского драматурга Павла Маляревского (1951).
В 1959 году композитор приступил к сочинению оперы "Раскіданае гняздо" по мотивам одноименной пьесы народного поэта Беларуси Янки Купалы, однако, так и не успел ее оркестровать.
Произведения Николая Чуркина отличаются глубоким знанием эстетической сути национального белорусского песенного и танцевального фольклора. К характерным чертам творчества выдающегося композитора относятся оптимистичность и ярко выраженная мелодичность, строгая классическая форма, мелодичность и опора на белорусский музыкальный фольклор.
Более чем за 70 лет деятельности Николай Чуркин создал множество разнообразных по жанру музыкальных произведений, собрал более 3 тыс. мелодий народных песен и танцев (белорусских, грузинских, армянских, азербайджанских, польских, литовских, таджикских), составил сборники "Белорусские народные песни и танцы" (1949) и "Белорусские народные песни" (1959).
В 1949 году талантливый композитор за свои заслуги был удостоен почетного звания народного артиста Белорусской ССР. Кроме того, он награжден орденом "Знак Почета" (1940), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1949, 1955) и медалями.
Умер Николай Чуркин 27 декабря 1964 года в возрасте 95 лет. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Память о выдающимся композиторе увековечена в Беларуси. В 1965 году Мстиславской музыкальной школе было присвоено имя Николая Чуркина. В Минске на доме по улице Киселева, где в 1957-1964 годах проживал композитор, установлена мемориальная доска. С 2002 года в Мстиславле проходит Фестиваль искусств имени народного артиста Беларуси Николая Чуркина.
К 155-летию выдающегося композитора и фольклориста в Музее истории театральной и музыкальной культуры в Минске 20 мая открыли выставку "Чароўны гук народнай песні". На выставке представлены экспонаты из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь. Это нотные рукописи, сборники песен Николая Чуркина и фотографии.-0-