ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 25 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Комментарии
05 июня 2015, 14:18
Дмитрий Набздоров

Форекс в Беларуси - улучшение условий для белорусских и зарубежных игроков

Дмитрий Набздоров
Дмитрий Набздоров
Начальник главного управления регулирования некредитных финансовых организаций Национального банка Беларуси

В настоящее время финансовый рынок в Беларуси характеризуется неравномерностью развития его различных сегментов. Для ряда новых видов финансовых инструментов и посредников отсутствует специальное законодательство. Это ограничивает возможности эффективного функционирования отечественного финансового рынка, а также снижает его емкость. Улучшить сложившуюся ситуацию призван подписанный 4 июня указ №231 "Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс". Подробности, заложенные в документе, корреспондент БЕЛТА обсудил с начальником управления регулирования небанковских операций Национального банка Беларуси Дмитрием Набздоровым.

Суть проводимых на Форексе операций состоит в заключении на внебиржевом рынке в режиме реального времени с использованием интернета и специального программного обеспечения, предоставляемого форекс-компанией, контрактов на изменение во времени цены базового актива (например, цены иностранной валюты, выраженной в другой иностранной валюте). При этом фактической передачи покупаемой и продаваемой иностранной валюты не происходит, а выполняются беспоставочные операции. Так, одна сторона контракта уплачивает другой стороне сумму разницы между ценой базового актива при открытии клиентом позиции и ценой базового актива при закрытии клиентом позиции по этому базовому активу, возникшей в период между двумя сделками.

Цель принятия указа

До настоящего времени в Беларуси отсутствовало законодательство, регулирующее правоотношения между форекс-компанией и ее клиентами при заключении таких сделок, не был определен государственный орган для регулирования данного сегмента финансового рынка и контроля за его участниками. Белорусские граждане, не имеющие возможности совершать операции на внебиржевом рынке Форекс через отечественные компании, вынуждены были это делать через иностранные, что в свою очередь было сопряжено с существенными правовыми и экономическими рисками для них. При такой модели взаимодействия деньги белорусов фактически работали на экономику других иностранных государств, где деятельность на рынке Форекс была законодательно урегулирована. Налоги, соответственно, уплачивались иностранными компаниями в бюджеты тех стан, где они осуществляли деятельность.

В целях исправления сложившейся ситуации Нацбанком был подготовлен проект указа "Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс", предусматривающий создание системы государственного регулирования деятельности форекс-компаний, контроля за ними, а также повышения прозрачности данного сегмента финансового рынка в республике и защиты прав его участников.

Кто сможет проводить операции на рынке Форекс

Согласно указу инициировать такие операции (то есть быть клиентами форекс-компаний) могут любые физические и юридические лица, а уже непосредственно их осуществлять вправе только банки, небанковские кредитно-финансовые организации, форекс-компании и Национальный форекс-центр.

Причем банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут заниматься такой деятельностью без выполнения дополнительных обременительных требований. А вот получить статус форекс-компании может только юридическое лицо, зарегистрированное в Беларуси, уставный фонд которого сформирован в размере не менее Br2 млрд (обязательно в денежной форме), и включенное Национальным банком в реестр форекс-компаний. Процедура включения в названный реестр подробно описана непосредственно в указе.

Форекс-компаниям будет запрещено заниматься иными видами деятельности, кроме осуществления деятельности на внебиржевом рынке Форекс, оказания консультаций с ней связанных и реализации образовательной программы по вопросам совершения операций на Форексе.

Подробнее о требованиях к форекс-компаниям

Естественно, в указе к форекс-компаниям, кроме требований финансовой достаточности, содержатся и другие требования. Принимая во внимание, что одной из целей принятия нового документа является защита интересов граждан и юрлиц при проведении операций на рынке Форекс, указом устанавливаются квалификационные требования и требования к деловой репутации для руководителей форекс-компании, Национального форекс-центра, сотрудников и руководителей подразделения внутреннего контроля форекс-компании и Национального форекс-центра, а также требования к деловой репутации учредителей форекс-компании.

Кроме того, за Нацбанком указом закреплено право определять пределы риска для форекс-компаний и Национального форекс-центра. Форекс-компания будет обязана формировать обеспечительный капитал в целях безусловного выполнения своих обязательств перед клиентами по возврату маржинального обеспечения, повышения финансовой устойчивости компании. Минимальный размер обеспечительного капитала, порядок его формирования, пополнения и использования устанавливаются регулятором.

Что собой представляет Национальный форекс-центр

Национальный форекс-центр - это хозяйственное общество, в уставном фонде которого более 50% акций (долей) будет находиться в государственной собственности и которое призвано обеспечить снижение системных рисков на внебиржевом рынке Форекс.

