Состояние дел в белорусском кино сегодня более чем непростое. Пока подбираемые лекарства не позволяют выйти из болезненного состояния. С реконструкцией Национальной киностудии "Беларусьфильм" связываются позитивные ожидания. Но и здесь не обходится без проблем. Задачи, стоящие перед "Беларусьфильмом" и белорусским кино в целом, корреспондент БЕЛТА обсуждала с заведующей отделом экранных искусств филиала "Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы" Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидатом искусствоведения, доцентом Антониной Карпиловой.
Киношник до корней волос, Антонина Карпилова до сих пор с грустью вздыхает о временах, когда на большом экране можно было увидеть крупнозернистость пленки, что давало живое восприятие планов. Она помнит, как разрушалась в перестроечные времена система кинопроката. Сегодня входя в состав структур, советов, связанных с кино, эксперт выступает за глубокий анализ, аргументированный подход в решении творческих задач и стремление смелее двигаться по пути, который предлагают новые реалии. При этом опираться нужно на опыт.
"Беларусьфильм": в стадии ожидания
Антонина Алексеевна листает справочник национальной киностудии. В нем собрана информация о вышедших за прошлый - начало нынешнего года картинах. Из восьми фильмов, созданных за полтора года, собственно белорусскими киноработами являются "Белые Росы. Возвращение", "Сладкое прощание Веры" (причем оба сняты одним режиссером - Александрой Бутор) и "Невероятное перемещение" - фильм для детей Александра Анисимова. Этим можно гордиться. Но в целом ситуация почти критическая, оценивает Антонина Карпилова. Киностудия снимает продолжение знаменитого сериала "Государственная граница" и сериал "Участок лейтенанта Качуры". Это телевизионные фильмы, самый мобильный и востребованный формат. "Беларусьфильм" идет в ногу со временем, плавно переформатируется в сторону телефильмов. Это не есть плохо, но ниша полнометражного художественного фильма остается незаполненной, с сожалением говорит эксперт.
Вершинами эти работы не назовешь, это продукт, как принято определять. Но и продукт может быть неплохим, считает киновед. Многие сериалы, снимаемые в Беларуси с белорусскими актерами, как, например, "Ой, мамочки!", "Следы апостолов", получили достаточно широкую аудиторию, востребованы за пределами страны. Хотя, на взгляд Антонины Карпиловой, "Следы апостолов" - не очень удачный сериал. А вот проект "Обратный отсчет" Владимира Бокуна, шестой год подряд выходящий в эфир, заслуживает всяческих похвал. "По жанру это можно назвать докудрамой, в цикле присутствуют постановочные элементы. Автор изобретателен, неистощим на новые повороты темы, через судьбы людей раскрывая белые пятна в истории Беларуси. В фильмах нет повторов. На основе этого проекта можно развернуть и телесериалы, и большие кинофильмы. Беларусь тут присутствует и в зримом, и в незримом образе", - отметила Антонина Карпилова.
Но при всей очевидности поворота к современности нельзя оставлять за бортом литературную классику, являющуюся базой любого кинематографа. Собеседница считает: "Обидно, что никак не подойдем к таким проектам, как "Шляхтич Завальня", "Колосья под серпом твоим" или сценарию Алены Калюновой о Янке Купале. Ведь это проекты, которые связаны с мощной историей Беларуси. Произведения имеют громадный смысловой и даже прогностический потенциал, потому что в них описывается не только прошлое, но и в каком-то смысле будущее Беларуси. Это, безусловно, наше богатство".
Поворот к новой тематике
В числе проблем белорусского кино эксперт называет зацикленность на военной теме в несколько узком понимании. Конкурсная комиссия открытого республиканского конкурса кинопроектов на производство фильмов по социально-творческим заказам, в состав которой входит Антонина Карпилова, на первом его этапе весной нынешнего года из заявок на военную тему выбрать ничего не смогла. "Разработка темы слабая, вторичная, если не сказать третичная. Нужно не бояться новых поворотов в военной теме. Война - трагедия, которая зарубцевалась шрамом на сердце этноса на многие века. Эта тема должна оставаться в перспективных планах и "Беларусьфильма", и частных киностудий, но важно находить иные акценты", - пояснила она.
