Железнодорожный транспорт в нашей стране играет важную роль в перевозке грузов и обеспечении международных торговых связей. Как развивается Белорусская железная дорога в условиях санкций, какие новые направления разрабатываются и как налажены таможенные процессы. Об этом во время XIV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню таможенника, рассказал начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов.
Грузовые перевозки
По словам Владимира Морозова, в сфере грузовых перевозок главным приоритетом БЖД являются потребности и интересы белорусских предприятий. Именно они формируют основу грузового бизнеса железной дороги - как во внутриреспубликанских перевозках, так и в международном сообщении.
"На современном этапе трансформации экономики происходят большие изменения. Движение определенных товарных потоков замедлилось, а по отдельным направлениям - прекращено. Так, 2022-2023 годы - время кардинальных изменений в международной железнодорожной логистике. Изменения затронули всех, начиная от производителей товаров и их получателей, заканчивая транспортниками, в частности железнодорожниками. В этих условиях возникает необходимость оперативного решения задач по обеспечению устойчивого функционирования транспорта и его инфраструктуры, постоянному мониторингу ситуации и изменения маршрута доставки товаров, внедрению передовых логистических технологий и другое. Все это потребовало пересмотра традиционных методов работы, оперативной перестройки логистики движения товаров и финансовых средств, разработки новых маршрутов для экспорта, а также эффективного решения задач по транспортировке товаров", - отметил начальник БЖД.
Он добавил, что консолидация общих усилий органов госуправления, транспортных и логистических организаций дает положительный результат. Так, если в первой половине 2022 года среднемесячный вывоз продукции белорусских предприятий железнодорожным транспортом составлял 2,5 млн т, то в 2023 году он составил уже 3 млн т.
"В текущем году экспортные поставки железнодорожным транспортом осуществляют более 1,2 тыс. предприятий страны. Доля перевозок по сухопутным маршрутам составляет 62%, - заявил Владимир Морозов. - Направления товарных потоков в 2023 году - для нас новая реальность. Однако сложившиеся структуры и направления транспортировки имеют стабильный характер благодаря проработанной логистике и новым сформированным рынкам сбыта".
Как отметил начальник БЖД, новая реальность требует новых решений и железная дорога находится в постоянном поиске инновационных путей развития своей деятельности. "Совместно с грузовладельцами и участниками рынка транспортных услуг мы применяем максимальные логистические решения. Как показывает практика, для дальнейшего развития экспорта необходимо скоординированно принимать меры по имеющимся товарным потокам", - считает он.
Работа с ЕАЭС
Благодаря включению органами государственного управления гарантированного объема экспортной продукции в белорусско-российское межправсоглашение по перевозке отдельных видов грузов у БЖД теперь есть четкий механизм поставок продукции и гарантии объемов перевозок по закрепленному соглашением маршруту.
"Реализация данного соглашения за 8 месяцев текущего года обеспечила рост экспорта белорусских грузов транзитом через Россию в 2,5 раза, по сухопутным маршрутам - в 1,7 раза, а через порты - в 3 раза. При этом, учитывая планы по экспорту на 2023 год, нашим экспортерам необходимо более активно использовать механизмы внедрения объемов поставок продукции на рынки сбыта", - подчеркнул начальник БЖД.
Также он обратил внимание на необходимость внедрения в государствах - членах ЕАЭС механизма согласования железнодорожных перевозок. "Мы предложили включить соответствующую запись в проект дорожной карты по реализации согласованной (скоординированной) транспортной политики ЕАЭС на 2024-2026 годы. По нашему мнению, отсутствие в настоящее время согласованного решения сдерживает дальнейшее развитие экспорта белорусской продукции железнодорожным транспортом на рынки стран ЕАЭС, Центральной Азии, КНР и других стран. Наиболее остро это наблюдается в части контейнерных перевозок", - сказал Владимир Морозов.
По его словам, освоение новых маршрутов меняет предпочтения туристических операторов. В связи с этим возникает необходимость упрощения процедур пересечения границы, широкого применения перспективных технологий и обмена сведениями, содержащимися в перевозочных и товаросопроводительных документах. При этом опыт организации данного направления совместно с таможенными органами у БЖД есть. "География перевозок изменилась, и нам необходимо распространять наработанные механизмы взаимодействия на новые направления - страны Азии, в том числе Китай, и другие", - заявил начальник БЖД.
Процессы цифровизации на БЖД
Возможность использования перевозчиками электронных документов при совершении таможенных операций послужила драйвером для значительного развития сферы перевозок. "В настоящее время электронную накладную с НДС можно оформить при перевозке грузов в Россию, в том числе в Калининградскую область. Эта технология также сохранилась в железнодорожном сообщении с Литвой, Латвией и с определенными перевозчиками в Польше", - добавил Владимир Морозов.
В части применения цифровых технологий, электронных способов передачи информации и обмена данными у БЖД и ГТК накоплен значительный опыт взаимодействия.
"Полностью реализовать потенциал, заложенный ГТК и БЖД в мероприятия по цифровизации грузоперевозок, можно только во взаимодействии со всеми органами государственного управления. В этой связи хочу отметить работу, проводимую ЕАЭС по цифровизации железнодорожных перевозок. В частности по построению электронного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, государственными органами, государствами - членами ЕАЭС и в дальнейшем с КНР", - заявил начальник БЖД.
По его словам, результат общих усилий органов госуправления, грузовладельцев, транспортных логистических организаций даст более весомый вклад.
"Несмотря на все преграды, уверен, что совместная деятельность обеспечит дальнейшее развитие и создание всех необходимых условий для реализации потребностей наших предприятий, занимающихся грузовыми перевозками. Они в свою очередь внесут достойный вклад в устойчивое развитие национальной экономики Беларуси", - заверил Владимир Морозов.
Так, 18 сентября на БЖД была погружена пятидесятимиллионная тонна груза. Как отметил Владимир Морозов, рост экспорта БЖД составил практически 18% к уровню прошлого года. "Есть резервы роста, есть общий результат, и эти рубежи могут быть выше", - заключил он.
БЕЛТА.-0-