Национальный центр сформирует в порядке, установленном указом, гарантийный фонд за счет взносов форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций для безусловного исполнения участниками рынка обязательств по возврату клиентам маржинального обеспечения при невозможности исполнения форекс-компаниями таких обязательств за счет собственных средств и обеспечительного капитала, а банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями - за счет собственных средств.

Кроме того, Национальный форекс-центр будет собирать, систематизировать, учитывать и хранить отчетность обо всех совершаемых форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операциях на внебиржевом рынке Форекс и представлять ее в агрегированном виде в Национальный банк.

Когда форекс-центр будет технически и финансово готов, он сможет выполнять функцию "форекс-компании для более мелких форекс-компаний". Иными словами клиентами Национального форекс-центра смогут выступать форекс-компании, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Многостороннее решение проблем

В соответствии с указом основанием для проведения операций на внебиржевом рынке Форекс является соглашение о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Согласно ему форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация принимают на себя обязательства совершать от своего имени и за свой счет посредством связи с клиентом через интернет или с использованием других технических средств инициируемые клиентом операции с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в отношении различных базовых активов.

Указ определяет существенные условия такого соглашения. В их числе:

- порядок внесения клиентом маржинального обеспечения, его учета и возврата клиенту;

- порядок определения соотношения суммы, указанной в распоряжении клиента о фиксации цены базового актива при открытии позиции, и суммы маржинального обеспечения;

- порядок определения цен базовых активов;

- порядок закрытия позиции форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией при недостаточности маржинального обеспечения клиента для поддержания открытой позиции;

- порядок и сроки расчетов между клиентом и форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией;

- порядок инициирования клиентом совершения операции с беспоставочным внебиржевым финансовым инструментом путем направления распоряжения;

- порядок определения размера вознаграждения форекс-компании, Национального форекс-центра, банка, небанковской кредитно-финансовой организации за совершение операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также сроки его уплаты;

- порядок и сроки представления клиенту отчетов о совершенных операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, понесенных клиентом расходах, полученных клиентом доходах.

О базовом активе

Базовыми активами по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами могут выступать иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги, нефть и другие активы, определяемые Советом Министров Беларуси совместно с Национальным банком. Кроме того, операция с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами может осуществляться в отношении совокупности базовых активов.

Как использование в качестве базового актива иностранной валюты согласуется с нормами валютного законодательства

Важно подчеркнуть, что согласно указу операция с беспоставочным внебиржевым финансовым инструментом является внебиржевой сделкой, состоящей из двух частей (открытие и закрытие позиции). Она не предусматривает прав и не устанавливает обязанностей сторон по покупке (продаже) базового актива, но создает обязанность уплатить сумму разницы между ценой базового актива в момент открытия позиции и ценой базового актива в момент закрытия позиции. То есть в соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" такая беспоставочная операция сама по себе не признается валютной. В рассматриваемом случае валютной операцией будет признана сделка, предусматривающая использование иностранной валюты.

При этом указом установлено право форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций использовать иностранную валюту в расчетах с клиентами по заключенным соглашениям, с Национальным форекс-центром при формировании гарантийного фонда, а также с внешними контрагентами-резидентами для управления рисками, возникающими при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Кроме того, форекс-компаниям и Национальному форекс-центру дано право приобретать валюту на внутреннем валютном рынке, а также без разрешения регулятора открывать счета в банках-нерезидентах и совершать по ним валютно-обменные операции на внешнем валютном рынке в соответствии с указом.

Технические требования к участникам внебиржевого рынка Форекс с учетом его работы в режиме реального времени

Форекс-компания, банк, небанковская кредитно-финансовая организация для деятельности с беспоставочными внебиржевыми инструментами обязаны использовать программное обеспечение, предоставляемое на основании лицензионного договора с Национальным форекс-центром. Или это должно быть программное обеспечение, прошедшее проверку и признанное соответствующим установленным Национальным банком требованиям. Порядок проведения проверки программного обеспечения установит регулятор.

Какой госорган будет регулировать операции на внебиржевом рынке Форекс

Государственным органом для регулирования операций на внебиржевом рынке Форекс определен Национальный банк. Ему, например, предоставлены полномочия по установлению порядка создания и ведения реестра форекс-компаний, требований по формированию обеспечительного капитала, пределов риска форекс-компании и Национального форекс-центра, по разъяснению вопросов применения указа.

Участие населения на финансовом рынке

Участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Указ поспособствует в том числе решению и этой задачи.

Как правило, доходы граждан от совершения операций на финансовом рынке страны не облагаются подоходным налогом. Такой же подход, который направлен на развитие финансового рынка, заложен и в указе - в соответствии с ним до 1 марта 2019 года освобождаются от подоходного налога доходы, полученные физическими лицами по заключенным с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями соглашениям.

Официальная статистика о текущем объеме операций на рынке Форекс, проводимых белорусскими гражданами за пределами страны, отсутствует. Однако по информации белорусской Ассоциации развития финансового рынка, оборот реальных денежных средств белорусов, совершающих операции на рынке Форекс, постоянно растет. По неофициальным данным, на рынке Форекс участвуют более 20 тыс. граждан Беларуси, а сумма инвестируемых ими денежных средств превышает $40 млн в эквиваленте.

Как будут облагаться налогом доходы форекс-компаний

Указом на 50% понижается ставка налога на прибыль, установленная первым пунктом статьи 142 Налогового кодекса Беларуси, при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности на рынке Форекс. Установление ставки налога на прибыль для белорусских форекс-компаний в размере 9% не является льготной, а лишь соответствует принятым в других странах подходам к эффективному регулированию рынка Форекс.

Международная практика регулирования операций на рынке Форекс

В Евросоюзе существует наднациональный законодательный акт - Директива по финансовым инструментам и рынкам (MiFID), регулирующая в том числе и инструменты рынка Форекс.

В США в связи интенсивным развитием фьючерсного рынка в 1974 году была создана Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC). В настоящее время ее полномочия распространяются также на регулирование инструментов рынка Форекс, в том числе внебиржевые форварды и опционы, базовым активом для которых являются валютные пары. CFTC контролирует участников финансового рынка, стимулируя повышение конкурентоспособности и эффективности, защищая профессионально неподготовленных инвесторов от манипуляций и недопустимых маркетинговых приемов, тем самым обеспечивая выполнение финансовых обязательств компаниями - провайдерами услуг.

Кроме того, в США существует Национальная фьючерсная ассоциация (NFA), которая является межотраслевой саморегулируемой организацией для инструментов финансового рынка США, включая инструменты валютного рынка Форекс. NFA развивает правила, программы и процедуры, которые сохраняют целостность и эффективность рынков, защищают инвесторов и помогают участникам рынка исполнять свои обязанности перед регулятором в лице CFTC

К слову, при разработке проекта указа, в том числе, были использованы регулятивные подходы, применяемые в зарубежных юрисдикциях.

Регулирование операций на рынке Форекс в России и Казахстане

В Казахстане операции на Форексе пока находятся вне национального правового поля.

В России наблюдается высокая активность участников на рынке Форекс. По оценкам ЦРФИН (саморегулируемая организация в России), в работу на данном сегменте финансового рынка к настоящему времени вовлечено более миллиона человек, что превосходит совокупное число частных инвесторов на российском фондовом рынке.

Для обеспечения прозрачности и предсказуемости деятельности на Форексе, а также для защиты интересов участников этого сегмента финансового рынка был принят Федеральный закон № 460-ФЗ от 29 декабря 2014 года, где дается определение дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс, устанавливаются требования к ее лицензированию, а нормативное регулирование передается на уровень федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Центрального банка России).

Деятельность форекс-дилера является исключительной, таким образом ни банки, ни иные профучастники российского рынка ценных бумаг не вправе выступать в качестве форекс-дилера. Кроме того, требования финансовой достаточности к форекс-дилерам в соседней стране довольно высокие - размер собственных средств российского форекс-дилера должен быть не менее 100 млн российских рублей. Его клиентами могут быть только физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Еще одной особенностью российского подхода к регулированию операций на Форексе является делегирование ряда полномочий саморегулируемой организации форекс-дилеров.

Вывод

Указ №231 не только будет способствовать повышению правовой защищенности отечественных потребителей финансовых услуг, снижению риска появления на рынке компаний-мошенников, псевдофорекс-компаний, финансовых пирамид под видом форекс-компаний, но также позволит вовлечь сбережения граждан в экономический оборот. Ведь денежные средства клиентов белорусских форекс-компаний будут находиться на счетах, открытых в отечественных банках, а значит - работать на экономику страны.

Кроме того, можно рассчитывать на привлечение в страну денежных средств нерезидентов клиентов форекс-компаний, так как создаваемые в Беларуси условия для проведения операций на внебиржевом рынке Форекс более привлекательные, чем в других странах Единого экономического пространства. В том числе за счет налоговых аспектов и более лояльных требований к уровню финансовой достаточности форекс-компаний.

В совокупности нормы указа направлены на создание системы государственного регулирования деятельности форекс-компаний и контроля за ними, развитие данного сегмента финансового рынка за счет выработки четких правил деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси