ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 5 ноября 2024
Минск-Уручье +5°C
Все новости
Все новости
Комментарии
29 мая 2015, 17:46
Эдурад Пивовар

Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом открывает для ЕАЭС ворота в Юго-Восточную Азию

Эдурад Пивовар
Корреспондент БЕЛТА

Состоявшееся 29 мая в Казахстане подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом - событие не рядовое, и в чем-то даже историческое. До сих пор режима свободной торговли с какой-либо страной дальнего зарубежья не было не только у ЕАЭС в целом, но и у всех стран союза по отдельности. Единственным подобным соглашением, в котором участвуют Беларусь, Россия, Казахстан и Армения, является зона свободной торговли в СНГ.

Между тем создание режимов свободной торговли - мировой тренд: экономикам становится тесно в рамках правил Всемирной торговой организации. В настоящее время уже 25% мирового товарооборота приходится на зоны свободной торговли. По прогнозам экспертов, через 5-6 лет эта цифра достигнет 60%, а по некоторым оптимистическим оценкам - дойдет и до 80%. "Членство в ВТО становится необходимым, но недостаточным условием, это новый экономический вызов, - сказал журналистам накануне подписания документа член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. - Россия 18 лет вступала в ВТО, но сегодня мы понимаем, что наши экспортные амбиции могут быть реализованы, только если мы будем следовать в канве новой складывающейся модели международной торговли".

Согласно мировой практике, соглашение о свободной торговле закрепляет взаимные обязательства его участников упростить определенным образом доступ на свои рынки. Такие договоренности еще называют преференциальными торговыми соглашениями, поскольку их главной задачей является создание более благоприятных условий для торговли между их участниками. В настоящее время большинство соглашений о свободной торговле содержат достаточно широкий набор обязательств, поскольку современная торговля во многом зависит уже не только и не столько от таможенных тарифов, сколько от различий во внутреннем регулировании соответствующих рынков. Так, помимо торговли товарами среди базовых вопросов в таких документах практически всегда рассматриваются техническое, санитарное и фитосанитарное регулирование с установлением правил и процедур признания сертификатов, защита прав на объекты интеллектуальной собственности, упрощение таможенных процедур. Кроме того, соглашения о свободной торговле могут охватывать вопросы либерализации взаимной торговли услугами и осуществления инвестиций, доступа к рынку госзакупок, единых принципов защиты конкуренции, сотрудничества в сфере устойчивого развития.

НАЧАЛИ С ВЬЕТНАМА

Присоединение ЕАЭС к мировой концепции свободной торговли начинается с достаточно крупной по размеру экономики. "Вьетнам - это 96 млн населения, страна развивается достаточно быстро, это один из самых активных игроков в регионе по режиму свободной торговли, - отмечает Андрей Слепнев. - Мы рассчитываем, что наши отношения с этой площадкой помогут закоммутироваться и на более широкие рынки".

Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом открывает перед производителями стран ЕАЭС новые возможности. Вьетнам активно участвует в развитии производственно-сбытовых цепочек в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Углубление торгово-экономических связей с Вьетнамом позволит производителям и поставщикам стран ЕАЭС в свою очередь получить доступ к участию в уже налаженных производственно-сбытовых связях в АТР. При этом продукция, поставляемая на вьетнамский рынок, будет более конкурентна по цене благодаря снижению или отмене ввозных таможенных пошлин. Кроме того, получение беспошлинного доступа на рынок Вьетнама создает предпосылки для развития экспорта тех товаров, которые ранее не поставлялись из-за слишком высокой цены.

"Наши оценка, что с нынешних $4 млрд товарооборота между ЕАЭС и Вьетнамом к 2020 году мы можем достичь $10 млрд за счет оживления как самого товарооборота, так и активизации проектного сотрудничества", - прогнозирует Андрей Слепнев.

ГРУЗОВИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕ В ОБМЕН НА СМАРТФОНЫ И ТЕКСТИЛЬ

Согласно документу, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес. После вступления соглашения в силу Вьетнам должен будет отменить для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины более чем на 59% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 29% товарной номенклатуры ставки ввозных таможенных пошлин будут обнулены в течение переходных периодов, которые составляют от 5 до 10 лет.

