В большинстве стран мира права людей с ограниченными возможностями защищает Конвенция о правах инвалидов. Она направлена на обеспечение полного участия инвалидов в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности. Теперь к конвенции присоединилась и Беларусь. Ее подписал Президент Александр Лукашенко во время участия в саммите ООН в Нью-Йорке. Документ охватывает самые различные сферы жизни, но достижение всех его задач, пожалуй, практически невозможно без главного - безбарьерной среды. Только при ее наличии люди с ограниченными возможностями могут чувствовать себя на равных с остальными членами общества. Корреспондент БЕЛТА на примере Минска изучил, насколько за последние годы городская среда стала доступнее для всех без исключения.
Большинство людей, слыша словосочетание "безбарьерная среда", в первую очередь вспоминают о людях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха. На деле же этот термин касается каждого третьего из нашего окружения. Городская среда без барьеров необходима и пожилому человеку, и получившему травму, и девушке с коляской, и даже совершенно здоровому велосипедисту или путешественнику, загруженному багажом. Это универсальная среда, которая способна сделать город комфортным и доступным для каждого. Поэтому и пользу от ее создания ощутят многие и многие люди, а не только физически ослабленные лица, для которых недоступность городской среды колоссально снижает качество жизни.
"Впервые термин "безбарьерная среда" был упомянут в белорусском законодательстве в конце 1991 года в законе о социальной защите инвалидов, - отметила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка. - Но, чтобы перейти к реальным действиям, нужно время, за которое должно преломиться сознание общества - не людей в коляске, а всех тех, от кого зависит создание безбарьерной среды". Постепенно менялись нормы строительства, появлялись первые куцые элементы безбарьерной среды. Например, крутые пандусы, по которым и здоровому человеку спуститься может быть опасно для жизни. Переломным этапом можно назвать 2000-е годы, когда о необходимости создания среды, адаптированной для всех, открыто заговорили на разных уровнях и начали закреплять вопросы законодательно.
Активно создавать доступную среду в Минске стали в 2011-2015 годы, когда начала воплощаться в жизнь городская программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц, при создании которой использовался принцип универсального дизайна, то есть среды, удобной для всех.
Самым значимым достижением, по мнению самих инвалидов-колясочников, стало изменение стандартов строительства в 2013 году. Согласно новым нормам, абсолютно все жилые здания должны быть обеспечены безбарьерной средой. "Нормы потихоньку менялись и по бордюрам, и по пандусам, но изменения в сфере строительства жилых домов - это нечто новое. Создание безбарьерной среды в каждом доме, вне зависимости от того, будет ли там жить человек с ограниченными возможностями, - тот прорыв, который был необходим уже давно, ведь инвалиды в доме всегда могут появиться. Кроме того, доступная среда в подъездах нужна и мамам с колясками, и велосипедистам", - отмечает председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко.
Разделяют мнение о необходимости работы на опережение и представители органов власти. "Мы стремимся к тому, чтобы ни один объект городской инфраструктуры не вводился в эксплуатацию без освидетельствования комиссией, в которую обязательно должен входить инвалид-колясочник, либо должно проводиться согласование с общественной организацией", - рассказывает Ирина Дудка.
Такой шаг нацелен на перспективу и в дальнейшем избавит от траты больших средств на создание свободного доступа в те здания, где создать его проблематично. Хуже всего дела обстоят в хрущевках. Лестничные пролеты там узкие, и возможности сделать стационарный пандус нет, ведь он еще больше сократит ширину лестницы. Это существенно помешает жильцам и нарушит правила пожарной эксплуатации. Приходится индивидуально для каждого случая создавать безбарьерную среду, что, конечно, стоит в разы дороже, чем запланированное в ходе строительства. Да и времени на решение проблемы уходит очень много, а человек в коляске вынужден быть запертым в квартире.
Минск - единственный город в стране, где в качестве пилотного с 2010 года реализуется проект по обмену квартир, предназначенный для решения таких сложных случаев. "С 2010 года квартиры обменяли 14 инвалидам-колясочникам. От общего числа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата это, конечно, цифра небольшая. Но с учетом того что мы эту работу проводим впервые, мы инициаторы и пока нет законодательной подушки для этого проекта, можно сказать, что и эта цифра - прогресс", - отметила Ирина Дудка.
Целевое финансирование на создание безбарьерной среды в домах, где живут люди с ограниченными возможностями, начало осуществляться лишь с 2011 года. Однако с тех пор ежегодно выделяемые суммы растут, причем не только за счет индексации - каждый год увеличивается и количество объектов, адаптированных для комфортной жизни инвалидов-колясочников.
Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, 70% объектов городской инфраструктуры доступны для маломобильных групп населения. На все большем количестве социальных объектов появляются пандусы, бордюры постепенно сравниваются "ноль в ноль", подземные переходы оснащаются подъемниками различных видов. Автобусный парк города более чем на две трети оснащен низкопольными автобусами, кроме того, есть машины, оборудованные аппарелью (пологая платформа для подъема и спуска, своеобразный выдвижной пандус). Специальные вагоны для лиц с ограниченными возможностями есть даже на железной дороге. Кардинально преобразилось за последние годы метро. На всех новых станциях есть лифты, а на старых, где переоборудование невозможно, используются гусеничные подъемники и кнопка вызова сотрудника метрополитена, который окажет помощь в спуске и подъеме. Работники подземки даже разработали онлайн-карту, на которой можно отследить, какие приспособления безбарьерной среды используются на той или иной станции.
Есть решение проблемы передвижения и для людей, которые не могут воспользоваться общественным транспортом, несмотря на все приспособления: ежедневно по Минску курсируют 19 машин социального такси. Инвалидам-колясочникам, детям-инвалидам и инвалидам первой группы услуга такого такси предоставляется бесплатно. Услуга очень востребована, но если заказать ее за день-два до намеченной поездки, то проблем не возникнет.
Безусловно, результаты действия программы в последнее время видны каждому. Элементы безбарьерной среды обращают на себя внимание в каждом новом здании, в переходах, в магазинах, в метро.
Чаще всего человек, который далек от проблем людей с ограниченными возможностями, видит пандус и думает, что это уже безбарьерная среда, а значит место доступно для инвалидов. "Я лично могу говорить о себе: до того как я стала заниматься инвалидами-колясочниками, даже уже работая в социальной защите, но не занимаясь глубоко созданием безбарьерной среды, это еще 5-7 лет назад, я думала, что один пандус - это уже адаптированная среда. Однако, когда вникаешь в суть, становится понятно, что только пандуса мало, должна быть продумана каждая деталь. Например, поручни обязательно должны быть с двух сторон и не слишком далеко друг от друга, чтобы человек в коляске мог комфортно взяться за них, иначе в пандусе нет никакого смысла", - рассказала Ирина Дудка.
Так и получается, что местами есть лишь элементы безбарьерного пространства, но нет комплекса, формирующего адаптированную среду. К сожалению, бывают случаи, когда деньги вложены, но элементы безбарьерной среды сделаны непродуманно и с нарушением существующих норм. Чтобы строить действительно дружественное для каждого городское пространство, нужно на каждом этапе понимать потребности физически ослабленных лиц и чувствовать свою ответственность за каждый шаг на пути к созданию того или иного элемента. Ответственен должен быть проектировщик, чтобы не полениться создать здание по всем нормам. Важность своей работы должен понимать строитель, чтобы не сделать уклон чуть больше, чем требуется, потому что так проще. Думать о физически ослабленных лицах необходимо работнику технического надзора, чтобы не разрешить эксплуатировать объект, не соответствующий требованиям. А водитель, участвующий в том числе в обеспечении работы средств адаптации городской среды, должен не забывать подъезжать к остановочным пунктам ровно, чтобы не создавать большой зазор между полом транспорта и площадкой остановочного пункта. Ведь часто можно наблюдать картину, когда низкопольный автобус куплен, остановка оборудована, но инвалид-колясочник все равно не может попасть в автобус без посторонней помощи из-за халатности водителя. Барьеры прежде всего в голове, ведь даже огромный штат надсмотрщиков не уследит за всеми и каждым, если работники не будут чувствовать своей ответственности. В то же время, когда каждый внесет крупицу понимания общей цели, работа над созданием безбарьерной среды выйдет на новый качественный уровень.
Не зря и власть свою работу строит под лозунгом "Мы сегодня вместе". Ведь логичнее всего узнавать, как комфортнее всего будет людям с ограниченными возможностями у них самих. В Мингорисполкоме существует специальная рабочая группа, которая занимается мониторингом объектов социальной инфраструктуры. Туда обязательно входят представители инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и слуху. Они выступают в роли экспертов, оценивают удобство безбарьерной среды, чтобы устранить недочеты. Ежеквартально работает координационный совет по делам инвалидов, в состав которого входят руководители структурных подразделений Мингорисполкома, организации, которые задействованы в создании безбарьерной среды, а также председатели общественных организаций инвалидов. "Очень важно, что наши общественные объединения проявляют активность. Не только заявляют свои права и потребности, но и ведут работу совместно с органами власти. Они изучают опыт, в том числе других стран, инновационные технологии и делятся с нами", - подчеркивает Ирина Дудка.
Одна из недавних инициатив Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников - проект "Доступный город". При реализации этого проекта был разработан информационный портал freeway.by, посвященный вопросам безбарьерной среды. На нем размещены так называемые карты доступности белорусских городов, где обозначены различные объекты социальной инфраструктуры и степень их доступности для физически ослабленных лиц. Такие карты помогут спланировать маршрут таким образом, чтобы не столкнуться с непреодолимыми преградами. На карту уже нанесено более 1 тыс. объектов. Общественное объединение разработало специальные анкеты и инструкции, следуя которым, любой человек может поучаствовать в проекте: обследовать удобный для него по месторасположению объект и сообщить сведения о замерах. Уже 70 волонтеров присоединились к созданию "карт доступности".
Евгений Шевко рассказал, что работа ведется еще с весны: "Мы везде размещаем объявления, призываем поучаствовать в нашей работе. Волонтеры приходят, но всегда хочется больше". Волонтерами можно выступать целыми организациями: несколько минских фирм подключили к произведению замеров всех сотрудников. Есть несколько договоренностей со студенческими объединениями. Подключить к проекту "Доступный город" своих волонтеров планирует и комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Это студенты архитектурных и строительных специальностей, которые уже участвовали в мониторинге социальных объектов совместно с представителями власти.
Проект "Доступный город" призван популяризовать идею безбарьерной среды. Уже готовы специальные наклейки, сигнализирующие о доступности объекта. "Такая наклейка на двери здания выделит организацию среди других подобных, тем самым повысив престижность безбарьерной среды. Это побудит бизнес адаптировать свои помещения для людей с ограниченной подвижностью, чтобы расширить список своих клиентов, ведь к маломобильным группам относится 30% населения", - уверены организаторы проекта. По проекту подготовлены 8 специалистов из числа инвалидов-колясочников, которые помогали разрабатывать инструкции. Также они выступают в роли экспертов, готовых дать бесплатную консультацию по созданию безбарьерной среды. В результате организация сможет устранить барьеры и не совершить при этом ошибок, бьющих по карману, в силу неопытности в этом вопросе.
Последнее пятилетие принесло значительные подвижки в вопросах доступной среды. Много чего сделано, но еще больше предстоит сделать. При реализации программы на 2016-2020 годы продолжат развивать уже существующие направления и добавят новые. Так, больше станет мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов по зрению и слуху - оборудование перекрестков тактильной плиткой, установка светофоров со звуковым сигналом, расширение штата сурдопереводчиков. В планах создать Центр приема и передачи информации для инвалидов по слуху и внедрить услугу по сопровождению инвалидов по зрению.
К сожалению, зачастую тормозит процесс создания безбарьерной среды не отсутствие каких-либо законодательных актов или финансирования, а само общество. В сознании белорусов еще не до конца сложилось правильное отношение к понятиям "безбарьерная среда" и "лицо с ограниченными возможностями". Взять хотя бы постоянно занятые машинами здоровых людей парковки для инвалидов.
Первые нормы по обеспечению доступности к объектам инфраструктуры появились в Европе и США в 50-70-е годы прошлого столетия. В Беларуси, в сущности, первые шаги были сделаны всего 10-15 лет назад. Очевидно, что и уровень адаптации инфраструктуры не может быть соизмерим с европейским. Однако изменением отношения всего общества, совместными усилиями каждого и с использованием опыта стран, преуспевших в создании безбарьерной среды, в том числе законодательного, можно создать доступную инфраструктуру в ближайшие годы, не проходя путь в десятилетия.
БЕЛТА.