Республиканский конкурс, второй этап которого прошел в августе, стал попыткой изменить ситуацию в национальном кино и пересмотреть если не жанровую, то тематическую стратегию белорусского кинематографа. "Конкуренция была очень серьезная, может быть, еще в связи с тем, что произошел кардинальный тематический перелом. Во-первых, заявлены темы о современной жизни. Во-вторых, если прежде историческое направление главным образом было представлено фильмами о войне, то сегодня много проектов о чернобыльской трагедии", - сказала Антонина Карпилова.
Определяясь по номинантам документального кино, комиссия остановила свой выбор на проектах "Тростенец" и "Чернобыль. 30 лет спустя". Первый фильм посвящен Второй мировой войне. Автор сценария Ирина Демьянова и режиссер Юрий Горулев - известный творческий тандем, стоит ожидать, что получится трагический и масштабный фильм. Акцент в документальной ленте о Чернобыле ставится на оптимистическом, возрожденческом ракурсе. Панорамное полотно, где будут выделены научные, медицинские, экологические, социологические аспекты чернобыльской проблемы, планируют создать сценарист Владимир Мороз и режиссер Евгений Сетько.
Проектов игрового кино было предложено немало. Из позитивного - также поворот к современной тематике. Лично для себя Антонина Карпилова выделила сценарий о Ли Харви Освальде, который, считается, был убийцей Кеннеди. Герой несколько лет жил в Минске на рубеже 50-60 годов прошлого века, наверняка, из материала может получиться очень интересный фильм-расследование, допускает искусствовед.
На конкурсе среди проектов игрового кино победителем назван популярный жанр - детектив. "Фильм по книге известного белорусского писателя Николая Ильинского "Следы на воде", посвященный 100-летию белорусской милиции, возможно, обретет своего зрителя, хотя сюжетные ходы отличаются трафаретностью, а зритель, откровенно скажем, устал от криминальных историй", - поделилась мнением собеседница.
"Беларусьфильм" уже объявил о запуске этой работы и восьмисерийного телефильма "Держись за облака", рассказывающего о жизни бригады монтажников ЛЭП. Несомненный плюс сериала - его современное звучание. Это характерно и для телевизионного фильма "Автошкола" компании "Синетехно", который в числе победителей конкурса. Этот коммерческий проект, можно назвать ситком, посвящен проблемам горожан, водителей. Проект имеет шансы быть хорошо принятым зрителем, прогнозирует эксперт, потому что в нем себя узнает едва ли не каждый состоявшийся и несостоявшийся водитель.
Антонина Карпилова добавила, что интересные, но, увы, не разработанные сценарии представили частные кинокомпании. К примеру, были проекты о Владимире Мулявине, а также по произведениям Василя Быкова, но всем им не хватило разработки диалогов, конфликтов, ситуаций.
Что осталось за скобками
Собеседница высказала и свое видение перспективных тем. Например, упущением Антонина Карпилова считает отсутствие реакции киномастеров на триумф Дарьи Домрачевой. "Можно было сделать интересную работу, которая нашла бы отклик зрительской аудитории. В кино, к сожалению, незаслуженно обходится вниманием спортивная тема. Возможно, потому что спортивное кино снимать сложно, нужен особый операторский глаз, режиссерское чутье. Увы, нет фильмов, где бы не просто рассказывалась банальная ситуация, а присутствовал высокий визуальный уровень", - отметила искусствовед.
Белорусское телевидение теряет часть своих зрителей из числа молодежи, поскольку в программе не найти сериала о студентах, жизни в аудиториях и за пределами ученической скамьи. В этом смысле российский сериал "Универ. Новая общага" - пример. Что-то похожее хотелось бы видеть в белорусском исполнении.
Интерес к телесериалу "Ой, мамочки!", снятому "Беларусьфильмом" в сотрудничестве с россиянами несколько лет назад, открывает еще одну любопытную для зрителей тему - женскую. Сериал хорошо прокатывается не только на российских, украинских каналах, но нашел свою аудиторию и в странах дальнего зарубежья, например, в Израиле. На взгляд Антонины Карпиловой, женскую тему в белорусском кино стоило бы развивать. Теплое, житейское кино востребовано на разных площадках.
Вместе с тем, белорусские кинематографисты пытаются расширить жанровую палитру проектов. Так, в сценарном портфеле киностудии "Беларусьфильм" есть жанр комедии, история из санаторно-курортной жизни.
Про документалистику и анимацию
Документальное кино в наше время, к сожалению, теряет формат. На конкурс принимаются работы, хронометраж которых не превышает 39 минут. Вне конкурса идут 13-минутные работы. "Блистательные документальные фильмы делаются главным образом методом наблюдения. Это подразумевает рассмотрение героя, наблюдение его в реальной жизни неделями, месяцами, годами, и ни в какие 13 или 26 минут такой объем не уложишь. Настоящие проблемные фильмы, связанные с душевным и духовным портретом человека, который и есть главный объект документального кино, требуют более широкого пространства и времени", - пояснила искусствовед.
Тем не менее белорусская документалистика держит планку. Даже тринадцатиминутные, по сути, эскизные фильмы, вышедшие на киностудии "Летопись" относительно недавно - "Дождь" от Виктора Аслюка и "Оперные премьеры" и "Маэстро Анисимов" Михаила Ждановского - предмет для гордости. Печалит же отсутствие молодежи, которая, пытаясь заявить о себе, не находит места. Суровые реалии требуют малокартинья, как бы ни огорчительно это было признавать. Увы, такие прекрасные ребята-документалисты, режиссеры, как Юрий Тимофеев, Игорь Чищеня, Наталья Жамойдик, Екатерина Махова, Любовь Земцова, Сергей Лебедев, не работают на студии. Большая пронзительная боль - потеря документальным кино молодых кадров, считает Антонина Карпилова.
Анимация же, к которой киновед относится особенно трепетно, в исполнении белорусов была и остается искусством. Из последних работ выделяются "Сказки старого пианино". Это транснациональный проект, белорусские аниматоры создали несколько эпизодов. Сейчас режиссер-аниматор Елена Петкевич работает над фильмом о Марке Шагале в сотрудничестве с художницей Аллой Матюшевской. "Этот фильм обещает, судя по эскизам, стать событием, причем не только в белорусском кино. К концу жизни Шагал говорил о Витебске с особой теплотой, как об источнике вдохновения. И эта работа белорусских аниматоров посвящена витебскому, детскому и юношескому, периоду жизни Шагала, рассказывает о семье художника. Фильм планируется завершить к концу нынешнего года", - анонсировала Антонина Алексеевна.
Большие малые радости
Белорусская анимация всегда получает высокую оценку на международных фестивалях (российских, а также во Франции, Сербии, Германии, иных странах). Среди последних наград наших аниматоров: приз XI Всемирного фестиваля анимационных фильмов в Варне мультфильму "Сказки старого пианино. Шопен" Ирины Кодюковой, диплом международного фестиваля анимационных фильмов "Крок" анимационному фильму "Повесть минувших лет. Лида".
Невозможно промолчать об успехе на XXIV Международном славянском кинофоруме "Золотой Витязь", где белорусские аниматоры завоевали золотую и серебряную награды. "Золотого Витязя" в конкурсе анимационных фильмов удостоен мультипликационный фильм Ирины Тарасовой "Ложка для солдата". Антонина Карпилова, говоря о секрете триумфа, подчеркнула: "Это вторая работа Ирины. Она молодая мама, возможно, это помогло ей раскрыть в полной мере свой лирический талант. Мультфильм "Ложка для солдата" - будто песня, пропетая с большой любовью. Рассказ о путешествии ложки, посланной матерью солдату на войну, сделан в духе лучших произведений Александра Твардовского".
