В прошлом году вступила в силу новая редакция закона Республики Беларусь об инвестициях, куда включены положения ранее действовавшего Декрета №10 о создании дополнительных условий для осуществления инвестиций. В развитие закона также был принят ряд документов, касающихся инвестиционной деятельности. Представители Министерства экономики и Национального агентства инвестиций и приватизации рассказали о новых механизмах инвестирования в Беларуси.
Закон об инвестициях был изложен в новой редакции законом от 8 января 2024 года №350-З. Он представляет собой документ, содержащий общую и специальную части. В общей части, как и в ранее действовавшей редакции, закреплены права и гарантии инвесторов, способы осуществления инвестиций, то есть даны базовые условия, которые позволяют рассматривать субъектов хозяйствования как инвесторов. Здесь же определены принципы взаимодействия инвесторов и государства.
В специальной части нашли отражение как раз новые механизмы: основы и порядок заключения инвестиционных договоров, требования к их содержанию, льготы и преференции, предоставляемые инвесторам. Также в этой части содержится информация о специальных инвестиционных договорах, преференциальных инвестпроектах и бюджетных трансфертах. При этом специнвестдоговор может применяться в совокупности с иными префрежимами.
Льготы и преференции предоставляются при реализации проектов в малых городах, сельской местности при осуществлении деятельности в свободных экономических зонах, индустриальном парке "Великий камень", особой экономической зоне "Бремино - Орша". Также есть преференциальный режим Парка высоких технологий и юго-восточных регионов Могилевской области. Соответственно, механизмы инвестдоговора и преференциального проекта также могут реализовываться резидентами СЭЗ, лицами, осуществляющими деятельность в малых городах и сельской местности.
Инвестиционный договор
Заместитель начальника главного управления инвестиционной политики - начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций Министерства экономики Александр Одинец рассказал, что этот механизм известен еще с момента принятия Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. Это письменное соглашение, которое подлежит регистрации в государственном реестре инвестиционных договоров. По нему предусмотрен определенный набор льгот и преференций, например в части земельных участков, налогообложения и строительства.
"В нем фиксируется обязательство по реализации инвестпроекта как комплекса мероприятий по вложению инвестиций. Для реализации этого проекта как раз и будут предоставляться комплекс льгот и преференции", - подчеркнул Александр Одинец.
Предусмотрено, что инвестпроект, реализуемый в рамках инвестдоговора, должен быть финансово реализуемым и экономически эффективным. Доля собственных средств, направляемых на реализацию инвестпроекта, должна составлять не менее 15% от общих инвестиционных затрат. Кроме того, инвестдоговор теперь предусмотрен и для реализации крупных инвестиционных проектов. Минимальный объем инвестиций предусмотрен в зависимости от вида деятельности, по которому реализуется инвестиционный проект, - от 1 млн до 6 млн базовых величин.
Инвестором могут быть белорусские или иностранные юрлица и физлица.
"Каковы требования к инвестору? Он не должен находиться в ликвидации, а также должны отсутствовать ограничения на деятельность. На имущество нашего инвестора не должен быть наложен арест, финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена, и также инвестор должен быть платежеспособный, что подтверждается соответствующим пакетом документов", - пояснил специалист.
Специальный инвестдоговор
Следующий механизм, который нашел отражение в новой редакции закона об инвестициях, - специальный инвестиционный договор. Объем льгот и преференции те же, что и в обычном инвестиционном договоре, но предметом этого договора является не просто реализация коммерческого инвестиционного проекта, а того, в результате которого будет организовано производство усовершенствованной продукции на территории Беларуси.
Данную продукцию Республика Беларусь предоставляет возможность реализовывать в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.
Преференциальный инвестиционный проект
Александр Одинец рассказал, что этот механизм, по сути, представляет собой прежние инвестдоговоры, которые заключались ранее по Декрету №10, но теперь исключена необходимость собственно заключения этого договора. "Достаточно принятия решения исполкома о реализации преференциального инвестпроекта и включения его в соответствующий перечень. При этом отмечу, что данный механизм актуален для регионов, за исключением города Минска. В данном аспекте законодатель находится в тренде поручений главы государства о необходимости стимулирования развития регионов и, соответственно, для этого предусмотрен этот механизм преференциальных инвестиционных проектов", - заметил он.
Предусматривается в рамках данного механизма определенный комплекс льгот и преференции. Это возможность получения земельного участка для реализации инвестпроектов без аукциона и без внесения платы за право аренды, освобождение от арендной платы в период реализации инвестпроекта, освобождение от таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, требуемого для реализации инвестпроекта, освобождение от налога на прибыль при безвозмездном получении недвижимости, необходимой для реализации проекта и др.
Для получения преференций достаточно просто соответствовать перечню приоритетных видов деятельности, а если областными исполкомами определен региональный перечень приоритетных видов деятельности, то тогда нужно соответствовать ему. "В последнем случае можно вести речь о возможности реализации преференциального инвестиционного проекта. Дополнительные требования также могут определяться Советом Министров, но на сегодня они пока не установлены", - подчеркнул представитель Минэкономики.
Бюджетные трансферты
О бюджетных трансфертах подробнее рассказала специалист по инвестициям отдела по сопровождению инвесторов Национального агентства инвестиций и приватизации Елизавета Островская. Она отметила, что законом об инвестициях в 2024 году внедрен механизм государственной финансовой поддержки в виде бюджетных трансфертов, который предоставил инвесторам возможность получить из бюджета компенсацию части затрат, понесенных при реализации инвестиционных проектов.
"В отличие от действующих подходов к оказанию поддержки, бюджетные средства предоставляются не на стадии строительства, а строго по факту, по мере ввода объектов и выхода на проектную мощность. В развитие закона правительством принято постановление №650, которым утверждены критерии, перечень регионов, где могут реализовываться проекты с бюджетными трансфертами, и порядок их предоставления", - пояснила Елизавета Островская.
Размер бюджетных трансфертов установлен в зависимости от территории, на которой реализуется инвестиционный проект по принципу "чем меньше потенциал, тем больше стимула". Действие механизма бюджетных трансфертов распространяется на всю территорию страны, за исключением областных центров и возглавляемых ими районов.
Для индустриальных центров размер бюджетных трансфертов определен в размере от 10% до 15%. Для промышленных и аграрно-промышленных районов - от 15% до 25%. Для аграрных, природоохранных и туристско-рекреационных районов - от 25% до 35%.
Перечень инвестпроектов, претендующих на получение бюджетного трансферта, формируется Министерством экономики.
БЕЛТА.-0-
Закон об инвестициях был изложен в новой редакции законом от 8 января 2024 года №350-З. Он представляет собой документ, содержащий общую и специальную части. В общей части, как и в ранее действовавшей редакции, закреплены права и гарантии инвесторов, способы осуществления инвестиций, то есть даны базовые условия, которые позволяют рассматривать субъектов хозяйствования как инвесторов. Здесь же определены принципы взаимодействия инвесторов и государства.
В специальной части нашли отражение как раз новые механизмы: основы и порядок заключения инвестиционных договоров, требования к их содержанию, льготы и преференции, предоставляемые инвесторам. Также в этой части содержится информация о специальных инвестиционных договорах, преференциальных инвестпроектах и бюджетных трансфертах. При этом специнвестдоговор может применяться в совокупности с иными префрежимами.
Льготы и преференции предоставляются при реализации проектов в малых городах, сельской местности при осуществлении деятельности в свободных экономических зонах, индустриальном парке "Великий камень", особой экономической зоне "Бремино - Орша". Также есть преференциальный режим Парка высоких технологий и юго-восточных регионов Могилевской области. Соответственно, механизмы инвестдоговора и преференциального проекта также могут реализовываться резидентами СЭЗ, лицами, осуществляющими деятельность в малых городах и сельской местности.
Инвестиционный договор
Заместитель начальника главного управления инвестиционной политики - начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций Министерства экономики Александр Одинец рассказал, что этот механизм известен еще с момента принятия Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. Это письменное соглашение, которое подлежит регистрации в государственном реестре инвестиционных договоров. По нему предусмотрен определенный набор льгот и преференций, например в части земельных участков, налогообложения и строительства.
"В нем фиксируется обязательство по реализации инвестпроекта как комплекса мероприятий по вложению инвестиций. Для реализации этого проекта как раз и будут предоставляться комплекс льгот и преференции", - подчеркнул Александр Одинец.
Предусмотрено, что инвестпроект, реализуемый в рамках инвестдоговора, должен быть финансово реализуемым и экономически эффективным. Доля собственных средств, направляемых на реализацию инвестпроекта, должна составлять не менее 15% от общих инвестиционных затрат. Кроме того, инвестдоговор теперь предусмотрен и для реализации крупных инвестиционных проектов. Минимальный объем инвестиций предусмотрен в зависимости от вида деятельности, по которому реализуется инвестиционный проект, - от 1 млн до 6 млн базовых величин.
Инвестором могут быть белорусские или иностранные юрлица и физлица.
"Каковы требования к инвестору? Он не должен находиться в ликвидации, а также должны отсутствовать ограничения на деятельность. На имущество нашего инвестора не должен быть наложен арест, финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена, и также инвестор должен быть платежеспособный, что подтверждается соответствующим пакетом документов", - пояснил специалист.
Специальный инвестдоговор
Следующий механизм, который нашел отражение в новой редакции закона об инвестициях, - специальный инвестиционный договор. Объем льгот и преференции те же, что и в обычном инвестиционном договоре, но предметом этого договора является не просто реализация коммерческого инвестиционного проекта, а того, в результате которого будет организовано производство усовершенствованной продукции на территории Беларуси.
Данную продукцию Республика Беларусь предоставляет возможность реализовывать в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.
Преференциальный инвестиционный проект
Александр Одинец рассказал, что этот механизм, по сути, представляет собой прежние инвестдоговоры, которые заключались ранее по Декрету №10, но теперь исключена необходимость собственно заключения этого договора. "Достаточно принятия решения исполкома о реализации преференциального инвестпроекта и включения его в соответствующий перечень. При этом отмечу, что данный механизм актуален для регионов, за исключением города Минска. В данном аспекте законодатель находится в тренде поручений главы государства о необходимости стимулирования развития регионов и, соответственно, для этого предусмотрен этот механизм преференциальных инвестиционных проектов", - заметил он.
Предусматривается в рамках данного механизма определенный комплекс льгот и преференции. Это возможность получения земельного участка для реализации инвестпроектов без аукциона и без внесения платы за право аренды, освобождение от арендной платы в период реализации инвестпроекта, освобождение от таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, требуемого для реализации инвестпроекта, освобождение от налога на прибыль при безвозмездном получении недвижимости, необходимой для реализации проекта и др.
Для получения преференций достаточно просто соответствовать перечню приоритетных видов деятельности, а если областными исполкомами определен региональный перечень приоритетных видов деятельности, то тогда нужно соответствовать ему. "В последнем случае можно вести речь о возможности реализации преференциального инвестиционного проекта. Дополнительные требования также могут определяться Советом Министров, но на сегодня они пока не установлены", - подчеркнул представитель Минэкономики.
Бюджетные трансферты
О бюджетных трансфертах подробнее рассказала специалист по инвестициям отдела по сопровождению инвесторов Национального агентства инвестиций и приватизации Елизавета Островская. Она отметила, что законом об инвестициях в 2024 году внедрен механизм государственной финансовой поддержки в виде бюджетных трансфертов, который предоставил инвесторам возможность получить из бюджета компенсацию части затрат, понесенных при реализации инвестиционных проектов.
"В отличие от действующих подходов к оказанию поддержки, бюджетные средства предоставляются не на стадии строительства, а строго по факту, по мере ввода объектов и выхода на проектную мощность. В развитие закона правительством принято постановление №650, которым утверждены критерии, перечень регионов, где могут реализовываться проекты с бюджетными трансфертами, и порядок их предоставления", - пояснила Елизавета Островская.
Размер бюджетных трансфертов установлен в зависимости от территории, на которой реализуется инвестиционный проект по принципу "чем меньше потенциал, тем больше стимула". Действие механизма бюджетных трансфертов распространяется на всю территорию страны, за исключением областных центров и возглавляемых ими районов.
Для индустриальных центров размер бюджетных трансфертов определен в размере от 10% до 15%. Для промышленных и аграрно-промышленных районов - от 15% до 25%. Для аграрных, природоохранных и туристско-рекреационных районов - от 25% до 35%.
Перечень инвестпроектов, претендующих на получение бюджетного трансферта, формируется Министерством экономики.
БЕЛТА.-0-