Говорят, что в белорусских глубоких озерах до сих пор обитают водяные змеи с головой размером "з добрага дзіцяці", а в лесах охотники за острыми ощущениями встречают загадочные огненные шары. Для одних это детские сказки, а для других - благодатная тема для исследований, научных работ и занимательных книг о верованиях наших предков. Любители славянской мифологии и всего загадочного смогли в эти жаркие выходные окунуться в атмосферу древних поверий и уже современных легенд на фестивале "Шлях Цмока", который уже в четвертый раз проходит в Березинском биосферном заповеднике. Корреспондент БЕЛТА побывала на празднике, где одинаково привечают Болотника, Кикимору, сестер Доли, прядущих нить судьбы, и узнала, что привлекает в этот природный уголок гостей заповедной усадьбы в деревне Домжерицы Лепельского района и местных жителей.


Три красавицы, отвечающие за судьбу человека, рассказали, что в старину их почитали за неподкупность, ведь их невозможно было склонить на свою сторону или уговорить по-иному соткать полотно жизни. Однако, признались сестры Доли, человек мог сам добавить в тканый узор красоту, доброту и хорошее отношение к людям, тем самым меняя свою изначальную судьбу и создавая новые повороты.

На мифологическом фестивале площадка белорусских граций неизменно пользуется успехом, и на протяжении всего праздника, бывает, одни и те же посетители подходят снова, просят еще раз добавить цветок в общий пестрый ковер и загадать новое желание. А случается и так, что через какое-то время люди возвращаются сюда и рассказывают, что их желание благодаря волшебному цветочному полотну сбылось.

Увидеть на фестивале реконструктора в средневековой одежде - дело обычное. Где, как не здесь, поклонникам определенной исторической эпохи можно показать себя и гармонично вписаться в окружающую среду. Женщины в длинных льняных платьях, воины с мечами и щитами, а рядом - Гаевый Дед с внучкой Гаевкой, которые оберегают лес, хитроумный Болотник с его слабостью к купающимся красавицам. По сути, все они представляют одно целое - люди и существа, в которых древние славяне верили и кого почитали, стараясь всячески задобрить, чтобы быть с урожаем, в доме - с достатком и иметь "шчаслівую долю".

И поэтому никто не удивлялся славянам, скандинавам и даже шотландским горцам, которые разбили лагеря в тени деревьев и приглашали желающих пострелять из лука, пищали, сфотографироваться с внушительного вида мечами, булавами и другим оружием бесстрашных воинов.
Желающие узнать свою судьбу или обзавестись оберегом побывали в гостях у Рыжей Велвы и ушастой совы Торы. Перья этого ночного хищника вкупе с древними рунами используются в качестве амулета от сглаза, на удачу и для приобретения ясного и мудрого взгляда на жизнь. А еще у предсказательницы-минчанки в ассортименте были вострушки. Это скандинавские домовые. По преданию, они охраняли спрятанные в домашнем "сейфе" (за печкой) ценности - монеты, украшения, золото. И когда в дом залезали воры, глаза домовых становились огромными - от пола до потолка. На утро находили погибших татей, покусившихся на чужое добро и умерших от страха при виде хранителей домашних сокровищ.

Гости мифологического праздника приходят сюда по разным причинам, а некоторые стали уже его завсегдатаями. Одним интересна мифология, других манит особая атмосфера, царящая на территории усадьбы Березинского заповедника.

Школьницы Екатерина Синюшкина и Василиса Москалева живут в Домжерицах и на мифологический фестиваль ходят уже не первый год. Во-первых, это близко, а во-вторых, интересно. Девушки больше всего любят вечерний концерт и файер-шоу, которое добавляет празднику огонька. Днем они выходят на фестиваль "на разведку", а вечером подтягиваются и их родители. Из мифологических существ, представленных на фесте, им больше всего импонирует Болотник, правда, потому, что они знают актера-любителя, который исполняет роль этого веселого и охочего до романтических приключений героя белорусских легенд.

Витебчанка Наталья Прусакова давно увлекается славянской мифологией, приобретает книги и читает в интернете рассказы свидетелей невероятных случаев - встреч с привидениями, огромными водяными змеями, пугающими своим внешним видом существами. Ей интересны домовые, гномы, русалки, духи, а также паранормальные явления вроде полтергейста. Она мечтает однажды собрать это в некий литературный труд и перепечатать записи из тетради, где она коллекционирует подобные факты.

Гости праздника воспользовались шансом не только посмотреть яркое шоу, вкусить на свежем воздухе разных яств, но и обучиться некоторым творческим занятиям. Лариса Шахнович из Минска приглашала на роспись по ткани. Гости праздника могли научиться наносить рисунки на льняные шоперы, которые мастер шьет сама. Кстати, ее ноу-хау в этом изделии - внутренний карман для ключей и прочей мелочи. По отзывам учеников, проходящих экспресс-курс по этому виду ремесла, процесс создания своего шопера очень увлекательный и радует результатом - эксклюзивной вещицей и массой впечатлений.

Также людно было и на выставочных площадках, где художники представили свои работы, посвященные "нячысцікам" и загадочным существам. Русалки, водяные, добрые и злые духи, обитавшие бок о бок с человеком, помогавшие или мешавшие жить спокойно, - их можно было увидеть на картинах, воссозданных живописцами по описаниям фольклористов, краеведов и этнографов.

Также для любителей мифологии специалисты разного профиля прочитали лекции по тематике фестиваля, в том числе рассказали о наиболее типичных образах существ, которые "до сих пор попадаются случайным свидетелям" в разных уголках Беларуси. Независимый исследователь и писатель Илья Бутов рассказал, что в Витебской области он бывает нередко и здесь изучает необычные случаи, связанные с привидениями, существами, похожими на йети, и с водяным или наземным змеем, которого в народе также величают Цмоком.
"Как правило, образы у этих змеев схожие и делятся на два основных вида. Это особи с наростом на голове (костяным или кожаным), который многие принимают за рог или корону. Это не крупные экземпляры, как рассказывают видевшие их люди. Второй тип - это водяной змей. Чаще всего о нем рассказывают в Гомельской области. Его видят в глубоких озерах рыбаки, которые издалека могут принять такого змея за другое животное. Голова у него обычно довольно большая. Как поведала одна пожилая женщина на Гомельщине, размером - с голову "добрага дзіцяці", то есть достаточно крупного. И можно только догадываться, какой размер туловища у такого представителя древних или видоизмененных современных пресмыкающихся", - поделился автор книг о неизведанном и загадочном.

И еще одной изюминкой, которая привлекает гостей и участников праздника, является ночная прогулка по мифологической тропе. В полутьме из ниоткуда на пути посетителей фестиваля появляются различные герои мифов, с которыми гости мероприятия успели познакомиться днем. Атмосфера, как отмечают организаторы, соответствует теме фестиваля и некоторым щекочет нервишки.
На фестивале "Шлях Цмока" 20 августа для гостей с утра проводятся анимационная программа, экскурсии и различные мастер-классы, а также организуются показы тематических анимационных и кинофильмов.
Впечатления от общения с Волколаком, Волосяником, Кощеем и другими героями оживших славянских легенд и преданий, которые устраивают в Березинском заповеднике волшебный праздник, остаются только положительными. Гости и участники с радостью приезжают сюда и увозят целый ворох сувениров и ярких селфи.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото автора,
БЕЛТА.-0-