Сиротство - явление неизбежное в любом обществе и любой стране, невзирая на уровень благосостояния, образования, вероисповедание и т.д. Такова жизнь - от трагедий не застрахован никто. Другой вопрос - внимание к проблеме сиротства: показателем морального здоровья общества и государства является забота о сиротах, предоставление им не только крыши над головой, но и человеческого тепла, заботы, а в конечном итоге - новой семьи. О том, как в Беларуси развиваются формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и какова эффективность профилактики социального сиротства, корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Раиса Сидоренко.
На 1 января нынешнего года в Беларуси насчитывалось более 23,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них большинство (18,6 тыс. мальчиков и девочек, или 78,06%) воспитывается в замещающих семьях (опекунских, приемных, детских домах семейного типа, детских деревнях и городках), а 5,2 тыс. (21,94%) - в детских интернатных учреждениях. В настоящее время в семьях усыновителей живут почти 6,9 тыс. детей, которые расстались со своим сиротским статусом.
В стране сформирована государственная политика по обеспечению защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетным направлением в решении проблемы сиротства является развитие семейных форм устройства на воспитание детей, лишившихся попечения родителей.
Причем законодательством установлены равные права, льготы и условия материального обеспечения для всех несовершеннолетних сирот, независимо от формы устройства их на воспитание.
Для стимулирования усыновления как приоритетной формы в Беларуси сохраняется государственное обеспечение усыновленных детей до 16 лет.
Детям-сиротам, воспитывающимся в семьях, пенсии по потере кормильца сохранены в полном размере - это значимый элемент дополнительной поддержки семейного воспитания таких детей. Исключение составляют воспитанники детских домов семейного типа (1 тыс. 372 человека), детских деревень и городков (535 человек), где пенсия по случаю потери кормильца составляет 25% либо 50%.
В Беларуси созданы и развиваются новые формы семейного устройства сирот - детский дом семейного типа, приемная семья. Число профессиональных семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом увеличивается. Если в 2000 году в приемных семьях и детских домах семейного типа воспитывалось 496 мальчиков и девочек, то на 1 января 2013 года - уже 8 тыс. 179. Обеспечена материальная поддержка семей, принявших на воспитание сирот. Опекунам, попечителям, приемным родителям, родителям-воспитателям за счет средств местных бюджетов возмещаются расходы за жилищно-коммунальные услуги, связанные с содержанием детей-сирот.
В рамках Государственной инвестиционной программы ежегодно для семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено строительство жилья за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Большим достижением является снижение устройства вновь выявленных сирот в детские интернатные учреждения - с 50% в середине 90-х годов прошлого века до 17,5% в 2012 году. Получается, тогда каждый второй ребенок попадал в детдом, а сейчас - каждый пятый-шестой. Остальные устраиваются в семьи.
Как следствие, сокращается сеть интернатных учреждений системы образования и число воспитанников в них. Всего за 2008-2012 годы закрыто 27 и реорганизовано 9 интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. "Фактически сеть интернатных учреждений системы образования сократилась на треть, - подчеркнула Раиса Сидоренко. - А воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало меньше на 3,4 тыс. - более чем наполовину".
По данным на сентябрь 2012 года, в системе образования функционировало 44 интернатных учреждения (27 детских домов, 10 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7 вспомогательных школ-интернатов, укомплектованных детьми-сиротами). В них воспитывались почти 3,3 тыс. детей сиротской категории. Во вспомогательных школах-интернатах находится 360 детей, в специальных общеобразовательных школах-интернатах 339 детей и 1 ребенок воспитывается в санаторной школе-интернате.
Работа с сиротами - дело ответственное, сложное, на ситуацию влияет много факторов. Представитель Минобразования назвала лишь несколько причин, препятствующих устройству на воспитание в семьи детей, лишившихся попечения родителей. Так, более 73% сирот - это дети в возрасте старше 10 лет, которые имеют негативный социальный опыт. Каждый третий ребенок имеет двух и более братьев или сестер, а значит, необходимо искать пути их совместного устройства на воспитание, а это очень непросто. Кстати, для устройства таких категорий детей в первую очередь создавались приемные семьи и детские дома семейного типа. Следует признать, не каждый ребенок, утративший родительскую опеку, может успешно адаптироваться в замещающей семье.
Напомним, детские дома семейного типа начали активно строиться в рамках реализации Президентской программы "Дети Беларуси". Если в 2005 году их было 57, то сейчас - уже 199. Число воспитанников детских домов семейного типа возросло более чем в 3 раза до 1 тыс. 372. Только за 2011 год в стране создано 27 таких домов, в них передано 203 ребенка. За 2012 год число детских домов семейного типа увеличилось на 15 и еще 149 детей было помещено в них. Всего же за пятилетие (2008-2012 годы) количество семейных детских домов выросло на 131,4%, а число воспитанников в них - на 137,4%.
Облисполкомы и иные органы госуправления изыскивают возможности дополнительного строительства домов для семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет привлеченных средств.
Активно участвуют в дополнительном строительстве домов усадебного типа для семей, принявших на воспитание детей-сирот, областные управления ОАО "АСБ "Беларусбанк", Белорусский детский фонд, благотворительный фонд "Чернобыльский детский проект" (Ирландия).
По мнению специалиста, значительную роль в предупреждении институционализации детей сыграла экономическая ответственность родителей за уклонение от воспитания детей, установленная Декретом №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях". В стране разработан и целенаправленно реализуется комплекс мер, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание детей. "Сегодня все органы госуправления несут ответственность за реализацию права каждого ребенка жить в нормальной семье, гордиться своими родителями, а не стыдиться их, - сказала Раиса Сидоренко. - Все мы понимаем, что задача эта не на один год, но первые результаты работы с семьей уже есть".
Показателем эффективности профилактической работы с семьями является число детей, возвращенных в родную семью. За 2007-2012 годы 25,3 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении, были отобраны у родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних. Возвращено родителям после проведения комплекса межведомственных мероприятий более 13,6 тыс. детей (53,8% проходивших реабилитацию в приютах).
Об оздоровлении ситуации в семьях свидетельствует не только тенденция сокращения количества детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, но и динамика восстановления в родительских правах. За период действия Декрета №18 (с 1 января 2007 года) приняты решения суда о восстановлении в родительских правах на 2,1 тыс. детей и о возврате 237 детей родителям. "Получается, одумавшимся родителям возвращен 2 тыс. 341 ребенок, а это контингент 31 детского дома", - сказала Раиса Сидоренко.
Она особо подчеркнула, что функции государственных органов и организаций по работе с неблагополучными семьями жестко регламентированы, а их деятельность находится под постоянным контролем. В каждом регионе определены должностные лица, ответственные за работу с семьей и помощь детям, нуждающимся в государственной защите.
Практика показала, что главный принцип в работе с семьей - это своевременное выявление и незамедлительное вмешательство в проблемы семьи, где родители уклоняются от родительских обязанностей, а также межведомственное взаимодействие в процессе оказания помощи ребенку и родителям, резюмировала специалист.
Елена ПРУС.