Исследования и разработки в Беларуси выполняются академической, вузовской и отраслевой наукой. Задействовано 28 тыс. исследователей и разработчиков. Для координации работы ученых и производственников в 1993 году был создан Государственный комитет по науке и технологиям. В этом году ведомство отмечает свое 30-летие. О системе управления наукой в стране и инновационном развитии Беларуси рассказали корреспонденту БЕЛТА в ГКНТ.
Насколько окупаются инвестиции в науку
Основным результатом работы комитета как регулятора в научно-технической и инновационной сфере является создание и совершенствование национальной инновационной системы. Разработаны законодательные основы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области интеллектуальной собственности.
В научно-технической деятельности за последние три года на Br1 инвестиций в среднем реализовано продукции на Br18 и в виде налогов возвращено в бюджет Br3,6. В инновационной деятельности за 6 месяцев 2023 года на Br1 инвестиций реализовано продукции на Br23,6, а высокотехнологичной - на Br24.
Доля поставок наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта увеличилась с 30,9% в 2015 году до 40,6% по итогам января - июня 2023 года. По сравнению с 2022 годом значение показателя увеличилось на 3 процентных пункта. Удельный вес инновационно активных организаций в общем числе организаций обрабатывающей промышленности увеличился с 21,5% в 2015 году до 30,9% в 2022-м. По итогам 2023 года значение показателя прогнозируется не ниже 30%.
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций обрабатывающей промышленности увеличился с 15,4% в 2015 году до 22,1% в январе - сентябре 2023-го.
Меры стимулирования инноваций
В стране принимаются системные меры, направленные на наращивание производства и экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции, в том числе за счет стимулирования научных исследований и разработок в организациях реального сектора экономики. В стране принята Государственная программа инновационного развития Беларуси на 2021-2025 годы - четвертая по счету. Она разработана с учетом всего предыдущего опыта.
Так, самая первая госпрограмма инновационного развития, которая реализовывалась в 2007-2010 годах, наполнялась проектами и мероприятиями из других госпрограмм. Идея заключалась в том, чтобы объединить в одном документе все значимые проекты по созданию технологий и производств, которые выполняются в разных отраслях экономики. Такой же принцип во многом сохранился и во второй программе инновационного развития на 2011-2015 годы. "В 2014-2015 годах было решено оставить в программе только те проекты и мероприятия, которые соответствуют высоким критериям инновационности. При этом были строго регламентированы критерии, которые необходимо было доказывать, чтобы включить проект в программу", - отметили в ГКНТ.
В полной мере эти принципы были реализованы уже в программе инновационного развития на 2016-2020 годы. В частности, была создана и окончательно оформлена система единой государственной научной и государственной научно-технической экспертиз. Установлены четкие правила и формализованные процедуры независимой экспертной оценки проектов для их включения в государственную программу инновационного развития. Кроме того, в прошедшем пятилетнем периоде создан республиканский централизованный инновационный фонд. Так у госпрограмм инновационного развития появился собственный механизм и источник финансирования проектов и мероприятий.
"Однако в рамках предыдущей программы инновационное развитие страны во многом осуществлялось за счет трансфера зарубежных технологий. Ключевой особенностью новой программы является системная переориентация инновационного развития страны на внедрение отечественных разработок и смещение акцента на косвенные механизмы государственного стимулирования (налоговые, таможенные и иные преференции) реализации проектов и мероприятий", - обратили внимание в ГКНТ.
Цель новой программы инновационного развития - достижение Беларусью уровня инновационного развития стран-лидеров в регионе Восточной Европы на основе реализации интеллектуального потенциала нации.
Инновационная инфраструктура
ГКНТ на системной основе формирует систему инновационной инфраструктуры, осуществляет координацию и методическое руководство деятельности субъектов по развитию инновационного предпринимательства, готовит нормативные акты по вопросам активизации инновационной деятельности в Беларуси. Также ежегодно проводит республиканский конкурс инновационных проектов. За период с 2010 по 2022 год на конкурсе рассмотрено 1645 проектов.
В Беларуси разработан комплекс мер по развитию национальной инновационной системы. Технопаркам предоставлено право формирования фондов инновационного развития для организации деятельности и развития материально-технической базы, финансирования инновационных проектов резидентов. В настоящее время разрабатываются методические рекомендации по бизнес-планированию для резидентов технопарков, а также по масштабированию сети субъектов инновационной инфраструктуры.
С 2016 года по настоящее время количество субъектов инфраструктуры увеличилось с 18 организаций до 25 (в том числе технопарков - с 10 до 17), объем произведенной резидентами продукции увеличился в 6 раз.
Комплексный прогноз научно-технического прогресса Беларуси
Такой прогноз является одним из основных структурных документов системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны. Он определяет наиболее перспективные области развития науки и технологий на среднесрочный и долгосрочный период, обеспечивающие реализацию конкурентных преимуществ страны, формирует единую платформу для разработки национальной стратегии устойчивого развития, отраслевых стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера. Он служит основой для определения системы приоритетов научной, научно-технической и инновационной деятельности в Беларуси, перспективных прорывных технологий, продуктовых групп и инновационных продуктов.
ГКНТ разрабатывал комплексный прогноз на 2021-2025 годы и на период до 2040 года и в настоящее время разрабатывает этот документ на 2026-2030 годы и на период до 2045 года. Для этого создана временная межведомственная рабочая группа. Работа завершается, до 15 декабря проект комплексного прогноза вместе с предложениями по единым приоритетам научной, научно-технической и инновационной деятельности должен быть внесен на рассмотрение Комиссии по научно-технической политике при Совете Министров. В 2024 году в планах внести на рассмотрение главы государства проект указа об утверждении единых приоритетов научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Международное сотрудничество
ГКНТ организует международное научно-техническое и инновационное сотрудничество с 50 странами мира. Действует более 100 соглашений о научно-техническом сотрудничестве с государствами и международными организациями. Комитет координирует деятельность 30 межправительственных комиссий, обеспечивает сотрудничество с международными организациями в сфере науки и инноваций, а также взаимодействие по этой теме в интеграционных объединениях.
Принята Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года. Утверждена также концепция научно-технического и технологического сотрудничества стран СНГ и план мероприятий по ее реализации.
В настоящее время ГКНТ совместно с Минобрнауки России и заинтересованными ведет работу над стратегией научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года, которая утверждается Высшим государственным советом СГ. Стратегия будет базовым документом стратегического планирования, обеспечивающим формирование единого научно-технологического пространства СГ и конкурентоспособность Беларуси и России.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА.-0-