В этой же номинации "Серебряным Витязем" награждена работа белорусского мастера Игоря Волчека "Рондо-каприччиозо". Фильм создан в сотрудничестве с художницей Галиной Романовой. По мнению Антонины Карпиловой, мультфильм ассоциируется с дебютом аниматора - мультфильмом "Каприччио". Фильм искрится белорусским юмором, необыкновенными красками родной природы и пронизан ощущением белорусской ментальности.
О месте под солнцем для молодых
Реконструкция позволит Национальной киностудии "Беларусьфильм", как минимум, стать фабрикой по предоставлению профессиональных услуг. Как максимум, расширит возможности для работы молодежи. В Беларуси готовят актеров, режиссеров, продюсеров, в будущем году состоится выпуск сценаристов, но дальше что? В какой бассейн пустить этих мальков, чтобы они набрали вес? Увы, сегодня нет киношной среды, где бы молодежь могла расти профессионально.
В возможности вырастить дома достойные кадры Антонина Карпилова не сомневается. "Все ссылаются на ВГИК, но выпускники наших и академии искусств, и университета культуры, уезжая из Беларуси, востребованы. Наверняка, работу им дают не за красивые глаза. Конечно, не все делают выбор в пользу кино, но те, кто встают на киношную стезю, находят свои ниши", - считает она.
Уважения заслуживают те, кто решается сделать картину едва ли не в одиночку. Такие примеры есть. Допустим, фильм "Тимур и его команда", снятый молодым режиссером Натальей Галузо. Это отсылка к известному произведению Аркадия Гайдара, но сюжет довольно интересный, события происходят в современной деревне. Учитывая, что на проект потрачена $1 тыс., и вовсе остается удивляться и радоваться напору молодых. Фильм Кирилла Нонга "Снимать на поражение", где молодой человек совместил роли сценариста, режиссера, оператора, разве что не снимался сам, тоже стал открытием. Такие одиночки, как спринтеры, выходят на короткие дистанции, им нужна поддержка, они рискуют, так и не раскрывшись, сойти с пути, отметила эксперт.
Проблема лежачего камня
Система кинопроката - фундамент, на котором выстраивается жизнь фильма. Рынок Беларуси безнадежно мал, чтобы рассчитывать, даже при успехе у зрителя, на финансовую отдачу. Освоить другие прокатные площадки - задача не из простых, учитывая высокую конкуренцию кинопродукции, доступность предложений в интернете, когда зрителю нет нужды отправляться в кинотеатр.
Попасть в национальный телеэфир тоже не просто. Что скрывать, телеканалы готовы демонстрировать белорусские киноработы, но предлагают за это смешные деньги. Поэтому зрителю просто негде познакомиться с отечественной анимацией, документалистикой. В выигрышном положении проекты, снятые с участием телеканалов. Тогда вопрос продвижения решается сам собой. Выходом для "Беларусьфильма", которому понадобится не год и не два, чтобы заработать в нормальном режиме, может быть работа над производством телесериалов. "Ситуация принципиально поменялась: если раньше сериалы делали из обрезков фильма, то теперь режиссер должен думать о двух вещах: как заработать денег и сделать искусство. Увы, пришло время продукции. Сейчас к культуре относится все - и продукт, и искусство, но второе занимает все меньше места", - вздыхает Антонина Карпилова.
Еще одним путем продвижения может быть совместное производство картин с компаниями других стран. Правда, попытки белорусского кино встроиться в мировую канву пока не очень успешны. Участие Беларуси в таких заметных картинах, как "В тумане", "Я не вернусь", неоспоримо, но, если подходить объективно, отечественный кинематограф в совместных проектах не играет партии первой скрипки. Да, этими работами стоит гордиться, ведь они создают репутацию. И все же поток предложений белорусским кинематографистам со стороны зарубежных коллег не столь объемен, как хотелось бы. Наверняка, белорусам и самим стоило бы активнее искать варианты участия в совместных проектах. С приходом нового генерального директора на студию "Беларусьфильм" Игоря Поршнева, зарекомендовавшего себя опытным продюсером, естественны ожидания о сотрудничестве его с российскими коллегами, значит, и об открывающихся более широких горизонтах для продвижения белорусского кино на иные рынки, подытожила искусствовед.
Жанна КОТЛЯРОВА