По данным ЕЭК, отмена таможенных пошлин может привести к росту экспорта товаров ЕАЭС во Вьетнам по следующим категориям: в части сельскохозяйственной продукции - мясная продукция (мясо птицы, колбасы), молочная продукция (сыр, масло), пшеница, мука, семена зерновых, сигареты; в части промышленной продукции - калийные удобрения, нефтепродукты, стальные трубы и прокат, шины и покрышки, грузовые автомобили, автобусы. Одновременно из-за отмены пошлин прогнозируется рост импорта из Вьетнама рыбы, риса, фруктов, овощей, орехов, продукции легкой промышленности нижнего ценового сегмента, а также электроники, в том числе телефонов и смартфонов: во Вьетнаме действует крупное производство одной из ведущих южнокорейских компаний.

Таким образом, производители из стран ЕАЭС получат принципиально более благоприятные условия для поставок товаров на вьетнамский рынок, а их товары станут более конкурентоспособными. Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10% до 1%. При этом условия доступа товаров стран ЕАЭС на вьетнамский рынок будут не хуже, чем для других ключевых партнеров Вьетнама по свободной торговле (Китая, Индии, Австралии, Новой Зеландии), что позволит производителям ЕАЭС лучше конкурировать на этом рынке.

Со стороны Евразийского экономического союза таможенные пошлины будут сохранены на наиболее чувствительные категории товаров: мясо, молоко, чай, кофе, сахар, растворимые напитки, трубы, самолеты, машины. С вьетнамской стороны пошлины сохранятся на отдельные виды готовой продукции из мяса, кондитерские изделия, соль, промышленные отходы, изделия из драгоценных металлов, автомобили специального назначения.

По экспертным оценкам, экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС может составить около $40 млн в первый год функционирования соглашения. По истечении всех переходных периодов положительный эффект от отмены таможенных пошлин должен достичь $55-60 млн ежегодно.

НЕ ТОРГОВЛЕЙ ЕДИНОЙ

Как рассказал Андрей Слепнев, при разработке соглашения стороны сразу же пришли к пониманию того, что баланс интересов может быть достигнут только в случае, если параллельно с либерализацией торговли будет активизировано сотрудничество в области производственной кооперации. Поэтому одновременно с подготовкой документа шла активная работа над перечнем различных проектов на двустороннем уровне, в том числе по автопромсборке. В частности, белорусская сторона намерена предложить такой проект с Минским автомобильным заводом. При этом подразумевается, что в итоге техника будет поставляться не только на рынок Вьетнама, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В соглашении специально оговаривается, что правительства имеют право предоставлять дополнительные преференции для реализации совместных проектов.

В целом соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом охватывает все направления торгово-экономического сотрудничества, а не только торговлю. Документ закрепляет обязательства сторон по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, определяет направления сотрудничества в области устойчивого развития, электронной коммерции, а также в сфере государственных закупок, и устанавливает единые принципы конкуренции. Соглашение значительно повышает предсказуемость торгового регулирования, обязывая страны заранее уведомлять друг друга обо всех изменениях в этой сфере, а также требует большего сотрудничества между таможенными службами и органами управления в сфере технического и санитарного и фитосанитарного регулирования.

Кроме того, документом предусматриваются обязательства в части взаимной либерализации торговли услугами, осуществления инвестиций и перемещения физических лиц, однако данный раздел соглашения изначально будет распространяться только на взаимоотношения между Россией и Вьетнамом. Впоследствии другие государства ЕАЭС, после их присоединения к ВТО, также смогут развивать сотрудничество с Вьетнамом в этих сферах.

РИСКИ МИНИМИЗИРОВАНЫ

Либерализация торговли с Вьетнамом, по оценкам ЕЭК, не влечет за собой значимых рисков для экономик стран ЕАЭС. На импорт из Вьетнама приходится около 1% импорта ЕАЭС из третьих стран, при этом основную массу составляют товары, которые не производятся на территории ЕАЭС в необходимом количестве.

В отношении наиболее чувствительных категорий товаров, которые производятся в странах ЕАЭС, будет сохранена тарифная защита. К ним относятся текстильные пальто, костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, пиджаки. По менее чувствительным товарам (рубашки, блузки, платья, брюки, юбки, нижнее белье, свитера, детское белье) планируется применять специальный триггерный механизм, позволяющий в случае угрозы для рынка вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне единого таможенного тарифа ЕАЭС. Триггерный механизм будет применяться и в отношении мебели. Также не просматривается серьезных угроз для продукции аграрного сектора, в том числе рыбной. Фитосанитарные требования к поставкам вьетнамской рыбной продукции на рынок ЕАЭС не позволят нарастить объемы ее поставок за счет продукции низкого качества. На рис вьетнамской стороне будет предоставлена минимальная квота (для поставки по нулевой ставке пошлины) в размере 10 тыс. т. Эта квота не превышает 5% от общего объема импорта риса из третьих стран и 20% от среднего значения ежегодных поставок риса из Вьетнама в ЕАЭС. Кроме того, квота предоставляется на длиннозернистый рис, который не выращивается в странах союза.

Положения соглашения минимизируют риски того, что вьетнамские товары могут хлынуть на рынок ЕАЭС бесконтрольно. Документ предусматривает, что таможенные службы всех стран-участниц должны оперативно обмениваться информацией о поставках. Такое взаимодействие, считают в ЕЭК, позволит вести качественный мониторинг товарооборота и повысить прозрачность взаимной торговли. Кроме того, для получения преференций, предусмотренных соглашением, поставщики товаров, идущих из Вьетнама в ЕАЭС, будут обязаны получить специальный сертификат происхождения экспортируемого товара, что исключит поставки товаров из других стран под видом вьетнамских.

Помимо этого, соглашение не исключает возможности применения разрешенных ВТО мер защиты рынка в случае демпинга или резкого внезапного роста импорта. Отдельным приложением к документу установлены четкие и прозрачные критерии определения страны происхождения товаров. Соглашение дает странам - участникам соглашения новые инструменты контроля за выполнением критериев происхождения товара на территории страны экспортера: по запросу стороны обязаны проводить проверки экспортеров на основании наличия обоснованных сомнений, также контрольные службы могут провести выездную проверку производителя (экспортера) товара. В качестве исключительной меры реагирования на системные нарушения в области определения страны происхождения товаров соглашением предусмотрена возможность временно приостановить режим свободной торговли, то есть повысить ставки ввозных таможенных пошлин до общего уровня единого таможенного тарифа ЕАЭС.

ПОСЛЕ ВЬЕТНАМА ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ ДРУГИЕ

Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама вступает в силу не сразу, а спустя 60 дней после его ратификации всеми странами - участницами. "Соглашение станет базовым для создания режимов свободной торговли между ЕАЭС и другими странами, хотя очевидно, что использовать под копирку его нельзя", - отмечает Андрей Слепнев. По его оценке, документ может заработать ближе к новому году.

Когда же будет заключено второе аналогичное соглашение, в ЕЭК пока не прогнозируют. К настоящему времени с предложением заключить соглашение о свободной торговле обратились более 30 стран и региональных объединений. По словам Андрея Слепнева, такие заявки приходят из всех регионов мира каждые две-три недели. Все подобные инициативы рассматриваются на площадке Евразийской экономической комиссии, решение о начале переговоров принимают главы государств Евразийского экономического союза, учитывая выводы совместных исследовательских групп.

Совместные исследовательские группы создаются до начала переговоров, в них входят эксперты Евразийской экономической комиссии, стран ЕАЭС и страны, с которой прорабатывается вопрос о создании зоны свободной торговли. Если совместная группа приходит к выводу, что создание такой зоны целесообразно и выгодно, то в среднесрочной перспективе возможно начало переговоров. Сейчас такие совместные группы работают с Египтом, Израилем и Индией. Исследовательская группа с Израилем завершает свою работу и уже готовит итоговый доклад, работа с Египтом и Индией пока еще находится на начальных стадиях.

В активе у ЕАЭС есть еще два замороженных по инициативе партнеров переговорных трека - с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн). Предсказать возможность разморозки этих треков на данный момент трудно.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси