ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 19 мая 2024
Минск Малооблачно +17°C
Все новости
Все новости
Комментарии
01 декабря 2023, 21:14
Сергей Хоменко

Конституционная культура и правосознание

Сергей Хоменко
Сергей Хоменко
Заместитель председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси

Правовое просвещение оказывает существенное влияние на формирование гражданского общества и построение правового государства. Оно играет важную роль в формировании правосознания и правовой культуры общества, создании атмосферы постоянного присутствия права в жизни людей, включенности населения в правовую жизнь. Особую актуальность правовая работа с населением приобрела в связи с проведением значимого для нашей страны события - конституционной реформы, а также принятием в этом году программных актов главы государства. О том, как ведется работа по правовому просвещению и какие корректировки следовало бы внести в соответствующий план, министр юстиции Сергей Хоменко рассказал на пленарном заседании форума Союза юристов "Право в современном мире".

Как отметил министр, в ходе конституционной реформы все граждане страны были активно вовлечены в обсуждение изменений Основного Закона. На проводимых в трудовых коллективах, студенческой среде, общественных организациях диалоговых площадках разъяснялись предлагаемые нововведения. И в обновленную Конституцию вошли только те из них, которые были поддержаны обществом.

А указом №172 от 13 июня 2023 года в новой редакции изложена Директива №2 "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения", которая направлена на повышение результативности работы с гражданами. Этим программным документом Министерству юстиции поручено обеспечивать координацию и методологическое сопровождение работы госорганов с населением в плане правового просвещения.

Особую значимость этим вопросам придала Концепция правовой политики, утвержденная указом №196 от 28 июня 2023 года. Сергей Хоменко подчеркнул, что концепцией в качестве одного из направлений реализации правовой политики обозначены правовые воспитание и просвещение, которые в свою очередь нацелены на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан в качестве условия совершенствования национальной правовой системы.

Сейчас правовым просвещением занимаются республиканские органы госуправления, областные и Минский городской исполнительные комитеты, а также некоторые другие государственные органы и организации на основании установленного постановлением правительства плана мероприятий по правовому просвещению граждан в 2021-2025 годах. Координирует работу по выполнению плана Министерство юстиции.

План правового просвещения включает в себя 50 мероприятий организационно-методического характера, а также в сфере учебно-педагогической деятельности и в информационной среде. Он задействует около 60 субъектов, 18 из которых не подчинены Совету Министров и участвуют в выполнении плана со своего согласия.

Однако проведенный Министерством юстиции анализ применения плана свидетельствует о том, что целесообразно усовершенствовать отдельные механизмы его практической реализации.

Так, план в различной степени охватывает ряд его субъектов с учетом особенностей их компетенции, не содержит унифицированных стандартов ведения названного вида деятельности. Необходимо доработать и тематику правового информирования населения, считают в Минюсте.

В частности, с учетом важных событий в правовой жизни государства, а именно внесения изменений в Конституцию, изложения Директивы №2 в новой редакции, принятия Концепции правовой политики, разработки и общественного обсуждения проекта Концепции национальной безопасности, а также предстоящей в 2024 году электоральной кампании, - следует дополнить план правового просвещения граждан мероприятиями, направленными на повышение уровня конституционной культуры и формирование конституционного правосознания.

В качестве форм и методов правового просвещения особую актуальность приобретает распространение правовой информации посредством различных коммуникационных технологий. Госорганы ведут на своих сайтах определенные рубрики, где освещают наиболее часто возникающие правовые вопросы, связанные со сферой деятельности конкретного государственного органа, а также в которой оперативно и в доступной для граждан форме размещают актуальную информацию об изменении правового регулирования определенных отношений.

Помимо этого, все большее распространение получает использование интернет-сервисов (видеохостингов) для прямых трансляций по актуальным для граждан вопросам, ведение различных аккаунтов в популярных соцсетях с размещением новостного и иного актуального информационного контента.

"И здесь очень важна обратная связь с населением, которая является одним из существенных инструментов, позволяющих выявлять проблемные вопросы, волнующие граждан, и принимать меры по их устранению, а также сегментировать целевую аудиторию исходя из запросов на получение информации правового характера", - заметил Сергей Хоменко.

По его словам, следует более активно применять такие формы взаимодействия с населением.

Министр также отметил, что в целом анализ законодательства Беларуси в сфере правового просвещения показывает его фрагментарность. Необходимость правового просвещения в большей мере получила закрепление в законодательных актах, направленных на профилактику неправомерного поведения. Речь идет, например, о законах "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии торговле людьми", "О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах".

Совершенствование мер по правовому просвещению населения включено в некоторые концептуальные и стратегические акты правительства Беларуси: Стратегию развития государственной молодежной политики Беларуси до 2030 года, "Активное долголетие - 2030", Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2020-2026 годы.

В этой связи для усовершенствования правовой работы видится оправданным проведение предварительного анализа целей, задач, видов и формы осуществления правового просвещения, полномочий государственных органов и организаций, особенностей их взаимодействия. Следует также изучить механизмы контроля и оценки результатов такой деятельности, что позволит выстроить четкую и скоординированную работу различных субъектов.

Между тем работа над планом правового просвещения уже ведется Министерством юстиции. Планируется более детально пересмотреть мероприятия плана, сделав их неотъемлемой частью практической деятельности государственных органов и организаций.

С учетом норм Директивы №2 и положений Концепции правовой политики Минюст в сотрудничестве с другими госорганами продолжит изучение передового опыта правового просвещения, выявление недостатков в работе по этому направлению, координацию и разработку мер по совершенствованию правовых основ, методологии и практики правового просвещения.

Двухдневный форум Союза юристов в таком масштабном формате впервые прошел в Минске. Это знаковое мероприятие профессионального юридического сообщества Беларуси организовано Белорусским республиканским союзом юристов, Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации, Национальным центром защиты персональных данных, ООО "Юрспектр". В первый день форума 30 ноября работа велась на пяти параллельных панелях, которые включили 22 секции. Во второй день состоялось пленарное заседание.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси