Импортозамещение в строительстве на фоне глобальных политических и экономических изменений приобрело важный смысл. Речь идет о строительных материалах, технологиях, решениях, технике и т.д. Успешное замещение недостающего сырья и комплектующих необходимо для эффективного развития экономики и предприятий строительной отрасли страны. Белорусские и российские компании неуклонно работают в этом направлении. О перспективных решениях в современном строительстве, конкурентоспособности отечественных строительных материалов, а также о новых механизмах продвижения и поддержки предприятий строительного комплекса Беларуси на международных рынках рассказали эксперты, сообщает корреспондент БЕЛТА.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
"Сегодня актуален вопрос импортозамещения. За последний год много всего сделано в данном направлении. Мы не уходим от завозных материалов и комплектующих, однако мы снижаем их долю", - сказал руководитель проекта ООО "Лаборатория сертификационных и независимых технических испытаний СИНТИлаб" кандидат технических наук Михаил Мордич.
По его словам, для основного цикла строительства в Беларуси производится абсолютно все. "Мы вышли на то, что общие строительные материалы, которые нужны для основного цикла строительства, мы перекрываем отечественными материалами, а некоторые узкие отделочные, специфические - материалами импортного производства, в основном восточного направления - России, Китая и т.д.", - сообщил руководитель проекта.
В свою очередь кандидат технических наук доцент кафедры металлических и деревянных конструкций Московского государственного строительного университета Евгений Мелехин подчеркнул важность советской школы проектирования. "Все придуманное инженерами в Советском Союзе должно использоваться сейчас. Мы на этом стоим и к этому мы будем возвращаться все время. Западные технологии - это усовершенствованные разработки советской школы проектирования, в том числе и BIM-технологии - система сквозного проектирования, - отметил он. - Нам необходимо опираться на тот опыт, который у нас имеется, на ту базу, которая у нас есть, и эффективно ее продвигать дальше. В первую очередь нам нужно развивать свою материально-техническую базу. Все остальное у нас есть".
ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО "Красносельскстройматериалы"
ОАО "Красносельскстройматериалы" сегодня является крупнейшим производителем строительных материалов в Беларуси. Завод - современное многопрофильное предприятие, выпускающее продукцию в основном из собственного сырья - цемент, строительную известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, сухие строительные смеси, асбестоцементные листы и трубы, полиэтиленовую пленку.
"С 1914 года у нас накопился огромный профессиональный опыт по производству строительных материалов. Мы этим гордимся, дорожим и приумножаем свои успехи", - подчеркнул главный технолог предприятия.
Он отметил, что на современном этапе развития отрасли основной задачей акционерного общества является выпуск качественной и конкурентоспособной продукции с использованием белорусских сырьевых материалов, добавок и топлива. "В целом мы стараемся максимально уйти от импорта, чтобы максимально уменьшить себестоимость нашей продукции и снизить импортоемкость", - констатировал Юрий Гучек.
Также он рассказал о проектах, которые реализуются на предприятии. "В частности, реализован проект по строительству теплогенератора. Изначально был предусмотрен теплогенератор, работающий на природном газе. Для снижения себестоимости и импортоемкости мы воплотили данный проект и замещаем 95-97% природного импортного газа белорусским торфяным топливом. С 4 февраля мы запустили теплогенератор в работу, он функционирует в штатном режиме и дает нам ощутимую экономию. Мы к этому стремились", - сообщил Юрий Гучек.
Во втором полугодии 2021 года был реализован проект по модернизации энергетического комплекса - строительство технологической линии по использованию RDF-топлива при производстве клинкера сухим способом. "Пока такого топлива нет в Беларуси. Но мы надеемся, что в этом году Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов закончит свой проект и у нас появится RDF-топливо, - отметил он. - Чтобы наша линия не стояла, мы используем альтернативное топливо. Разработали технические условия для топлива из резиносодержащего сырья. За 2022 год мы использовали 6 тыс. т такого топлива".
Кроме того, предприятие изучает возможность использования искусственного гипса на основе фосфогипса. "Мы сейчас проводим лабораторные исследования синтетического гипса на основе фосфогипса, образцы которого нам предоставили из БГТУ. Возможно, в ближайшем будущем мы сможем частично заместить природный гипс", - акцентировал внимание главный технолог.
Линейка продукции у ОАО "Красносельскстройматериалы" довольно обширная. "У нас большая линейка цементов - свыше 10 наименований, различные сухие строительные смеси, блоки, силикатный кирпич, термоусадочная пленка, цемент, известь и т.д., - сказал Юрий Гучек. - Раньше порядка 40% нашей продукции мы поставляли на экспорт в Евросоюз. Сегодня же мы переориентировались на внутренний рынок".
ОАО "Завод керамзитового гравия г.Новолукомль"
ОАО "Завод керамзитового гравия г.Новолукомль", образованный в 1977 году, является одним из крупных производителей керамзита. Основным материалом, который выпускает завод, является керамзитовый гравий, также предприятие производит строительные керамзитобетонные блоки "ТермоКомфорт". "По прошлому году объем реализации такого блока составил 170 тыс. куб.м - это близко к 90 млн единиц условного кирпича. При этом в данном цеху работает всего 30 человек, у нас роботизированное производство", - сказал директор предприятия Михаил Лазарашвили.
По поводу санкций он отметил: "Сегодня мы потеряли большую часть рынков. Ограничения с середины прошлого года коснулись экспорта в Евросоюз цементосодержащих продуктов, однако сохранился рынок поставок керамзитового гравия, ограничения затронули только российский керамзит. Кроме европейского мы потеряли еще и украинский рынок. Однако после окончания СВО будет строительный бум, надо будет все восстанавливать и стройматериалы будут востребованы".
По словам директора, для строительных материалов транспортная логистика во многом является определяющей, потому что стоимость материалов невысокая, а цена на транспортные расходы довольно высока. "Что касается Российской Федерации, мы можем туда поставлять продукты, которые являются уникальными, в частности, керамзитный гравий для строительства. К сожалению, с РФ у нас нет равных условий для субъектов хозяйствования, прежде всего, с точки зрения стоимости энергоресурсов, т.е. российские производители пока в более выгодных льготных условиях, - обратил внимание он. - Мы хоть и впереди наших российских коллег с точки зрения энергоемкости производства, но разница в стоимости энергоресурсов - более чем в два раза. За счет наших технологических прорывов мы имеем одинаковую отпускную цену на заводе-изготовителе на кубометр керамзитного гравия в российских рублях, но нам ведь нужно еще довезти до России продукт. Поэтому, если бы немного дешевле были у нас энергоресурсы, тогда бы мы могли активизировать поставки керамзита в Российскую Федерацию".
Что касается обновления керамзитного производства, Михаил Лазарашвили сообщил, что на сегодня модернизированы три из пяти печей, идет модернизация четвертой. "Используется в основном отечественное оборудование", - добавил он.
БЕЛТА.-0-