ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 26 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
БелТА Плюс
28 декабря 2021, 17:37

Как помогают детям с аутистическими нарушениями? Узнали в ресурсном центре в Бресте

Фото Вадима ЯКУБЕНКА
Фото Вадима ЯКУБЕНКА

В Бресте открылся уникальный ресурсный центр комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями, где их социально адаптируют и развивают скрытые способности. Узнали, как именно здесь помогают улучшить жизнь таким ребятам и их родителям.

Ресурсный центр находится на базе вспомогательной школы Бреста, в которой обучают детей с интеллектуальной недостаточностью. Директор Людмила Денисевич говорит, что давно они нуждались в подобном центре: в городе немало ребят с аутизмом, имеющих тяжелые нарушения.

– Мы оказались не совсем готовы учить таких детей: не хватало методической и технической базы. Поэтому стали изучать, какие нужно создать условия для их пребывания и подготовки. Так познакомились с коллегами из Польши – ассоциацией «Общий мир», которую возглавляет мама ребенка с аутистическими нарушениями. Она предложила принять участие в проекте международной технической помощи «Развитие трансграничного сотрудничества в оказании помощи людям с аутизмом на польско-белорусской границе» в рамках программы ТГС «Польша – Беларусь – Украина 2014-2020», благодаря чему мы в 2018 году получили грант. Также финансово помог Брестский горисполком, – рассказывает Людмила Денисевич.

Кабинет с личным пространством

На полученные деньги закупили мебель и необходимое оборудование: компьютеры, телевизоры, мультиборды и диагностические комплексы. Например, ADOS-2 – вторая версия плана диагностического обследования при аутизме, позволяющая оценивать возможности общения и социального взаимодействия у ребенка, который не говорит. Это помогает выстроить систему работы с такими детьми. Стоимость программы – 8 тысяч евро.

Для будущего ресурсного центра отремонтировали здание бывшего детского сада, оборудовали специальные учебные классы.

– Ребенку с аутистическими нарушениями очень важно иметь личное пространство, чтобы была возможность уединиться. Поэтому мы оборудовали классы одноместными партами. Кабинеты рассчитаны на 6-7 учащихся и тьюторов, которые сопровождают сложных в поведении и общении детей, – объясняет Людмила Денисевич.

Дети тренируют контроль над собой, сенсорные системы

Особенным детям комфортно находиться в ресурсном центре благодаря специализированным кабинетам. Есть комната релаксации с удобным креслом, световым и звуковым оборудованием, которое помогает детям успокоиться. Имеется и сенсорно-динамический зал, где занятия проводятся в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Основная задача – помочь научиться использовать сенсорные системы и ежедневно взаимодействовать с окружающим миром. К примеру, ребенок раскачивается на специальной платформе и одновременно выполняет задание педагога: пытается дотянуться до картинок или указать на определенное изображение.

Также в ресурсном центре есть сенсорный кабинет с массажными дорожками для тренировки рук и ног, песочным столом, где можно рисовать буквы и цифры, улучшая мышление и память, столиком для мозаики, который помогает работать над зрительным восприятием и мелкой моторикой. Имеются и специфические кабинеты – например, для бос-терапии, где дети тренируют контроль над собой.

– Выглядит это так: ребенку на голову надевают ободок с диодами, которые устанавливаются на определенные зоны головного мозга, и включают мультики либо компьютерную игру. При концентрации внимания ребенок видит четкую картинку, при ее потере – картинка зашумляется, уменьшается в размере. Благодаря таким манипуляциям ребенок учится концентрироваться.

Еще из интересного в ресурсном центре – использование метода Томатис – системы тренировки слушания. Основная цель занятий – научить заново слушать и слышать. Это позволяет не только развивать познавательные процессы, но и ослабить нарушения в развитии.

Также планируется оборудование кабинета социально-бытовой ориентировки, где детей научат готовить, стирать, убирать. Обучение будет начинаться с самого простого: как заваривать чай и делать бутерброд. Затем программа усложняется: старшеклассники, к примеру, уже пекут пироги.

Детей готовы привозить даже из других городов

Сейчас в ресурсном центре на постоянной основе обучается около 30 детей. В январе планируют набрать несколько групп дошкольников для краткосрочного пребывания. Интерес у родителей есть:

– Сейчас особенных детей довольно много. В управление по образованию постоянно звонят и спрашивают про набор. К нам даже приезжала женщина из Новополоцка и просила, чтобы мы взяли ее ребенка на обучение. На данный момент мы планируем набрать две группы по 4-5 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Всего же ресурсный центр готов принимать до 70 учащихся. Наша главная задача – помочь ребенку жить в этом мире, реализовывая все возможные ресурсы.

Дети с аутистическими нарушениями живут по своеобразным логическим алгоритмам. К примеру, они четко знают, что утром нужно сначала сходить умыться и почистить зубы, а потом одеться и сесть завтракать. Но если что-то в этой цепочке нарушается, происходит вспышка, которая выбивает ребенка из привычной колеи. При этом нужно быть готовым к ситуации, когда у него уже сформировался этот бытовой механизм, но в один момент все куда-то исчезает и нужно начинать заново.

***

«Человек, работающий с особенными детьми, должен отличаться добрым сердцем и твердым характером. Первое нужно, чтобы не обидеть. Второе – чтобы не скатиться до жалости. Когда начинаешь жалеть, ты ребенку не помогаешь, а делаешь все за него. Так нельзя. Задача специалиста – добиться того, чтобы ребенок делал все сам».


| Вадим БАННЫЙ, газета «7 дней».
| Фото Вадима ЯКУБЁНКА.


Просто маме на работу не хочется, вот я и болею: как дети позорят нас перед врачами

Топ-новости
Свежие новости Беларуси