Два года в школе мне довелось поучиться в советской форме. Причем осенью и зимой случай был вообще запущенный: чтобы меня утеплить, мама пододевала под традиционное коричневое платье джинсы. Да, джинсы. Купить их в Минске в самом начале 1990-х было тяжело, особенно детские, но папа мой тогда строил что-то в Ираке, поэтому единственная дочка могла бы одеваться вполне себе ничего. Если бы мама не была настолько махровым блюстителем советской однозначности, что большинство вещей так и остались ненадеванными. Но не о дочках-матерях речь — речь о школьной форме.
Сейчас, когда заговаривают о ее возможном введении, реакция у причастных неоднозначная. Даже инициаторы с пальцем у рта шипят: ну что вы, это же не будет школьная форма - это будет единый цвет и стиль одежды для каждой конкретной школы, гимназии, лицея. Да ладно вам! Давайте называть вещи своими именами. Тем более что плохого в выражении "школьная форма"? Другое дело, какой смысл вкладывать в его определение. Как по мне, так введение школьной формы — идеальный вариант. Но только при условии идеального исполнения.
Когда в стране Советов все кошки были серы, выбирать можно было из крайне узкого ассортимента передников и накладных воротничков, да и выбор был весьма условным в виду дефицита, так и проблемы особой не было: брали то, что было, а потом подстраивались. Но появляется выбор, и начинается самое интересное.
Возьмем среднестатистическую среднюю школу Минска. Для начала руководство учебного заведения совместно с попечительским советом должно определиться с цветовой гаммой. Легко ли остановить свой выбор на чем-то конкретном и слиться в этом решении в единый поток родительского-учительского одобрения? Ой ли. Конечно, классический темно-синий, который одобрят практически все, никто не отменял. Но ведь есть бордовый или глубокий фиолетовый, или оливковый. Принимать решение, вероятно, придется большинством голосов. А как быть с недовольными, особенно если учесть, что попечительский совет — это даже не 10% родителей?
Дальше - больше. Имею в виду выбор моделей. Предприятия "Беллегпрома" (и, кстати, не только те, которые входят в состав концерна) обещают подготовить ассортимент по капсульному принципу. То есть будут линейки, выполненные в одном стиле, и вещи, которые сочетаются друг с другом. Например, родителям мальчика необязательно покупать пиджак — можно ограничиться жилеткой, а для девочки можно выбрать сарафан вместо юбки или брюки вместо платья. А можно и первое, и второе, и компот. Но как определиться с самой капсулой? Что предпочесть — натуральность или дешевизну, трикотажную ткань или костюмную? Хорошо, если в капсуле будет широкий ассортимент, а если нет?
Вызывают сомнения еще и чисто технические моменты. Например, если предполагается, что одежда будет шиться чуть ли не на заказ под конкретного ребенка, то на основании каких мерок — снятых в конце предыдущего учебного года? А если ребенок за лето вырастет на размер, поправиться, похудеет? Конечно, покупать на вырост — это любимая народная забава, причем в большинстве случаев оправданная. Но я покупаю одежду по размеру. И хотела бы так делать и впредь. Или другая ситуация: ребенок упал, расшиб колено, порвал брюки. Где потом искать новые в том цвете, который выбрала школа? Получается, надо сразу брать запасной вариант. А вдруг колено останется целым?
В общем и целом я веду к тому, что нужно тщательно проработать каждый, даже самый на первый взгляд незначительный нюанс, связанный с введением единого делового стиля, чтобы впоследствии не бороться с волной родительского негодования. Уверена, что это возможно, тем более что в отдельных школах и гимназиях инициатива уже реализована. А две школы Борисова и вовсе взяли за основу школьную форму советского образца. Странно, но не жалуются — гордятся!
И самое главное. В решении любого вопроса, так или иначе связанного с детьми, давайте интересоваться их мнением. Понятно, что вряд ли оно будет решающим, но прозвучать должно обязательно. Раз уж преобразования затеваются для их блага.
P.S. Не от журналиста — от мамы: начальники от образования, примите уже окончательное решение. Как по вопросу введения или не введения единой школьной формы, так и по всем остальным. Потому что нет ничего бесполезнее затянувшегося обсуждения, когда одни и те же варианты перемалываются по сто-пятьсотому кругу, ничего кардинально не меняя. Изобретите, наконец, велосипед, а мы попробуем научиться на нем ездить.