Николай Щёкин
Руководитель Центра политической и экономической социологии Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук
Экономика и образование - сообщающиеся сосуды: развитие экономики невозможно без совершенствования всей системы образования в стране, в первую очередь вузовской, а движение вперед высшей школы диктуется потребностями развивающейся экономики. В условиях курса Беларуси на модернизацию актуализируется проблема формирования институциональных основ высшей школы. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидат философских наук доцент Николай Щёкин.
- "Авторитет белорусского образования в мире высок. Главное не потерять, а приумножить этот потенциал, обеспечить стабильность и преемственность в развитии", - отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, обращаясь с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Достигнуть стратегической цели обновления, решить задачи модернизации, информатизации и развития человеческого потенциала можно только с учетом современного качественного образования.
Безусловно, кадровый потенциал высшей школы неоднороден. Одни преподаватели, чего греха таить, пользуются пожелтевшими от времени конспектами и такими же методами обучения, другие стремятся следовать современным тенденциям, работая творчески сами и побуждая к творчеству студентов. Как повысить качество обучения, чтобы преодолеть отрыв образования от растущих потребностей жизни и экономики?
Фактически речь идет о судьбе высшей школы. И здесь на первый план выходят, с одной стороны, эффективное воспроизводство и обновление профессорско-преподавательского состава (ППС), с другой - государственная гарантия его качества и компетентности.
Энтузиазм - неотъемлемая часть преподавательской деятельности. Но одного энтузиазма, согласитесь, недостаточно. Сложность и многогранность труда преподавателей, чрезмерная нагрузка (учебная, методическая, научно-исследовательская, идеологическая и воспитательная работа) при невысокой зарплате являются, как свидетельствует анализ, основными причинами ухода молодых перспективных кадров из высших учебных заведений. Хотя определенные подвижки к улучшению материального положения ППС есть, но отток, увы, продолжается...
Вопрос оценки уровня благосостояния довольно деликатный. Что касается преподавателя, то здесь нужно подходить с точки зрения достаточности материальных условий для существования его как человека (благоустроенное жилье и полноценный отдых) и как специалиста высшей квалификации (обеспечение профессиональных аспектов жизнедеятельности и культурных потребностей).
Ставка должна быть сделана на адекватную социальную и финансовую оценку труда преподавателей высшей школы, эффективную систему мотивации (в качестве критерия - поддержка креативных, интеллектуальных способностей педагогических профессиональных навыков и умений), а также на изменение требований к ППС. Но главное - это признание значимости труда обществом и государством, которое является приоритетным стимулом для профессуры и молодых преподавателей, гарантом их уверенности в будущем. Иначе невозможно наладить системную работу по привлечению талантливой молодежи, сохранив преемственность научных и педагогических школ.
Кстати, наиболее продуктивным для мировой науки считается возраст 27-40 лет (ученые этой возрастной когорты получили наиболее значительные результаты). Но с преподавателями высших учебных заведений ситуация иная. Для подготовки кадров высшей квалификации (например профессора) требуется как минимум 20 лет. И значит, здесь нужно стремиться к симбиозу качества возрастной и квалификационной структуры ППС. К сожалению, научно-исследовательская составляющая деятельности вузовской профессуры представлена сейчас довольно скромно, она явно не дотягивает до уровня мировых стандартов. Доминирование сугубо преподавательского компонента не может не сказываться на качестве выпускаемых высшей школой специалистов.
Конечно, прежде чем предпринимать конкретные шаги по изменению ситуации, необходимы глубокие исследования современного состояния кадрового обеспечения высшей школы. Нужно определить перспективную потребность в профессорско-преподавательских кадрах, обозначить пути повышения качества кадрового потенциала белорусских вузов, определить модели деятельности профессорского состава с акцентом на использование в учебном процессе новых знаний.
На мой взгляд, целесообразна разработка целевой программы развития и поддержки профессорско-преподавательского состава, причем не только на государственном уровне, но и в каждом вузе.
Корр. БЕЛТА.
- "Авторитет белорусского образования в мире высок. Главное не потерять, а приумножить этот потенциал, обеспечить стабильность и преемственность в развитии", - отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, обращаясь с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Достигнуть стратегической цели обновления, решить задачи модернизации, информатизации и развития человеческого потенциала можно только с учетом современного качественного образования.
Безусловно, кадровый потенциал высшей школы неоднороден. Одни преподаватели, чего греха таить, пользуются пожелтевшими от времени конспектами и такими же методами обучения, другие стремятся следовать современным тенденциям, работая творчески сами и побуждая к творчеству студентов. Как повысить качество обучения, чтобы преодолеть отрыв образования от растущих потребностей жизни и экономики?
Фактически речь идет о судьбе высшей школы. И здесь на первый план выходят, с одной стороны, эффективное воспроизводство и обновление профессорско-преподавательского состава (ППС), с другой - государственная гарантия его качества и компетентности.
Энтузиазм - неотъемлемая часть преподавательской деятельности. Но одного энтузиазма, согласитесь, недостаточно. Сложность и многогранность труда преподавателей, чрезмерная нагрузка (учебная, методическая, научно-исследовательская, идеологическая и воспитательная работа) при невысокой зарплате являются, как свидетельствует анализ, основными причинами ухода молодых перспективных кадров из высших учебных заведений. Хотя определенные подвижки к улучшению материального положения ППС есть, но отток, увы, продолжается...
Вопрос оценки уровня благосостояния довольно деликатный. Что касается преподавателя, то здесь нужно подходить с точки зрения достаточности материальных условий для существования его как человека (благоустроенное жилье и полноценный отдых) и как специалиста высшей квалификации (обеспечение профессиональных аспектов жизнедеятельности и культурных потребностей).
Ставка должна быть сделана на адекватную социальную и финансовую оценку труда преподавателей высшей школы, эффективную систему мотивации (в качестве критерия - поддержка креативных, интеллектуальных способностей педагогических профессиональных навыков и умений), а также на изменение требований к ППС. Но главное - это признание значимости труда обществом и государством, которое является приоритетным стимулом для профессуры и молодых преподавателей, гарантом их уверенности в будущем. Иначе невозможно наладить системную работу по привлечению талантливой молодежи, сохранив преемственность научных и педагогических школ.
Кстати, наиболее продуктивным для мировой науки считается возраст 27-40 лет (ученые этой возрастной когорты получили наиболее значительные результаты). Но с преподавателями высших учебных заведений ситуация иная. Для подготовки кадров высшей квалификации (например профессора) требуется как минимум 20 лет. И значит, здесь нужно стремиться к симбиозу качества возрастной и квалификационной структуры ППС. К сожалению, научно-исследовательская составляющая деятельности вузовской профессуры представлена сейчас довольно скромно, она явно не дотягивает до уровня мировых стандартов. Доминирование сугубо преподавательского компонента не может не сказываться на качестве выпускаемых высшей школой специалистов.
Конечно, прежде чем предпринимать конкретные шаги по изменению ситуации, необходимы глубокие исследования современного состояния кадрового обеспечения высшей школы. Нужно определить перспективную потребность в профессорско-преподавательских кадрах, обозначить пути повышения качества кадрового потенциала белорусских вузов, определить модели деятельности профессорского состава с акцентом на использование в учебном процессе новых знаний.
На мой взгляд, целесообразна разработка целевой программы развития и поддержки профессорско-преподавательского состава, причем не только на государственном уровне, но и в каждом вузе.
Корр. БЕЛТА.