Ирина Костевич
Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
В Палате представителей на рассмотрении находится проект закона "О независимой оценке и сертификации квалификаций". Он внесен правительством и готовится к первому чтению. Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Ирина Костевич рассказала корреспонденту БЕЛТА, что такое Национальная система квалификаций и какие функции на нее возложены.
"Национальная система квалификаций, или кратко НСК сформировалась еще в 1960 - 1980-е годы и на протяжении последующих десятилетий последовательно совершенствовалась с учетом требований экономического развития страны, - рассказала Ирина Костевич. - НСК - это инструмент, позволяющий обеспечить согласование спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования. Таким образом, современным языком, это посредник между рынком труда и системой образования, задача которого через организационно-правовые механизмы обеспечить экономику квалифицированными кадрами. Сегодня это как никогда актуально, поскольку со всех трибун и площадок озвучивается проблема дефицита кадров. При этом проблема не столько в количестве (что, конечно, есть с учетом демографических вызовов), проблема в качестве трудовых ресурсов".
Парламентарий обосновала, с чем это связано? "Остановлюсь на трех проблемах. Первая проблема формируется еще на старте трудового пути человека, то есть в учреждении образования при получении будущим работником профессии. Наниматели говорят о том, что результаты обучения часто не соответствуют требованиям, предъявляемым ими к квалификации работников. Вторая проблема заключается в достаточно низкой активности работников в получении новых знаний, умений и навыков на протяжении всего своего трудового пути. При этом надо отметить и слабую заинтересованность и, соответственно, отсутствие мотивации со стороны нанимателей в повышении работником своей квалификации. А ведь в условиях инновационного развития все большее значение приобретает получение знаний, умений и навыков на протяжении всего периода трудовой активности человека как непосредственно в учреждениях образования, так и вне их. Тезис "образование через всю жизнь" должен стать нормой жизни, - отметила депутат. - Третья проблема - ситуация наоборот, когда человек обладает соответствующими компетенциями. Но отсутствие в стране системы признания квалификации, достигнутой работником вне учреждения образования (это касается прежде всего рабочих профессий) создает сложности при трудоустройстве".
По словам Ирины Костевич, эти проблемы требуют комплексного решения. "Как раз НСК и является одним из механизмов в их решении на системной основе в целях создания возможности для получения компетенций, ориентированных на потребности рынка труда, условий для оценки квалификации, полученной не только в рамках системы образования, но и неформального обучения, - подчеркнула она. - Сегодня более 140 государств, включая Российскую Федерацию и Казахстан, вовлечены в процесс совершенствования национальных систем квалификаций. Беларусь также сделала в 2018 году значимый организационно-правовой шаг в этом направлении - Правительство утвердило Стратегию на средне- и долгосрочную перспективу по совершенствованию НСК. И работа закипела как по совершенствованию существующих, так и по введению ряда новых, современных элементов НСК, таких как национальная и секторальные рамки квалификаций, секторальный совет квалификаций, профессиональный стандарт, система независимой оценки и сертификации квалификаций".
"Итак, какие итоги сегодня имеем? При правительстве в 2019 году создан совет по развитию системы квалификаций. За период 2019-2024 годов в отраслевых министерствах, комитетах и концернах создано 22 секторальных совета квалификаций. Для разработки профессиональных стандартов принято 5 правовых актов Минтруда и соцзащиты. В 2023 году утверждена Национальная рамка квалификаций. В апреле 2023 года введена в эксплуатацию Единая интегрированная цифровая платформа НСК. С 1 января 2024 года в Трудовой кодекс Республики Беларусь введено понятие "профессиональный стандарт", определена сфера его применения. Профессиональный стандарт - это аналог квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик. Но в профстандарте более современно построено описание трудовых функций, требований к знаниям и опыту работника, - отметила Ирина Костевич. - За период 2020-2024 годов утверждено 62 профессиональных стандарта, которые включили в себя более 140 профессий рабочих и должностей служащих. Профессиональные стандарты предназначены для использования системой образования - при разработке образовательных стандартов, нанимателями - при найме работников и разработке должностных инструкций, работниками - при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста".
С учетом того, что в настоящее время действуют 36 выпусков Единого квалификационного справочника должностей служащих и 68 выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, которые включают более 8 тыс. наименований профессий, здесь есть над чем работать, - уверена Ирина Костевич. "По мере утверждения профессиональных стандартов и увеличения охвата сфер деятельности, квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики постепенно будут отменять. Сегодня у нанимателя есть право самому решать, применять квалификационные, тарифно-квалификационные характеристики либо профстандарт. Финальным аккордом в реализации современных подходов по совершенствованию НСК должно стать формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций. Как раз внесенный в Палату представителей проект закона и создает законодательную основу по ее формированию, - пояснила она. - Сегодня на рынке труда отмечается развитие компетенций, освоенных гражданами в процессе самостоятельного обучения и практического опыта, в том числе при выполнении работ по гражданско-правовым договорам и в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому основной задачей новой системы является признание знания, умения и опыта соискателей, полученного по профессиям рабочих вне системы образования или самостоятельно".
Востребованность независимой оценки и сертификации квалификаций подтверждается данными опроса нанимателей, проведенного в 2023 году. Заинтересованность в ее проведении для трудоустройства рабочих, имеющих знания и опыт, приобретенные самостоятельно, отметили более 70% нанимателей. Примерами таких профессий являются: слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, столяр, электромонтер, слесарь по ремонту автомобилей, стропальщик, маляр, штукатур, каменщик, плотник, швея, кондитер, животновод, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, парикмахер и другие.
Какие подходы заложены в проекте закона и как они будут работать
"Для функционирования системы независимой оценки и сертификации квалификаций учреждениям образования будет предоставляться статус центра независимой оценки и сертификации квалификаций. Решение о предоставлении статуса центра будет приниматься отраслевым республиканским органом госуправления с учетом решений соответствующих секторальных советов квалификаций. Прохождение независимой оценки и сертификации квалификаций является добровольным. Может быть инициировано, как самим соискателем, так и нанимателем. При направлении соискателя по инициативе нанимателя независимая оценка и сертификация квалификаций будет проводиться за счет средств нанимателя, по инициативе самого соискателя - за счет его средств. Независимую оценку и сертификацию квалификаций предлагается проводить в форме квалификационного экзамена. Для его проведения центром должны быть разработаны оценочные средства. В целях качественной разработки оценочных средств они будут подлежать экспертизе в порядке, установленном правительством. Также проектом закона закрепляется проведение оценки качества работы центров - один раз в пять лет. Экспертиза и оценка качества будет осуществляться Республиканским институтом профессионального образования. Основой при проведении квалификационного экзамена являются профессиональные стандарты, а при их отсутствии - тарифно-квалификационные характеристики", - рассказала Ирина Костевич.
По результатам квалификационного экзамена будет выдаваться сертификат о подтверждении квалификации либо заключение о результатах прохождения квалификационного экзамена (если соискатель не смог успешно пройти испытание ему выдается заключение, в котором будут содержаться рекомендации по дальнейшему обучению для получения соответствующей квалификации). В случае несогласия с результатами независимой оценки и сертификации квалификаций соискатель имеет право обжаловать их в апелляционной комиссии.
В целях информационного обеспечения независимой оценки и сертификации квалификаций будет создано три реестра (реестр центров независимой оценки и сертификации квалификаций; реестр наименований квалификаций; реестр сертификатов о подтверждении квалификации).
Одновременно, проектом закона вносятся изменения в Трудовой кодекс. "Ст.12 закрепляет право нанимателей направлять работников с их согласия на независимую оценку и сертификацию квалификаций, а пункт 3 ст.26 и ст.344 дополняются сертификатом о подтверждении квалификации. Кроме того, ТК дополняется новой статьей 1021, в которой устанавливаются гарантии для работников при направлении их нанимателем для прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций. В частности, работники будут освобождаться от работы для прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций с сохранением места работы и среднего заработка за все рабочие дни недели по графику работы, - дополнила парламентарий. - При этом если работник будет направляться в другой населенный пункт, то ему предоставят гарантии и компенсации, как для работников, направляемых в служебные командировки, то есть с выплатой суточных, возмещением проезда к месту прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций и обратно, а также найма жилого помещения. Таким образом, проектом закона устанавливается новое правовое регулирование общественных отношений, в частности для проведения независимой оценки и сертификации квалификаций соискателей".
"Принятие закона позволит сформировать организационно-правовой механизм признания квалификаций, приобретенных вне системы образования, и правовую базу для предоставления юридическому лицу статуса центра независимой оценки и сертификации квалификаций, установить единые условия и порядок подтверждения квалификации, признавать квалификацию как по профессии рабочего, так и по отдельным видам работ, - дополнила Ирина Костевич. - Создание новой системы - это еще один шаг в решении проблем рынка труда в условиях сокращения трудоспособного населения, поскольку расширятся возможности трудоустройства граждан, имеющих частичную квалификацию. Кроме того, это позволит сократить временные затраты системы образования, нанимателя и работника на получение квалификации".
БЕЛТА.-0-
"Национальная система квалификаций, или кратко НСК сформировалась еще в 1960 - 1980-е годы и на протяжении последующих десятилетий последовательно совершенствовалась с учетом требований экономического развития страны, - рассказала Ирина Костевич. - НСК - это инструмент, позволяющий обеспечить согласование спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования. Таким образом, современным языком, это посредник между рынком труда и системой образования, задача которого через организационно-правовые механизмы обеспечить экономику квалифицированными кадрами. Сегодня это как никогда актуально, поскольку со всех трибун и площадок озвучивается проблема дефицита кадров. При этом проблема не столько в количестве (что, конечно, есть с учетом демографических вызовов), проблема в качестве трудовых ресурсов".
Парламентарий обосновала, с чем это связано? "Остановлюсь на трех проблемах. Первая проблема формируется еще на старте трудового пути человека, то есть в учреждении образования при получении будущим работником профессии. Наниматели говорят о том, что результаты обучения часто не соответствуют требованиям, предъявляемым ими к квалификации работников. Вторая проблема заключается в достаточно низкой активности работников в получении новых знаний, умений и навыков на протяжении всего своего трудового пути. При этом надо отметить и слабую заинтересованность и, соответственно, отсутствие мотивации со стороны нанимателей в повышении работником своей квалификации. А ведь в условиях инновационного развития все большее значение приобретает получение знаний, умений и навыков на протяжении всего периода трудовой активности человека как непосредственно в учреждениях образования, так и вне их. Тезис "образование через всю жизнь" должен стать нормой жизни, - отметила депутат. - Третья проблема - ситуация наоборот, когда человек обладает соответствующими компетенциями. Но отсутствие в стране системы признания квалификации, достигнутой работником вне учреждения образования (это касается прежде всего рабочих профессий) создает сложности при трудоустройстве".
По словам Ирины Костевич, эти проблемы требуют комплексного решения. "Как раз НСК и является одним из механизмов в их решении на системной основе в целях создания возможности для получения компетенций, ориентированных на потребности рынка труда, условий для оценки квалификации, полученной не только в рамках системы образования, но и неформального обучения, - подчеркнула она. - Сегодня более 140 государств, включая Российскую Федерацию и Казахстан, вовлечены в процесс совершенствования национальных систем квалификаций. Беларусь также сделала в 2018 году значимый организационно-правовой шаг в этом направлении - Правительство утвердило Стратегию на средне- и долгосрочную перспективу по совершенствованию НСК. И работа закипела как по совершенствованию существующих, так и по введению ряда новых, современных элементов НСК, таких как национальная и секторальные рамки квалификаций, секторальный совет квалификаций, профессиональный стандарт, система независимой оценки и сертификации квалификаций".
"Итак, какие итоги сегодня имеем? При правительстве в 2019 году создан совет по развитию системы квалификаций. За период 2019-2024 годов в отраслевых министерствах, комитетах и концернах создано 22 секторальных совета квалификаций. Для разработки профессиональных стандартов принято 5 правовых актов Минтруда и соцзащиты. В 2023 году утверждена Национальная рамка квалификаций. В апреле 2023 года введена в эксплуатацию Единая интегрированная цифровая платформа НСК. С 1 января 2024 года в Трудовой кодекс Республики Беларусь введено понятие "профессиональный стандарт", определена сфера его применения. Профессиональный стандарт - это аналог квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик. Но в профстандарте более современно построено описание трудовых функций, требований к знаниям и опыту работника, - отметила Ирина Костевич. - За период 2020-2024 годов утверждено 62 профессиональных стандарта, которые включили в себя более 140 профессий рабочих и должностей служащих. Профессиональные стандарты предназначены для использования системой образования - при разработке образовательных стандартов, нанимателями - при найме работников и разработке должностных инструкций, работниками - при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста".
С учетом того, что в настоящее время действуют 36 выпусков Единого квалификационного справочника должностей служащих и 68 выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, которые включают более 8 тыс. наименований профессий, здесь есть над чем работать, - уверена Ирина Костевич. "По мере утверждения профессиональных стандартов и увеличения охвата сфер деятельности, квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики постепенно будут отменять. Сегодня у нанимателя есть право самому решать, применять квалификационные, тарифно-квалификационные характеристики либо профстандарт. Финальным аккордом в реализации современных подходов по совершенствованию НСК должно стать формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций. Как раз внесенный в Палату представителей проект закона и создает законодательную основу по ее формированию, - пояснила она. - Сегодня на рынке труда отмечается развитие компетенций, освоенных гражданами в процессе самостоятельного обучения и практического опыта, в том числе при выполнении работ по гражданско-правовым договорам и в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому основной задачей новой системы является признание знания, умения и опыта соискателей, полученного по профессиям рабочих вне системы образования или самостоятельно".
Востребованность независимой оценки и сертификации квалификаций подтверждается данными опроса нанимателей, проведенного в 2023 году. Заинтересованность в ее проведении для трудоустройства рабочих, имеющих знания и опыт, приобретенные самостоятельно, отметили более 70% нанимателей. Примерами таких профессий являются: слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, столяр, электромонтер, слесарь по ремонту автомобилей, стропальщик, маляр, штукатур, каменщик, плотник, швея, кондитер, животновод, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, парикмахер и другие.
Какие подходы заложены в проекте закона и как они будут работать
"Для функционирования системы независимой оценки и сертификации квалификаций учреждениям образования будет предоставляться статус центра независимой оценки и сертификации квалификаций. Решение о предоставлении статуса центра будет приниматься отраслевым республиканским органом госуправления с учетом решений соответствующих секторальных советов квалификаций. Прохождение независимой оценки и сертификации квалификаций является добровольным. Может быть инициировано, как самим соискателем, так и нанимателем. При направлении соискателя по инициативе нанимателя независимая оценка и сертификация квалификаций будет проводиться за счет средств нанимателя, по инициативе самого соискателя - за счет его средств. Независимую оценку и сертификацию квалификаций предлагается проводить в форме квалификационного экзамена. Для его проведения центром должны быть разработаны оценочные средства. В целях качественной разработки оценочных средств они будут подлежать экспертизе в порядке, установленном правительством. Также проектом закона закрепляется проведение оценки качества работы центров - один раз в пять лет. Экспертиза и оценка качества будет осуществляться Республиканским институтом профессионального образования. Основой при проведении квалификационного экзамена являются профессиональные стандарты, а при их отсутствии - тарифно-квалификационные характеристики", - рассказала Ирина Костевич.
По результатам квалификационного экзамена будет выдаваться сертификат о подтверждении квалификации либо заключение о результатах прохождения квалификационного экзамена (если соискатель не смог успешно пройти испытание ему выдается заключение, в котором будут содержаться рекомендации по дальнейшему обучению для получения соответствующей квалификации). В случае несогласия с результатами независимой оценки и сертификации квалификаций соискатель имеет право обжаловать их в апелляционной комиссии.
В целях информационного обеспечения независимой оценки и сертификации квалификаций будет создано три реестра (реестр центров независимой оценки и сертификации квалификаций; реестр наименований квалификаций; реестр сертификатов о подтверждении квалификации).
Одновременно, проектом закона вносятся изменения в Трудовой кодекс. "Ст.12 закрепляет право нанимателей направлять работников с их согласия на независимую оценку и сертификацию квалификаций, а пункт 3 ст.26 и ст.344 дополняются сертификатом о подтверждении квалификации. Кроме того, ТК дополняется новой статьей 1021, в которой устанавливаются гарантии для работников при направлении их нанимателем для прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций. В частности, работники будут освобождаться от работы для прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций с сохранением места работы и среднего заработка за все рабочие дни недели по графику работы, - дополнила парламентарий. - При этом если работник будет направляться в другой населенный пункт, то ему предоставят гарантии и компенсации, как для работников, направляемых в служебные командировки, то есть с выплатой суточных, возмещением проезда к месту прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций и обратно, а также найма жилого помещения. Таким образом, проектом закона устанавливается новое правовое регулирование общественных отношений, в частности для проведения независимой оценки и сертификации квалификаций соискателей".
"Принятие закона позволит сформировать организационно-правовой механизм признания квалификаций, приобретенных вне системы образования, и правовую базу для предоставления юридическому лицу статуса центра независимой оценки и сертификации квалификаций, установить единые условия и порядок подтверждения квалификации, признавать квалификацию как по профессии рабочего, так и по отдельным видам работ, - дополнила Ирина Костевич. - Создание новой системы - это еще один шаг в решении проблем рынка труда в условиях сокращения трудоспособного населения, поскольку расширятся возможности трудоустройства граждан, имеющих частичную квалификацию. Кроме того, это позволит сократить временные затраты системы образования, нанимателя и работника на получение квалификации".
БЕЛТА.-0-