31 мая Палатой представителей принят во втором чтении проект закона "Об изменении законов по вопросам трудовых отношений". Документ предусматривает корректировку Трудового кодекса с учетом практики его применения, анализа эффективности последних изменений, выявленных пробелов. О документе корреспонденту БЕЛТА рассказала председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Людмила Кананович.
"Сфера труда и ее дальнейшее развитие неразрывно связаны с социально-экономическими отношениями. Происходящие изменения в экономике, обществе, на рынке труда определяют новые тенденции совершенствования трудового законодательства, - рассказала Людмила Кананович. - В современных условиях необходимо не только учитывать традиционные, хорошо известные ценности в сфере трудовых отношений, такие как защищенность, справедливость, гарантии, но и усиливать элементы эффективности, гибкости, мобильности, информационности, так как это принесет пользу всем заинтересованным участникам процесса - нанимателям, работникам, государству".
Трудовой кодекс - это комплексный документ, регулирующий основные вопросы взаимоотношений между нанимателями и работниками, который с учетом развития социально-экономических отношений и новых потребностей общества постоянно совершенствуется, отметила депутат. "Трудовое право не должно отставать от современных реалий, а новые формы организации труда должны получать соответствующее законодательное оформление. Как известно, в январе 2020 года вступил в силу большой блок изменений, внесенных в Трудовой кодекс, которые на законодательном уровне закрепили право работать дистанционно с использованием информационных технологий, право переводить работника на другую работу с его согласия на срок до шести месяцев в году. Также нашли отражение нормы, предусматривающие порядок продления контрактов с добросовестными работниками на длительные сроки, - уточнила она. - В качестве основных задач работы на сегодняшний момент хотелось бы отметить стимулирование к трудоустройству и учет интересов работников и нанимателей, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение гарантии определенного уровня жизни и социальной защиты населения, повышение образования и квалификации работников".
С учетом определенных задач проектом закона предусмотрен ряд изменений Трудового кодекса. "Так, корректируются определения терминов "должность служащего" и "профессия рабочего" и вводится понятие "профессиональный стандарт". Законодательно закрепляется возможность чередования периодов выполнения работы дистанционно и на рабочем месте в организации. При этом установление или отмена дистанционной работы признается изменением существенных условий труда. Расширяется использование электронной формы взаимодействия нанимателя и работника, что позволит в отдельных случаях отказаться от ведения бумажного документооборота. Предусматривается замена предоставляемого в настоящее время дополнительного свободного от работы дня в неделю сокращением ежедневной продолжительности работы на один час. Устанавливается периодичность выплаты заработной платы работнику, независимо от вида заключенного с ним трудового договора: не реже двух раз в месяц. Определяются подходы к регулированию отдельных вопросов по рабочему времени относительно предоставления перерыва для отдыха и питания. Регулируются возможности привлечения работников к работе в государственные праздники и праздничные дни с обеспечением гарантии работникам в части обязательного предоставления другого неоплачиваемого дня отдыха за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни".
Кроме того, проектом конкретизируются особенности предоставления работникам трудовых и социальных отпусков. В частности, при разделении трудового отпуска на части его продолжительность будет определяться на дату предоставления каждой из частей, а также возможность предоставления трудового отпуска по соглашению сторон. То есть не в соответствии с графиком трудовых отпусков. "Закрепляется обязанность нанимателя предоставить отпуск для завершения работы над квалификационной научной работой (диссертацией) на соискание ученой степени доктора наук, написания учебников и другим уважительным причинам. Предусматриваются гарантии для работников, получающих образование. Закрепляются рекомендательной нормы о целесообразности включения позиций о добровольном пенсионном страховании в коллективный договор, что позволит расширить участие нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии в страховых организациях.
А также ряд других норм, получивших поддержку депутатов и принятых в первом чтении, которые были технически и редакционно доработаны и закреплены в проекте", - добавила Людмила Кананович.
"Учитывая важность законопроекта, Постоянной комиссией по труду и социальным вопросам при подготовке его ко второму чтению проведена активная работа по обсуждению поступивших замечаний и предложений, изучению общественного мнения и возможных путей реализации предлагаемых инициатив. Так, объектом пристального внимания стали положения проекта, предусматривающие установление гарантий для работников при прохождении диспансеризации. В проект включены положения, которыми установлено, что по согласованию с нанимателем для прохождения диспансеризации работники могут освобождаться от работы на один день раз в три года с сохранением среднего заработка по месту работы, а работники, достигшие возраста сорока лет, - на один день ежегодно. Работники, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, а также работники в течение пяти лет до достижения такого возраста, при прохождении диспансеризации могут освобождаться от работы на два дня один раз в год с сохранением среднего заработка по месту работы. Работники будут освобождаться от работы для прохождения диспансеризации в согласованный с нанимателем день на основании их письменного заявления с предоставлением документов, подтверждающих прохождение диспансеризации, если это предусмотрено локальными правовыми актами. Вместе с тем норма, предусматривающая возможность за работу во вредных условиях вместо молока или равноценных пищевых продуктов получать денежную компенсацию не получила поддержки и была исключена из проекта", - рассказала парламентарий.
Проект также дополнен положениями, согласно которым наниматель будет оформлять дубликат трудовой книжки, в том числе на основании информации о трудовой деятельности, содержащейся в индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования, за периоды работы работника с 1 января 2003 года.
"Очевидно, что в сегодняшних условиях наниматели и работники должны осознавать масштабность происходящих перемен и быть не только экономически, но и социально ответственными. С одной стороны, собственники и работодатели (в том числе и государство) должны формировать благоприятную с социально-экономической точки зрения среду функционирования предприятия, с другой - проводить эффективную кадровую и социальную политику в целом, направленную на работников предприятия и совместно с заинтересованными структурами (например, профсоюзами) прогнозировать события в сфере социально-трудовых отношений, определять приоритеты и социальные цели развития. В свою очередь работники должны осознавать свое место на рынке труда и быть заинтересованными в своем профессиональном росте", - констатировала Людмила Кананович.
БЕЛТА.-0-