ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 2 сентября 2024
Минск Малооблачно +20°C
Все новости
Все новости
Комментарии
28 ноября 2012, 18:17

Рынок автозапчастей: убрать "серый" хлам

Количество легковых автомобилей в Беларуси стремительно растет. Только за первое полугодие минувшего года в страну их было ввезено свыше 250 тыс. Сейчас едва ли не в каждой белорусской семье есть автомобиль, а во многих даже не один. Но машины, как известно, требуют ремонта. Причем не только плановой замены фильтров, масла, тормозных колодок и т.д., но и более сложного. В связи с этим в республике очень быстрыми темпами растет рынок автозапчастей. По некоторым оценкам, его емкость в стране составляет сегодня около $3 млрд. Хотя многие эксперты считают и эту внушительную цифру заниженной. Столь солидный рынок с миллиардными оборотами, естественно, привлекает к себе повышенное внимание. И государства, которое вправе рассчитывать на серьезные поступления в бюджет от уплаты участниками этого рынка таможенных пошлин и налоговых платежей, и бизнеса, который видит здесь привлекательную сферу для выгодного вложения капитала, и покупателей, для которых качество приобретаемых запчастей, без преувеличения, является зачастую вопросом жизни и смерти.

Действительно, кто из автолюбителей или таксистов-частников не сталкивался с проблемой поиска нужных запчастей для своего автомобиля? И ладно бы речь шла о замене воздушного фильтра или лампочки габарита, щеток очистителя лобового стекла или прохудившейся прокладки… Но ведь иной раз приходится менять детали более серьезные - элементы подвески или тормозной системы, от исправности которых напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. И вот тут-то, делая покупку, есть немалый риск получить настоящую бомбу, которая непременно взорвется в самый критический момент.

Риск, в общем-то, неудивительный. Поскольку около 50% рынка автозапчастей в республике, по авторитетному мнению специалистов, нелегальные. Эксперты вообще считают, что говорить в полном смысле слова о легальности поставок можно лишь в отношении нескольких крупных компаний-импортеров. Кстати, на их долю приходится около 40% официально поставляемых на белорусский рынок автозапчастей. Остальные 60% рынка делит большое число средних и мелких фирм, не считая индивидуальных предпринимателей.

И далеко не все они заинтересованы в легализации поставок. Одни везут запчасти сумками из Польши и Литвы, другие применяют различные схемы провоза достаточно больших партий товара без уплаты таможенных пошлин. Не станем подробно описывать все применяемые ухищрения, дабы не проводить неуместный всеобуч. Но цель ясна - получить максимальную прибыль. Разница от продажи, естественно, кладется себе в карман. Причем оплата часто производится наличными деньгами, минуя кассовый аппарат, либо сознательно указывается заниженная реальная стоимость детали, чтобы предельно уменьшить сумму уплачиваемого налога на прибыль, а вернее, на сверхприбыль.

К тому же покупателю могут всучить подделку в "фирменной" упаковке - расчет в первую очередь делается на некомпетентность абсолютного большинства покупателей, ведь даже профессионал не всегда с ходу сможет отличить качественную запчасть от эрзаца. Мой коллега недавно смог убедиться в этом на собственном опыте. Ему понадобилось заменить комплект сцепления в своем автомобиле. Продавец на одном из авторынков уверил, что комплект фирменный, в качестве подтверждения достав его из упаковки от производителя. А через месяц новое сцепление полетело. Вернуть хотя бы затраченные деньги оказалось невозможно. Рассказывая о своих злоключениях, он грустно констатировал: "А если бы я менял что-нибудь в тормозной системе? Что тогда - прощаться с жизнью?

К сожалению, и это не исключено. Поскольку ставить в свое авто неизвестно  кем, как и из чего сделанную деталь - все равно что сидеть на бочке с зажженным фитилем. Ибо свои здоровье и жизнь, не говоря уже о такой "мелочи", как деньги, ты доверяешь, по сути, непрофессионалам.

Что уже говорить о том риске, которому мы подвергаем себя, приобретая автозапчасти, бывшие в употреблении, или, по-простому, бэушки. Разумеется, речь не о фрагментах кузова, прочем "железе" либо какой-нибудь мелочевке. При подборе более сложной детали специалисты советуют очень крепко подумать, прежде чем отважиться покупать бэушку. Неслучайно ведущие компании-поставщики автозапчастей на белорусский рынок б/у деталями принципиально не торгуют. Как, впрочем, и дешевыми запчастями. Потому что качественное, а значит, надежное и долговечное, дешевым по определению не бывает. Белорусские потребители, по словам экспертов, понимают это все лучше. Поэтому в последнее время они все чаще отдают предпочтение известным брендам, гарантирующим высокое качество, даже если их стоимость выше.

Кстати, это одна из основных причин того, что рынок б/у запчастей в Беларуси в последние годы существенно сократился и продолжает сужаться. Сегодня в республике в отличие от прошлых лет осталось всего три-четыре достаточно крупные компании, которые занимаются этим видом бизнеса. В принципе, такая ситуация объяснима. Ведь некоторые б/у детали стоят дороже, чем новые китайские. А между прочим, в том же Китае, где производство намного дешевле, умеют делать очень качественные запчасти на оборудовании, которым оснащены размещенные в этой стране предприятия известных мировых производителей. Неслучайно 90% итальянских автозапчастей выпускается ныне не в Италии, а лишь проходит там выборочный контроль и перекладывается в фирменную упаковку. Такая же тенденция наблюдается в Германии, других странах с развитым автопроизводством. Поэтому многие покупатели, а "продвинутых" среди них в нашей стране становится все больше, предпочитают приобрести новую китайскую деталь, чем неизвестно какую бэушную. Не говоря уже о том, что на б/у запчасти гарантии, разумеется, никто не дает, а экономия средств при их покупке является, по сути, чисто условной, рассчитанной скорее на психологический эффект. Хотя, надо признаться, этот эффект все еще нередко дает о себе знать. Притом что от его воздействия в проигрыше всегда остается покупатель.

И ведь все сказанное выше - только одна сторона проблемы, с которой сталкивается сегодня потребитель на рынке автозапчастей. Другая связана с сервисом, точнее, с наличием большого количества станций техобслуживания, не имеющих соответствующей лицензии, квалифицированных специалистов, не говоря уже о многочисленных мастерских в гаражах. Что касается последних, то здесь разговор вообще особый. А корень зла в существовании несертифицированных СТО заключается не только в устанавливаемых там произвольных, по сути, расценках, но и в том, что они не дают гарантии правильной установки запчастей. В результате получается "картина маслом". Например, покупатель приобрел нужную деталь у официального продавца, приехал на СТО, не подозревая, что лицензии у нее нет, там деталь неправильно установили, из-за чего она быстро пришла в негодность. Но на станции ситуацию, разумеется, объяснят иначе: мол, деталь некачественная. Человек в таком случае обратится туда, где покупал запчасть, а продавец попросит его предъявить акт о ее установке на СТО, где ему ответят, что таких актов вообще не выдают. Круг замкнулся. Нужную деталь надо покупать снова и снова платить за установку. Причем одно дело, когда речь идет о какой-нибудь прокладке по цене $3-5, и другое - о комплекте, например, сцепления за $300, не считая платы за работу.

Конечно, небольшая надежда на выход из такого положения существует. Можно обратиться на сертифицированную СТО, где неисправную запчасть протестируют, чтобы установить причину неисправности - заводской брак или неправильная установка - и выдадут соответствующий акт. Хотя данная процедура недешевая, да и конечный положительный для вас результат не гарантирован. Но все же если причиной является заводской брак, то вы можете потребовать у продавца заменить негодную деталь. Однако при непременном условии, что этот продавец легальный, а не теневик. В противном случае вам останется только сожалеть о потерянных деньгах.

Впрочем от существования серого рынка автозапчастей теряет не только потребитель, но и государство. В частности, за пять месяцев текущего года в результате проверок в этой сфере было выявлено 3036 нарушений, начислено штрафов на сумму более Br1,5 млрд., доначислено налогов на сумму около Br8 млрд., арестовано либо конфисковано имущества на Br4 млрд.

Однако даже несмотря на это, серый рынок сдавать свои позиции не торопится. Где же выход? Специалисты считают, что он заключается в развитии легального сервиса обслуживания автомобилей и легальной розничной сети реализации автозапчастей. Последним сейчас, к слову, занимаются только крупные официальные поставщики и единичные компании в регионах. В их магазинах строго соблюдаются нормы действующего законодательства, регламентирующие правила торговли, в обязательном порядке дается кассовый чек, предоставляется гарантия на все продаваемые запчасти. Здесь работают настоящие профессионалы, умеющие грамотно идентифицировать запчасти, в чем им помогает наличие различных баз данных. А если даже в редких случаях и произошла ошибка при подборе нужной детали, она быстро и без хлопот для покупателя исправляется. Одним словом, реализация автозапчастей происходит цивилизованным образом, причем на первом месте стоит забота о безопасности людей.

Оптимальной моделью организации рынка автозапчастей представляется такая, что функционирует, например, в Германии и ряде других развитых стран. Там существует сеть небольших СТО, которые обслуживают незначительный круг людей, как правило, знакомых, а необходимые запчасти приобретают у крупных поставщиков. И у нас сегодня люди, имеющие деньги, начинают строить СТО и магазины с полным набором сервисных услуг. Ибо потребность в этом у населения есть: потребители будут уходить из гаражей к цивилизованному сервису. Поэтому можно говорить о том, что этот рынок развивается в Беларуси в правильном направлении. Хотелось бы только, чтобы процесс шел быстрее.

 

Топ-новости
Свежие новости Беларуси