ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 24 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Комментарии
16 мая 2018, 12:39
Анна Красовская

Стремительное развитие рынка электромобилей: причины и последствия

Анна Красовская
Директор ОДО "Астогарант", партнер фестиваля

Электромобили покоряют мир. Стоит ли инвестировать в эту отрасль в Беларуси? На Западе электромобильная индустрия развивается стремительными темпами. Эта волна уже дошла до Беларуси и, более того, поддерживается на высочайшем уровне.

Пофантазируем? 2040 год. Ты едешь на своем электрокаре из Минска в сторону украинской границы, чтобы провести долгожданный отпуск на море. Мимо тебя то и дело мелькают АЗС из "прошлого" - те, на которых автотранспорт заправляют бензином или дизельным топливом. Одни заброшены, другие превратились в магазины и придорожные кафешки, третьи все так же функционируют по профильному назначению, продавая горючее не столь частым гостям…

Да, сейчас подобная картина, возможно, кажется нереальной. Но ведь и 15 лет назад, набирая номер на кнопочном мобильнике, мы тоже вряд ли могли представить, что эти устройства через какое-то время станут многофункциональными мини-компьютерами.

Экспансия электромобилей

Электрокары и гибридные автомобили невероятными темпами завоевывают потребителя. Согласно исследованиям шведской аналитической группы EV-Volumes, в 2017 году было продано более миллиона таких машин. В конце прошлого года количество электрокаров в мире составляло более трех миллионов. А за 2018-й, по прогнозам аналитиков, их число должно увеличиться почти в два раза и преодолеть отметку в пять миллионов.

Столь стремительное покорение рынка электрокарами обусловлено рядом факторов.

Во-первых, в мире развернулась тотальная борьба за экологию. Именно поэтому Китай и ряд европейских стран проводят политику электрификации авторынка, предоставляя серьезные льготы для экологичного транспорта.

Норвегия, например, еще в 2016 году заявляла о намерении с 2025 года прекратить регистрацию новых машин с бензиновыми и дизельными двигателями.

Во-вторых, за последний год разработчики электрокаров значительно продвинулись в части продолжительности работы батареи без подзарядки, а также в снижении стоимости электромобилей.

В-третьих, расширилась сеть дозаправок. Так, недавно в Швеции была представлена по-настоящему инновационная технология - двухкилометровый участок трассы, ведущей к аэропорту Стокгольма, оборудовали специальными рельсами, проводящими электрический ток. Они позволяют пополнять заряд энергии в электродвигателе через специальный контакт, прикрепленный к транспортному средству. Специалисты рассчитывают, что благодаря такой технологии популярность электромобилей в стране значительно возрастет. А к 2030 году эта страна намерена и вовсе отказаться от использования углеводородного топлива.

В-четвертых, по результатам исследований, общие затраты на эксплуатацию электромобилей в итоге оказываются меньше, чем расходы владельцев бензиновых или дизельных авто.

При этом чуть ли не все крупнейшие мировые автопроизводители открыто заявили о стратегии массового выпуска электрокаров в перспективе от трех до 15 лет.

Toyota в прошлом году анонсировала, что предположительно к 2025 году прекратит производство авто с двигателями внутреннего сгорания. Ранее о подобных планах рассказали Volvo и Jaguar.

Volkswagen - нынешний лидер автомобильной отрасли - планирует уже к середине следующего десятилетия продавать не менее миллиона электромобилей в год. К этой же дате другой гигант автопрома, BMW, намерен выпустить 12 полностью электрических моделей.

Как обстоит ситуация в Беларуси

"Это будущее, мы не можем отстать. Мы не можем при наших компетенциях, при такой науке плестись в хвосте. Никто послезавтра, в ближайшем будущем не будет покупать массово так, как это было раньше, автомобили с двигателем внутреннего сгорания", - сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко в августе 2017 года, протестировав электромобиль Tesla.

Глава государства обратил внимание, что развитие автомобилестроения на электрической тяге совпадает со строительством в Беларуси АЭС, которая позволит заместить значительные объемы природного газа и создать приличный профицит электроэнергии.

"К счастью, мы попали в струю. Сегодняшний тренд в мире - это чистые технологии, чистые автомобили, чистые подвижные составы, это замена углеводородов на чистое топливо. Электричество как раз является подобным топливом", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства поставил задачу производить электромобили в Беларуси. Над поручением Президента сейчас трудятся лучшие умы страны. В конце апреля этого года стало известно, что ученые и специалисты Национальной академии наук работают над созданием не одного, а нескольких типов белорусских электрокаров. "В прошлом году мы показали примерную модель, сейчас активно работаем уже над полностью белорусским образцом электромобиля. Мы планируем создание электромобиля не только какого-то одного типа - мы отрабатываем и представительского класса, среднего класса и доступный для широких слоев населения, он должен быть доступным по ценам и удобным в использовании", - отметил в одном из своих интервью белорусским СМИ председатель Президиума НАН Владимир Гусаков.

По словам экспертов, ключевой компонент электромобильной отрасли - батарея. Сейчас во всем мире ученые думают над уменьшением ее веса, повышением энергоемкости, продолжительностью работы без подзарядки, скоростью подзарядки. И если белорусским разработчикам удастся совершить качественный скачок в производстве батарей, это придаст серьезнейший импульс как развитию электромобильной отрасли в стране, так и конкурентоспособности отечественного электромобиля на фоне других производителей. Чем не область для инвестиций, особенно с учетом предполагаемых дивидендов в случае успешных разработок?

Принимая во внимание, насколько активно в Беларуси взялись за развитие электромобильной отрасли, эта сфера кажется весьма плодородной для инвестирования.

Правда, экономисты предостерегают: да, электромобильная тема в тренде, но относительно молодая, и поэтому перед инвестированием в нее необходимо проводить тщательные маркетинговые исследования.

"Прогресс не остановить, и развитие рынка электромобилей, как в мире, так и в Беларуси, неизбежно, - уверена директор группы компаний А-100 АЗС Анна Красовская. - Если говорить о нашей стране - да, пока у нас немного электрокаров, считанные зарядные станции, но процесс пошел. Понятно, что в кратчайшей перспективе электромобили не вытеснят с рынка машины на бензине, это займет определенное время, возможно, даже десятилетие. Но рано или поздно будет изобретена батарея для электрокаров, которая позволит передвигаться на большие расстояния без подзарядки. Благодаря современным технологиям увеличится скорость зарядки. Учитывая твердые намерения государства производить отечественные электрокары, они будут весьма привлекательны по стоимости и условиям покупки на фоне машин с двигателями внутреннего сгорания".

Электрификация автомобильного рынка - одна из причин диверсификации рынка нефтепродуктов?

Многие экономисты и аналитики отмечают сегодня, что переработка нефти в бензины и дизтопливо (плюс сопутствующие продукты) - квинтэссенция прогресса в ХХ веке, но никак не реальность ХХI века. То есть - вчерашний день.

В 2017 году многие белорусские компании - игроки рынка нефтепродуктов осторожно отмечали в своих аналитических отчетах и публичных выступлениях в СМИ, что автозаправки все больше зарабатывают на сопутствующих товарах, нежели на самих бензинах.

С развитием же в Беларуси рынка электромобилей розничная торговля нефтепродуктами может столкнуться с еще более серьезными проблемами. На этом фоне отдельные компании уже задумываются о диверсификации бизнеса в сторону "зеленой" энергии.

"В бизнесе, как и в шахматах, нужно думать на несколько ходов вперед. И поэтому наша компания уже сейчас рассматривает возможность участия в различных проектах электромобильного рынка. Лучше возглавить техническую революцию в автомобильной отрасли, чем потом пытаться вскочить в последний вагон", - отмечает Анна Красовская, директор группы компаний А-100.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси