ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 7 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости
Комментарии
18 ноября 2023, 18:07
Георгий Гриц

Необоснованное посредничество не только аккумулирует криминальные средства, но и несет серьезную угрозу нацбезопасности

Георгий Гриц
Георгий Гриц
Экономический аналитик, кандидат экономических наук

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября во время совещания во Дворце Независимости рассказал о вскрытии преступных схем в молочной отрасли. Следует отметить, что проблема необоснованного посредничества не раз поднималась главой государства. Практически при каждом назначении руководителей знаковых предприятий, представителей вертикали Александр Лукашенко делал особый акцент на этой проблеме.

Пару лет назад Комитет госконтроля оценивал упущенную выгоду от необоснованного посредничества в размере до 3% ВВП. Если перевести это в денежный эквивалент, то в карманах различного рода дельцов ежегодно оседает более $1,5 млрд. Со всех точек зрения сумма не малая.

Посреднические звенья есть в любой экономике, и в определенных ситуациях без них не обойтись. Особенно в международной торговле. Потенциально международные производственные мощности сегодня в несколько раз превышают не только спрос, но и реальные потребности всего населения планеты. А поскольку иной раз труднее продать товар или услугу, чем их произвести, мировая практика выработала разветвленную и многопрофильную структуру продаж и логистики.

Но отечественные реалии имеют свою специфику. Беларусь - относительно небольшая на глобальном рынке страна со значительной долей владения и управления активами со стороны государства. Что объективно позволяет значительную часть так называемых рыночных функций заменить госрегулированием. Особенно в таких чувствительных секторах, как привлечение посреднических структур к закупочной и сбытовой деятельности крупных отечественных субъектов хозяйствования или критического импорта.

Справка. Долю в уставном фонде (акции), принадлежащую Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, имеют более 3 тыс. предприятий, на которых трудится почти 1,2 млн работников. Причем на половине из них государственные и местные органы владеют 100% пакетом акций, а на оставшихся, как правило, выступают в качестве участника, обладающего контрольным пакетом. Государство, вкладывая ресурсы в экономическую деятельность таких предприятий, однозначно заинтересовано в их результативности.

В частности, как показывают проверки, чаще всего схемы необоснованного посредничества завязаны на взятках, которые получают должностные лица, и злоупотреблении служебными полномочиями. И не последнее место здесь занимают родственные связи. Последний пример с ОАО "Бабушкина крынка" этому свидетельство.

Справка. ОАО "Бабушкина Крынка" - крупный производитель натуральной молочной продукции в Республике Беларусь. Производственные ресурсы предприятия позволяют переработать до 3000 т молока в сутки, а сырьевая зона охватывает 18 из 21 района Могилевской области. Всего компания производит более 300 наименований продукции. Акции компании принадлежат 6,307 тыс. акционеров, в том числе 17 юридическим лицам. Доля государства в уставном фонде - 96,76%. Среднесписочная численность работающих - около 2,5 тыс. чел.

Наряду с выявлением и пресечением коррупционных преступлений особое значение имеет их профилактика. Именно на предупреждение коррупции нацелены организационно-правовые меры, принимаемые в стране в последние годы. В первую очередь это изменения, внесенные законом №232-З от 30 декабря 2022 года "Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией", которые направлены на совершенствование профилактических механизмов противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия в этой сфере.

Следует констатировать, что противодействие лишним сбытовым звеньям находится на постоянном контроле в правительстве. Еще в 2018 году был разработан и утвержден первый вариант Плана мероприятий по устранению необоснованного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции. Это комплексный документ, где пошагово расписаны мероприятия для министерств и ведомств, которые должны ежеквартально отчитываться о проделанной работе. Причем он не статичен. Во исполнение норм закона №232-З в него были внесены и иные - как опосредованное регулирование, так и прямые нормы, устанавливающие ограничения по заключению сделок с посредниками. В том числе речь идет о механизме согласования вышестоящими организациями, органами владельческого надзора сделок с посредниками по результатам госзакупок и закупок за счет средств организаций с долей собственности государства более 50 процентов.

Результат, как говорится, налицо. В целом в экономике наблюдается тенденция снижения удельного веса закупок через посреднические структуры. Как следствие, снижается и общий уровень коррупции в стране. Однако, как показывает практика, причем не только отечественная, сама коррупция и борьба с ней - это перманентный процесс, который характеризуется высоким уровнем латентности. И полностью ее искоренить еще не удалось ни в одной из стран мира. Но это отнюдь не означает, что надо опускать руки.

В этой части главный критерий при выборе так называемых посреднических партнеров всегда должен быть один - экономическая целесообразность.

Если дело касается основных покупателей на традиционных рынках, закупки сложного оборудования, сырья, комплектующих, расходных материалов, то маркетинговые службы великолепно знают всех своих потенциальных клиентов и партнеров, их ценовую политику и эффективность сотрудничества с ними. И любые новые схемы однозначно должны не только тщательно обосновываться непосредственно на предприятии, но и вызовут дополнительное внимание со стороны компетентных органов. Это должны однозначно понимать не только руководитель самого предприятия, но и иные ответственные лица.

Но больше всего удивляют факты, когда посредники появляются при заключении контрактов между белорусскими субъектами хозяйствования. Беларусь не настолько большая страна, чтобы крупные предприятия или организации осуществляли свои закупки или поставки через посредников, которые закладывают в стоимость сделки свой интерес. Да, повторюсь, есть исключения. Но это именно исключения, и они требуют отдельного, более тщательного обоснования и внимания к изучению не только непосредственно самой сделки, но и кредитной истории посредника.

Этот процесс также требует и соответствующих профессиональных компетенций. Если прежде недобросовестные сделки проходили через так называемые местные лжепредпринимательские структуры, то после того, как они были практически вытеснены из белорусского правового поля, встала проблема так называемых домицилированных компаний, которые зарегистрированы за пределами Беларуси. Сегодня это, как правило, Россия или иные страны - партнеры по ЕАЭС.

Еще раз повторюсь, современная экономика достаточно сложная, в ней функционируют компании различной направленности, в том числе и посреднические. Если проведены соответствующие расчеты, изучен рынок и в результате стало очевидно, что выгодно закупить именно у посредника (не важно это дилер или дистрибьютор), а не напрямую у производителя, никаких проблем не возникает. Поскольку предприятие имеет веские аргументы, обосновывающие проведение закупок именно у посредника, для любых органов, в том числе и для контролирующих. А отсутствие в белорусском законодательстве такого понятия, как "необоснованное посредничество", а равно отсутствие каких-либо установленных критериев его необоснованности или недобросовестности только повышает актуальность как предконтрактной подготовки, так и последующего мониторинга такой сделки.

Без всякого сомнения, подавляющее большинство белорусских чиновников и менеджеров - профессиональные и принципиальные специалисты в своем деле. Необходимость ежедневно принимать ответственные решения, как правило сопряженные с риском, ставят руководителя перед нелегким выбором: либо идти проверенным путем, либо выбрать инновационный путь, но сопряженный с риском причинения материального ущерба для предприятия, что может повлечь уголовную ответственность на основании злоупотребления властью или служебными полномочиями.

В связи с этим хотелось бы остановиться только на нескольких из многих аспектов работы современного руководителя. А точнее, на таких понятиях, как "деловой риск" и "должная осмотрительность субъектов хозяйствования". Суть этих двух терминов в том, что руководитель имеет право на риск, который является неотъемлемой частью его деятельности, в то же время предполагается, что он является законопослушным и действует в интересах государства и своего предприятия.

На законодательном уровне достаточно корректно прописано право руководителя на деловой риск. Впервые это понятие было прописано еще в 2010 году в Директиве №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", которой и была введена новая категория - "экономический (деловой) риск". Позже, в 2017 году, декрет №7 отменил субсидиарную ответственность в отношении руководителей при отсутствии с их стороны умышленных противоправных действий. На стороне директорского корпуса теперь и Уголовный кодекс. Риск (в соответствии с п.2 ст. 39 УК) признается обоснованным, "если совершенные деяния соответствуют современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями. При этом лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам". При этом деловой риск (п.2-1 ст.39 УК) получает аналогичный статус и в ситуации, "когда поставленная цель могла быть достигнута и нерискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом". Таким образом, если руководитель предприятия, в том числе и с государственным участием, совершает изначально выглядящие экономически оправданными сделки, которые на этапе их исполнения причинили убытки, то сам данный факт не является основанием для привлечения указанного лица к ответственности. Компетентные органы должны представить обоснования, что изначально присутствовал умысел, на основании которого и произошли злоупотребления властью или служебными полномочиями.

Возвращаясь к теме коррупции, следует отметить еще одну важную составляющую. Обычно такие правонарушения легче предотвратить, чем выявить. И чтобы честный руководитель не стал заложником потенциального коррупционера, необходимо создать определенные условия, в результате которых должна быть исключена или по крайней мере сильно затруднена возможность манипулирования с целью содействия потенциальной коррупционной сделки. Приведу некоторые из них.

Первое - снизить возможность сговора между участниками процедуры закупки и лицами, которые обеспечивают ее проведение. Для этого руководителю бывает достаточно распределить обязанности как между своими заместителями, так и привлекаемыми профильными специалистами. Кто-то из них будет определять предмет закупки и его характеристики, кто-то - непосредственно проводить процедуру закупки. На особо важные закупки, к которым изначально может быть привлечено внимание правоохранительных или фискальных органов, можно привлекать внешних независимых экспертов.

Другое условие - персональная ответственность лиц, принимающих решение о целесообразности тех или иных коммерческих операций с документальным подтверждением принятых решений. Наличие таких документов не только дает возможность впоследствии установить лиц, виновных в правонарушении, но это и серьезный сдерживающий фактор для всех причастных к процедурам закупок.

Следующий момент - определение предмета закупки, особенно в отношении сложнотехнических товаров, а также требований к поставщикам, подрядчикам и исполнителям следует поручать техническим специалистам. Именно они способны составить надлежащее описание и указать необходимые характеристики товара. В дальнейшем они должны присутствовать в конкурсной комиссии с правом голоса.

И последнее - особое внимание следует уделить наличию на предприятии механизма оперативного учета и надлежащего реагирования ответственных лиц на жалобы или иные сигналы на неправомерные действия, поступающие как непосредственно от самих участников закупок, так и иных вовлеченных или заинтересованных лиц.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси