ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 14 октября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Комментарии
28 февраля 2017, 12:05
Юлия Дыленок

Бизнес и власть: на пути выстраивания диалога

Юлия Дыленок
Юлия Дыленок
Корреспондент БЕЛТА

Такого особого внимания к бизнес-сообществу на всех без исключения уровнях не было давно. Нельзя сказать, что когда-то предприниматели и их предложения не воспринимались всерьез, но сейчас ситуация кардинальным образом поменялась: обе стороны диалога выказывают недюжинную заинтересованность в его организации на постоянной крепкой и конструктивной основе. Еще одним доказательством тому должна стать Ассамблея деловых кругов, намеченная на 1 марта во время II Недели белорусского предпринимательства. На мероприятии будет представлена уже ставшая традиционной Национальная платформа бизнеса - сборник предложений по улучшению делового климата. Точнее, ее проект, который будет доработан с учетом предложений участников ассамблеи. Окончательный вариант планируется направить во все без исключения госорганы.

Проект Национальной платформы бизнеса - 2017 можно без труда найти в интернете, что и было мною сделано. Цель поиска - проанализировать предложенное и соотнести его с уже принятыми решениями и анонсированными планами властей по развитию предпринимательства в стране.

В проекте 86 предложений, разбитых по шести направлениям: добросовестная конкуренция; эффективная дебюрократизация; регуляторная оптимизация; институты эффективного развития и роста; расширение доступа к имуществу, активам и инвестициям; ответственное партнерство.

Под №1 значится "Запрет органам государственного управления и исполкомам, государственным контролирующим и надзорным органам входить в состав учредителей и собственников субъектов хозяйствования; выход министерств и ведомств из состава учредителей коммерческих и некоммерческих организаций для ликвидации конфликта интересов между их регуляторной, контрольной и лицензионной функциями". Конечно, начало диалога с необходимости что-либо запретить может показаться слишком резким, но это скорее этический момент, поэтому рассмотрим предложение в чистом виде. Как минимум, новым его не назовешь. Если не вдаваться в детали, то речь о новациях, предусмотренных стратегией повышения эффективности управления государственными организациями. Общий посыл заключается в разделении функций государства как регулятора и собственника. Согласно комплексу мер по реализации Программы социально-экономического развития на 2016-2020 годы (далее - комплекс мер), внесение стратегии на рассмотрение в Совет Министров запланировано на апрель 2017 года. Но, судя по заявлению первого заместителя Государственного комитета по имуществу Алексея Васильева, документ уже находится в высокой степени готовности, его подписание ожидается в ближайшее время.

Еще одно предложение предпринимательского сообщества, указанное в Национальной платформе бизнеса, - оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования исключительно на конкурсной основе независимо от формы собственности. Практически дословно об этом же говорится в Программе социально-экономического развития на пятилетку. Не единожды это декларировали представители власти. Цитата премьер-министра Андрея Кобякова: "Господдержка не должна быть, как кто-то считает, палочкой-выручалочкой, каким-то спасательным кругом, который кидают предприятиям, которые провалили дело. Господдержка - это не способ удержания на плаву банкротов. Она должна быть конкурсной, чтобы ее эффективность была максимально высокой, должна быть одинаково доступной для всех субъектов хозяйствования, а не только для избранных".

Кроме того, предприниматели говорят о необходимости установления единого норматива целевых отчислений, производимых заказчиками (застройщиками) от стоимости строительно-монтажных работ (СМР) по объектам строительства на финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством, Государственного комитета стандартизации, независимо от источника финансирования. Как пояснила вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилия Коваль, в настоящее время организации частной формы собственности платят 35% от стоимости СМР, государственной - 15%.

Также предприниматели предлагают отменить ассортиментные перечни для субъектов МСП для объектов торговли площадью до 100 кв.м, общественного питания - до 50 кв.м. Что интересно: в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли рассказали, что в настоящее время площадь почти трех четвертей торговых объектов в стране - менее 100 кв.м. Если взять, к примеру, Брестскую область, то там 70% магазинов - до 25 кв.м. В свое время было предложение отменить ассортиментный перечень для таких объектов. Но местные органы власти эту инициативу не поддержали: тут важно понимать, что наличие перечня - это не блажь госорганов, а так называемая продовольственная подушка безопасности. Если говорить об объектах общественного питания, то в конце прошлого года МАРТ принял постановление №35, согласно которому субъектам предоставлено право полностью самостоятельно определять ассортиментную политику объекта. "Бизнесмены выступали за самостоятельное формирование ассортимента, опираясь на знание покупательского спроса. Вопрос дискуссионный, но подошло время, когда регулирование здесь не нужно. В свое время был высок риск всем ресторанам превратиться в предприятия, предлагающие фаст-фуд. Чтобы избежать такого, была введена классификация. Сегодня рынок сформировался, бизнес анализирует покупательский спрос, мировые тенденции и понимает, какой ассортимент будет популярен", - рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич.

Предприниматели считают необходимым предоставить оценщикам негосударственной формы собственности право оценивать государственное имущество (активы) и землю. В этой связи в Госкомимуществе рассказали, что в республике ведется системная работа по совершенствованию регулирования оценочной деятельности. В частности, выполняется комплекс мероприятий по оптимизации численности оценщиков и условий их "входа в профессию", повышению требований к квалификации, совершенствованию контроля качества оценочных услуг, а также ценообразованию и разработке норм времени на оказываемые услуги, утверждению правил профессиональной этики оценщика и повышению роли саморегулируемых организаций в области рынка оценочных услуг. Все это будет являться предпосылкой для возможного снятия ограничения по исполнителям оценки государственного имущества.

Одно из предложений бизнеса касается необходимости упрощения и удешевления процедуры выдачи разрешений на размещение рекламы. МАРТ уже выступил с инициативой отмены обязательного согласования наружной рекламы в исполкомах. "Полагаем, что этот вопрос можно отдать на откуп бизнесу", - пояснили в ведомстве.

В разделе "Регуляторная оптимизация" бизнес-сообщество в первую очередь настаивает на снижении налоговой нагрузки, установлении моратория на введение новых налогов, сборов, пошлин, обязательных неналоговых платежей, а также изменение размера и порядка их оплаты. Комплексом мер это предусмотрено. Исключения составят случаи, когда соответствующие обязательства предусмотрены международными договорами.

В целом налогам и сборам посвящено сразу несколько предложений Национальной платформы бизнеса. Помимо выше обозначенного предприниматели считают необходимым ввести мораторий на уплату налога на прибыль до 1 января 2021 года для всех субъектов хозяйствования. Также бизнес хочет отмены повышающих коэффициентов к базовым ставкам налога на недвижимость, земельного налога, а также арендной платы на землю. Плюс отмены отсрочки принятия ввозного НДС к вычету по импортируемым товарам. Что касается предложений госорганов в этой связи, то комплексом мер предусмотрено проведение работ по массовой оценке недвижимого имущества в целях последующего перехода на исчисление налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости имущества. Также планируется совершенствование подходов к взиманию экологического налога посредством корректировки порядка определения его налоговой базы. Предполагается введение института "налоговых депозитов", стимулирующих вывод доходов и капитала из тени. Резидентам Беларуси, задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, будет гарантировано безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны. Что до освобождения от НДС, то предполагается, что оно будет действовать для вновь создаваемых субъектов МСП в сфере материального производства при ввозе технологического оборудования. Конечно, не совсем то, чего хотят предприниматели, но тоже немало.

Также бизнес ратует за приведение административного наказания (штрафов, конфискаций, изъятий) в сфере предпринимательской деятельности в соответствие с размером нанесенного государству или обществу ущерба, степенью общественной опасности и масштабами деятельности субъектов хозяйствования. Комплексом мер предусматривается "выработка механизмов дифференцированного применения штрафных санкций в границах, предусмотренных законодательством, в зависимости от степени вины и уровня дохода субъектов хозяйствования". Работу предполагается закончить в 2018 году.

Предприниматели предлагают дополнить критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства таким пунктом, как выручка от реализации товаров и услуг. О необходимости пересмотра критериев заявлял в октябре 2015 года тогда еще заместитель департамента по развитию предпринимательства Петр Арушаньянц. Он пояснял: "Мы приблизились к тому, что необходимо пересмотреть критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства. Пока у нас один критерий - численность занятых, в то время как во всем мире есть такой критерий, как объем выручки, либо объем основных средств. У нас эти критерии также применяются, но для целей предоставления государственной поддержки". В результате в число МСП попадают высокодоходные компании, например, Белорусская нефтяная компания. В Минэкономики рассказали, что учет критерия выручки от реализации товаров и услуг предусмотрен в программе "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы.

Отдельно стоит сказать о создании электронного реестра административных процедур, что также не осталось незамеченным предпринимателями. По словам заместителя министра экономики Ирины Костевич, реестр уже активно создается, со второго полугодия органы госуправления будут наполнять его своими административными процедурами, что позволит инвентаризировать эти процедуры, обеспечить прозрачность по составу, предъявляемым документам и стоимости и в итоге перейти на их прохождение в электронном виде. Заработать реестр должен не позднее 1 января 2018 года. В настоящее время в электронном виде можно пройти около 110 административных процедур. К 2020 году доля административных процедур, осуществить которые можно будет в электронном виде, должна составить не менее 75%.

Необходимость создания в Беларуси гарантийного фонда как инструмента обеспечения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам банков понимают как в правительстве, так и в предпринимательской среде. Предложения, посвященные данному вопросу, есть как в комплексе мер, так и в Национальной платформе бизнеса. Одновременно власти предусмотрели поэтапное увеличение к 2020 году объемов средств, направляемых на финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, до 1% от собственных доходов консолидированных бюджетов областей и Минска; создание центров предпринимательства на территории районов с численностью населения свыше 30 тыс. человек; увеличение к 2020 году не менее чем в два раза количества инкубаторов малого предпринимательства; введение института налоговых консультантов.

Солидарны бизнес и власть и в вопросах важности принятия нормативного акта и методики оценки регулирующего воздействия (ОРВ) законодательных актов. Проект закона "О нормативно-правовых актах" уже прошел первое чтение. "Даже есть готовый проект постановления, чтобы пакетным принципом быстро внедрить методику по проведению ОРВ", - рассказала Ирина Костевич. Совет по развитию предпринимательства предложил проект закона о саморегулируемых организациях. "Мы серьезно его на общественно-консультативном совете обсуждали, устраивали "мозговой штурм". При Минэкономики создана рабочая группа, которая его отрабатывает", - сообщила она.

Вопрос передачи в доверительное управление имущественных комплексов, низкорентабельных и убыточных предприятий частным субъектам хозяйствования недавно обсуждался на уровне Президента. Александр Лукашенко поручил оперативно урегулировать проблемные вопросы. Как пояснил председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев, суть механизма заключается в том, что имущество передается в управление юридическому лицу на определенный срок. Юридическое лицо, которое берет в управление имущественный комплекс, получает возможность расширить свое производство на существующей базе. При этом долги, если они есть у предприятия, которое берется в управление, остаются за этим предприятием. Но оно получает возможность использовать сырье, материалы, дилерскую сеть юрлица, которое берет этот комплекс в доверительное управление. В результате возникает положительный экономический и социальный эффект для обоих предприятий. "Доверительный управляющий принимает на себя обязательства выводить имущественный комплекс на прибыльную работу, а по результатам доверительного управления может ставиться вопрос о его приобретении", - рассказал Андрей Гаев.

Проанализировать абсолютно все предложения предпринимательского сообщества и соотнести их с планами госорганов в одном комментарии - задача сложная, да и не особо нужная. Понятно, что на многое из предложенного предпринимателями государство пойти не может. По крайней мере, пока. Но очевидно главное: есть все предпосылки, чтобы наладить по-настоящему конструктивный диалог власти и бизнеса. И есть стремление к этому как с одной, так и с другой стороны. Достаточно посмотреть на список спикеров, заявленных на Ассамблее деловых кругов. Среди них министр экономики Владимир Зиновский и председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин, министр антимонопольного развития и торговли Владимир Колтович и руководитель исследовательского центра Мизеса АЦ "Стратегия" Ярослав Романчук, министр финансов Владимир Амарин и первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов, председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев и председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Конечно, путь предстоит длинный. И главное - укрепить те доверительные отношения, которые только начинают формироваться, и сохранить их. А для этого нужно всего ничего: бизнесу - генерировать перспективные реализуемые идеи и доносить их до госорганов, а власти - слышать, анализировать, брать на себя обязательства и выполнять их.

Юлия ОГНЕВА, БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси